Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка
статья

Даценко Анжелика Николаевна

В современном мире иностранный язык стал средством общения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью его использования в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.

При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире иностранный язык стал средством общения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью его использования в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.

При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения иностранного языка.

Но ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями, с которыми сталкиваются учащиеся. Так, например, учащиеся не знают значений многих слов, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.

 В чем же причина подобных проблем и затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по иностранному языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование функциональной грамотности, которую ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие таких умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач, а именно:

- умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

- умение извлекать информацию из разных источников;

- способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

- умение пользоваться источниками и ссылаться на них;

- умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;

- способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я применяю на уроках такие средства как игра, метод проектов, ИКТ и т.д. Для введения и тренировки лексического и грамматического материала использую информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:

  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • выявлять наиболее значимые факты;
  • определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

Я использую следующие упражнения на аудирование:

- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

- извлечение определенной информации;

- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

Говорение подразумевает под собой обучение монологической и диалогической речи.

Обучение монологической речи предполагает развитие умений:

  • делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;
  • кратко передавать содержание полученной информации;
  • рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;
  • рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;
  • описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

  • участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;
  • осуществлять запрос и обобщение информации;
  • обращаться за разъяснениями;
  • выражать свое отношение к высказыванию собеседника;
  • вступать и поддерживать общение.

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

  • личное письмо;
  • письмо в газету, журнал;
  • небольшой рассказ;
  • заполнение анкет;
  • изложение сведений о себе;
  • написание плана.

Перечислю некоторые виды упражнений по формированию навыков письма:

  1. Вставить пропущенные слова.
  2. Заменить выделенные курсивом слова синонимами.
  3. Выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.
  4. Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
  5. Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.
  6. Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
  7. Составить вопросы к ответам и наоборот.
  8. Соединить части предложений в логическом порядке.
  9. Составить план текста.

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события, факты;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • извлекать необходимую, интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.

Я использую следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  1. Определить по заголовку тему текста;
  2. Найти ответы на вопросы.
  3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  4. Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  5. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
  6. Найти описание внешности, места, события и др.
  7. Догадаться о значении слова по контексту.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

- текст должен быть  интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны  не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- текст должен быть структурирован;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Для развития читательской грамотности на уроках иностранного языка в основном использую упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.       Таким образом, использование на уроках иностранного языка различных видов заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая и парная формы работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение, поисковый метод. Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым.

 Функциональная грамотность на уроках иностранного языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка

В статье приведены примеры заданий и упражнений, которые учитель может использовать на уроках иностранного языка для развития функциональной грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Формирование функциональной грамотности  на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

данную презентацию можно применять для выступления нп МО или РМО...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС

В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС...