Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС
статья

В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС, а также методы и приемы формирования функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_iya.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе образования большую актуальность приобретает достижение учениками не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов в процессе образовательной деятельность. Считается, что именно совокупность таких результатов способствует успешной адаптации учащихся в обществе, а также использованию полученных знаний на практике.

Современный мир стремительно меняется, он подразумевает неопределенность, нестабильность, поэтому пересмотр привычных целей и задач в обучении, актуализация знаний выходят на первый план. Чтобы ученики могли войти в VUCA-мир, им необходимо развивать функциональную грамотность.

Понятие «функциональная грамотность» впервые было введено организацией ЮНЕСКО в 1957 году. Данный термин понимался как совокупность умений читать и писать для успешного решения повседневных задач. Несмотря на то, что на данный момент развитие функциональной грамотности рассматривается в рамках среднего уровня образования, в 60-х годах оно применялось к взрослому населению, нуждающемуся в формировании элементарной грамотности.

В современном мире термин «функциональная грамотность» содержится в обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях школьного образования. Поэтому педагогам важно формировать у учащихся полезные знания, умения и навыки. Учителям английского языка также особенно важно развивать в учениках функциональную грамотность, так как английский язык – средство межкультурной коммуникации.

Учащимся необходимо не только иметь большой словарный запас и знание грамматических правил, но и уметь применить полученные знания в реальных ситуациях, адаптироваться к различным условиям, уметь поддерживать беседу и т.п.

В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС, а также методы и приемы формирования функциональной грамотности.


1. Понятие функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность человека максимально эффективно использовать полученные знания, умения и навыки для решения множества практических задач, с которыми он сталкивается каждый день.

Под функционально грамотной личностью мы будем понимать такую личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Функциональная грамотность включает в себя следующие направления:

  • читательская грамотность;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и анализировать письменные тексты, извлекать смыслы, уметь интерпретировать информацию для ее дальнейшего использования. Читательская грамотность дает возможность расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни.

Математическая грамотность – это способность человека проводить рассуждения с математической точки зрения, уметь формулировать и применять математику для решения жизненных задач в различных сферах жизни. Такой вид грамотности позволяет человеку осознать роль математики в мире, изучить математические понятия для их дальнейшего применения, а также научиться высказывать обоснованные суждения и принимать объективные решения.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека интерпретировать данные с научной точки зрения и использовать научные доказательства для получения выводов и принятия решений. Естественнонаучно грамотный человек занимает активную гражданскую позицию по вопросам, которые связаны с естественными науками, он стремится изучить естественнонаучные идеи и понятия, чтобы применять естественнонаучные методы исследования в практической деятельности.

Глобальные компетенции – это обособленный компонент функциональной грамотности, который нацелен на формирование универсальных навыков. Человек, владеющий глобальными компетенциями способен изучать не только местные, но и глобальные вопросы межкультурного взаимодействия, критически их оценивать с пониманием культурных, религиозных, политических, расовых и иных различий народов. Такой человек уважительно относится к суждениям и взглядам других людей, поэтому способен вступать в открытое и эффективное взаимодействие с другими людьми, а также выстраивать диалог культур.

Креативное мышление – это способность человека продуктивно участвовать в процессе создания, развития и совершенствования идей с творческой точки зрения. Такие идеи эффективные, инновационные, новые и нестандартные. Развитое креативное мышление влияет и на духовное развитие личности.

Финансовая грамотность включает в себя знание и понимание финансовых терминов, оценку финансовых проблем и пути их решения, а также навыки, необходимые для принятия эффективных решений в различных финансовых ситуациях, которые бы положительно влияли на рост финансового благополучия не только человека, но и общества в целом. Финансово грамотный человек способен предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения, умеет находить альтернативные решения и минимизирует финансовые риски.

Функциональная грамотность включает в себя такие компоненты, как:

  • знание сведений, правил, принципов;
  • усвоение общих базовых понятий и умений, являющихся основой решения повседневных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • готовность принимать и осознавать ценности, нормы, традиции современного мира;
  • умение адаптироваться в VUCA-мире (решать конфликты, работать с информацией, работать в условиях неопределенности и т.д.);
  • стремление повышать уровень образования, поддерживать идею непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Развитие функциональной грамотности – ключевая задача педагога XXI века.


2. Функциональная грамотность на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС

Основная цель обучения иностранному языку – формирование навыков свободного общения и практического применения, в связи чем формирование и развитие функциональной грамотности учащихся становится особенно актуальным.

Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. При эффективной работе педагога учащиеся смогут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях: например, спросить дорогу у прохожих, сделать заказ в кафе, вызвать себе такси, купить билеты в кино и т.д.

