Игровые технологии как средство формирования функциональной грамотности
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вишняков Андрей Сергеевич

В методическом материале представлены игровые технологии из личного опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка»

 «Язык без умения мыслить –

это меню без еды:

написано хорошо,

а есть нечего».

Понятие «функциональная грамотность» появилось в сфере образования сравнительно недавно. Если с термином «грамотность» все более-менее понятно («грамотность» - это совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте), то с термином «Функциональный» не всё так однозначно.

Функциональным называется то, что относится к практике, конкретному использованию в жизни какого-либо объекта или явления. В педагогике этим объектом являются знания, умения и навыки (ЗУНы) и те ключевые компетенции, которые мы, как педагоги, формируем у учащихся на уроках.

Классификаций ключевых компетенций (по А.В. Хуторскому),

1.  Образовательные компетенции:

  • Ценностно – смысловая.
  • Общекультурная.
  • Учебно – познавательная.
  • Информационная.
  • Коммуникативная.
  • Социально – трудовая.
  • Личностного совершенствования.

2. Общепредметные  компетенции;

3. Предметные  компетенции.

Определение понятия функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи.

Данное понятие со временем дополнялось, и уже по мнению современных исследователей (например, А.А. Леонтьева), способность учащихся применять полученные компетенции для решения личностных, социальных и профессиональных задач в различных сферах человеческой деятельности – это и есть функциональная грамотность.

Она является не только показателем знаний отдельных обучающихся и даже не просто критерием качества образования в стране; она отражает потенциал подрастающего поколения.

Развивать  функциональную  грамотность у человека нужно для  повышения его конкурентоспособности и востребованности на рынке труда – данное требование закреплено в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте ООО 2021 года.

Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

Функциональная грамотность проверяется тестированием PISA (международное тестирование для школьников) (Programme for International Students Assessment) с целью проверки умения школьников интегрировать имеющиеся предметные знания в практических жизненных ситуациях. Участие образовательных учреждений в таких рейтингах – это показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени. Исследование проводится в специальной программе на компьютере в присуствии посторонних наблюдателей.

Для формирования функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку педагогу необходимо отбирать задания по следующим критериям:

  • комплексность (логическая группа задач, объединённых информационной и смысловой целостностью, для решения которых требуется применение не только предметных знаний и личного опыта, но и креативного мышления);
  • контекстность (использование в условии задачи описания конкретной жизненной/практической ситуации);
  • компетентность (нацеленность на проверку знаний и опыта самостоятельной деятельности, для вынесения объективных суждений и принятия верных решений);
  • концептность (конструируется на основе концептов с использованием дедуктивного метода; ориентирует на нелинейное мышление).

Что касается конкретных педагогических технологий, которые рекомендуется использовать в образовательной деятельности с целью формирования ФГ, то наиболее эффективные из них это:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Технологии уровневой дифференциации
  3. Проблемное обучение
  4. Технологии развивающего обучения
  5. Технологии коллективного способа обучения
  6. Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ)
  7. Проектное обучение
  8. Технология критического мышления/Метод EduScrum
  9. Информационно-коммуникационные технологии
  10.  Игровые технологии

Более подробно я бы хотел остановиться на игровых технологиях, поскольку они обладают рядом важных преимуществ; например, игры:

  • создают условия для психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечивают естественную необходимость многократного повторения;
  • позволяют нестандартно вводить языковой материал;
  • тренируют учащихся выбирать нужный речевой вариант.

Далее я хотел бы представить ряд игр для уроков иностранного (английского) языка из своего опыта работы.

1. Игры для тренировки аудирования и говорения

1) Shadow reading (Shadowing) («Теневое чтение»)

Для отработки этого метода я рекомендую ученикам соблюдать следующие этапы:

  • Прослушиваем короткий отрывок из аудио-книги или из фильма (подкаста) с субтитрами, разбираемся с трудными для произношения местами.
  • Слушаем второй раз и говорим одновременно с исполнителем (разделяя аудиофрагмент на смысловые части – предложения или абзацы), пытаемся повторять интонацию, паузы и акцент.
  • Озвучиваем самостоятельно: если это аудиокнига, то читаем полностью, если отрывок из фильма, то пытаемся убрать звук в момент разговора исполнителя.
  • Повторяем ''shadowing" еще раз, записывая свой голос на диктофон или на камеру.

2) What’s the word? Что за слово?

Ученик сидит спиной к доске, класс объясняет ему слово по теме урока (или одной из пройденных тем), написанное учителем на доске; при этом использование жестов и однокоренных слов запрещено; ученик, давший наиболее полное объяснение слова следующим занимает место отгадывающего).

3) Optimists or Pessimists («Оптимисты и пессимисты»)

Игра проводится по командам: учителем задается проблемная ситуация; пессимисты дают негативные сценарии развития событий, а оптимисты - позитивные.

Например, ситуация «I have no money» (у меня нет денег).

Pessimists: «On the one hand, it is bad because I can’t buy food and I am always hungry». (С одной стороны, это плохо, потому что я не могу купить еду и буду всегда голодный).

Optimists: «On the other hand, it is good because I will never be fat.» (С другой стороны, это хорошо, потому что я никогда не растолстею) и т.д.

2. Игры для тренировки чтения

Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой. В качестве рабочего материала в старших классах можно использовать предложенные на сайте ФИПИ (https://fipi.ru/) тексты.

3. Игра для развития лексических и грамматических навыков

Грамматический пинг-понг

a) Первый вариант этой игры – командное состязание. Например, мы изучаем тему неправильных глаголов в английском языке; дети предварительно их учат, и на уроке мы проверяем: класс делится на две команды, от каждой команды к доске выходит ученик. На слайдах презентации появляется глагол в н.ф.

Student 1: do – Student 2: did – Student 1: – done

Если ученики верно назвали все формы, командам присуждается по одному баллу. Затем к доске выходит следующая пара учеников, теперь начинает участник второй команды:

Students 2: come – Student 1: came – Student 2: come

И снова:

Student 1: begin – Student 2: began – Student 1: begun

и т.д.

b) Второй вариант - индивидуальный турнир: учащиеся становятся в круг и поочередно называют формы глаголов (тот, кто не назвал/назвал неправильно – вылетает из игры).

Student 1: do Student 2: did Student 3: done – Students 4: come Student 5: came Student 1: come – Student 2: begin Student 3: began Student 4: begun

4. Игра для развития фонетических навыков

“It’s going to be…” (игра для тренировки навыков произношения, а также грамматики; альтернатива мозговому штурму „Brainstorming”)

Желающий ученик называет слово на любую тему, произнося его по буквам, например: Student 1: It’s Going to be a monkey (учитель записывает первую букву слова “Monkey” на доске, а ученик произносит по буквам всё слово. Следующий ученик называет слово, начинающееся с буквы М – Student 2: No, it’s going to be a MAshroom (при этом учитель записывает вторую букву нового слова – МА; третий ученик должен назвать слово, начинающееся с букв МА – Student 3: It’s Going to be MAD; Student 4: It’s Going to be MADNess – игра продолжается до тех пор, пока у класса не закончатся идеи новых слов.

Возможные цепочки слов, которые называли мои ученики на уроках: Crime – CAre – CAReful - CAREfulness…

Laugh – LUx – LUNch – LUNChbox - ..

Во время данной игры можно заодно вспомнить грамматику: какие способы словообразования есть в английском языке, какие части речи образуются посредством данных способов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

Технология исследовательского обучения как средство формирования функциональной грамотности

Данный материал можно использовать на методических семинарах по биологии....

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности

Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности....