Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
статья по немецкому языку

Левина Наталья Викторовна

Формирование функциональной грамотности  на уроках иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности  на уроках иностранного языка»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи.»

(И. Г. Песталоцци)

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций. Поэтому ключевые термины в работе педагогов - это  самообразование, саморазвитие, ИКТ - компетентность, диагностика профессиональной компетентности и понимание важности изменений и развития. Все это должно помочь учащимся определять их активную роль в обществе и подготавливать для дальнейшего образования и работы. К выпускному классу ученик должен уметь добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий и возрастающих потоков информации, это очень важное умение. Мы должны обучать не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную информацию и умело ее использовать. Ученик должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников. Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения.

Функциональная грамотность является центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день и на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС. И именно функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Компоненты функциональной грамотности: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру: решать конфликты, работать с информацией, вести деловую переписку; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются общеучебные умения (ключевые компетенции), которые развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:

– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

– интеллектуальные умения (учебно‑познавательные, информационные, ценностно‑смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

– оценочные умения (ценностно‑смысловые компетенции или личностные действия);

– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально‑трудовые компетенции или коммуникативные действия).

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка,  а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам  не только знания по изучаемому предмету, но  и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.

Важнейшей в профессиональном становлении современного учителя иностранного языка является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках иностранного языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют: моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;с оздавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия; осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют: диалогическое взаимодействие; работу в малых группах на основе сотрудничества;активно-ролевую (игровую) организацию обучения; тренинговую организацию учебного процесса.

К основным факторам направления деятельности учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся следует относить:внедрение инновационных технологиии по формированию функциональной грамотности; интеграцию воспитательного компонента в содержание предмета;  развитие креативной компетентности учителей и учащихся в условииях информационно - образовательной среды; применение технологий системно-деятельностного, компетентностного и коммуникативно - когнитивного подходов в образовании; подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком. Для формирования и совершенствования всех компетенций в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

 - работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

- метод карусели / «идейная» карусель;

 - аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака /

- Броуновское движение;

 - «дерево решений»;

- кластеры;

- квесты;

- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

- конференции / дискуссии;

- ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

 - дебаты;

- проекты.

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Многие педагоги, несмотря на заданную установку на развитие функциональной грамотной личности, продолжают обучать по традиционной системе, не добавляют новаторство в учебный процесс. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках иностранного языка.

Итоговая работа по теме "Формирование УУД на уроках иностранного языка"....

Презентация "Формирование УУД на уроках иностранного языка"

Презентация к итоговой работе по теме "Формирование УУД на уроках иностранного языка"...

Формирование ОУУН на уроке иностранного языка

Формирование ОУУН на уроке инстранного языка. Презентация...

Формирование толерантности на уроках иностранного языка

Как формировать толерантность у младших школьников?...

Формирование УУД на уроках иностранного языка

Материал содержит описание методов, направленных на   развитие универсальных учебных действий обучающихся....

«Средства формирования УУД на уроках иностранного языка»

Презентация «Средства формирования УУД на уроках иностранного языка»...