Функциональная грамотность содержится во ФГОС для каждого уровня школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт для начального общего образования по иностранному языку подразумевает:

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
  • освоение правил речевого и неречевого поведения;
  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  • формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт для основного общего образования по иностранному языку подразумевает:

  • приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
  • осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
  • формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего общего образования по иностранному языку включает в себя:

  • сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
  • владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
  • умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
  • достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
  • сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях

Все вышеперечисленные навыки необходимы учащимся, чтобы уметь адаптироваться в современном VUCA-мире. Образовательные стандарты охватывают различные аспекты развития учащихся, чтобы при выпуске из образовательного учреждения у учащихся было понимание того, что им необходимо для успешной адаптации и эффективной коммуникации. В связи с этим необходимо развивать функциональную грамотность на уроках иностранного языка при помощи различных методов и приемов.


3. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Целью формирования функциональной грамотности на уроках английского языка является развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Для этого необходима тщательная подготовка педагога к учебным занятиям, правильный подбор методов и приемов обучения, чтобы ученики могли осознавать практическую ценность изучения иностранного языка.

Разные направления функциональной грамотности требуют определенного подхода. В качестве примера рассмотрим развитие читательской грамотности на уроках иностранного языка.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания или для получения информации из текста для дальнейшей рефлексии и применения полученных знаний на практике.

Выделяют три группы читательских умений.

Первая группа – это ориентация в содержании текста, в рамках которой учащиеся научились:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  • находить в тексте требуемую информацию и т.п.

Вторая группа – это преобразование и интерпретация текста, для которой характерны:

  • умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

Третья группа – это оценка информации, содержащей умения:

  • откликаться на содержание текста;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

Овладение этими умениями и означает овладение смысловым чтением, которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

При формировании читательской грамотности важно правильно отбирать те тексты, которые будут наиболее успешно влиять на ее развитие. Выделим следующие правила отбора текстов с заданиями на формирование функционального чтения:

  1. Текст должен быть интересен и должен содержать неизвестную, но актуальную информацию и развивать кругозор;
  2. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст, объем текста не должен превышать норму;
  3. Незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
  4. Шрифт должен быть легко читаем; текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
  5. Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
  6. Текст должен быть структурирован;
  7. Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Обратим внимание, что помимо требований, которые должны соблюдаться при отборе текста, существуют также требования при отборе заданий к тексту:

  1. Задания должны быть пронумерованы и иметь понятную инструкцию;
  2. Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме;
  3. В одном задании не должно быть более одного вопроса;
  4. Задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели;
  5. Задания не должны даваться ради самих заданий, должно быть четкое понимание такого, к какому результату приведет его выполнение;
  6. Задания должны быть разного уровня сложности.

Также рассмотрим способы формирования глобальных компетенций на уроках иностранного языка, и на что педагогу стоит обратить внимание при подготовке уроков:

  1. Создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;
  2. Стимулировать интересы учащихся, развивать в них мотивацию к практическому использованию знаний и желанию учиться;
  3. Обращаться к личности ученика, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
  4. Активизировать ученика, делая его главным действующим лицом на учебном занятии, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
  5. Создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;
  6. Помогать учащимся осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
  7. Учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
  8. Предусматривать различные формы работы в классе (индивидуальную, групповую, коллективную), которые в полной мере стимулируют активность учащихся, их самостоятельность и творчество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив материал, мы можем прийти к выводу, что развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка действительно играет важную роль в становлении учащихся. Методы и приемы формирования функциональной грамотности способствуют не только получению новых знаний, но и развитию полезных умений и навыков, которые будут не только соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, но и будут актуальны в современном обществе.

Большинство методов и приемов могут не только поспособствовать формированию знаний, но и повышению мотивации учащихся не только на уроках иностранного языка. Например, развитие читательской грамотности позволит учащимся уметь работать с любыми текстами и любой информацией, анализировать и интерпретировать полученные данные. Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка позволяет учащимся успешно подготовиться к социализации в современном мире.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Институт развития образования Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  • Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  • Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  • Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  • Скиллбокс Медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  • ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Формирование функциональной грамотности  на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

данную презентацию можно применять для выступления нп МО или РМО...

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС

Основная цель обучения иностранному языку – формирование навыков свободного общения и практического применения, в связи с чем формирование и развитие функциональной грамотности учащихся становит...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Статья акцентирует внимание на важности формирования функциональной грамотности у учащихся через изучение иностранного языка. Рассматриваются ключевые компоненты функциональной грамотности, такие как ...