Игровые технологии как средство формирования функциональной грамотности
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В методическом материале представлены игровые технологии из личного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка»
«Язык без умения мыслить –
это меню без еды:
написано хорошо,
а есть нечего».
Понятие «функциональная грамотность» появилось в сфере образования сравнительно недавно. Если с термином «грамотность» все более-менее понятно («грамотность» - это совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте), то с термином «Функциональный» не всё так однозначно.
Функциональным называется то, что относится к практике, конкретному использованию в жизни какого-либо объекта или явления. В педагогике этим объектом являются знания, умения и навыки (ЗУНы) и те ключевые компетенции, которые мы, как педагоги, формируем у учащихся на уроках.
Классификаций ключевых компетенций (по А.В. Хуторскому),
1. Образовательные компетенции:
- Ценностно – смысловая.
- Общекультурная.
- Учебно – познавательная.
- Информационная.
- Коммуникативная.
- Социально – трудовая.
- Личностного совершенствования.
2. Общепредметные компетенции;
3. Предметные компетенции.
Определение понятия функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи.
Данное понятие со временем дополнялось, и уже по мнению современных исследователей (например, А.А. Леонтьева), способность учащихся применять полученные компетенции для решения личностных, социальных и профессиональных задач в различных сферах человеческой деятельности – это и есть функциональная грамотность.
Она является не только показателем знаний отдельных обучающихся и даже не просто критерием качества образования в стране; она отражает потенциал подрастающего поколения.
Развивать функциональную грамотность у человека нужно для повышения его конкурентоспособности и востребованности на рынке труда – данное требование закреплено в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте ООО 2021 года.
Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Функциональная грамотность проверяется тестированием PISA (международное тестирование для школьников) (Programme for International Students Assessment) с целью проверки умения школьников интегрировать имеющиеся предметные знания в практических жизненных ситуациях. Участие образовательных учреждений в таких рейтингах – это показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени. Исследование проводится в специальной программе на компьютере в присуствии посторонних наблюдателей.
Для формирования функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку педагогу необходимо отбирать задания по следующим критериям:
- комплексность (логическая группа задач, объединённых информационной и смысловой целостностью, для решения которых требуется применение не только предметных знаний и личного опыта, но и креативного мышления);
- контекстность (использование в условии задачи описания конкретной жизненной/практической ситуации);
- компетентность (нацеленность на проверку знаний и опыта самостоятельной деятельности, для вынесения объективных суждений и принятия верных решений);
- концептность (конструируется на основе концептов с использованием дедуктивного метода; ориентирует на нелинейное мышление).
Что касается конкретных педагогических технологий, которые рекомендуется использовать в образовательной деятельности с целью формирования ФГ, то наиболее эффективные из них это:
- Педагогика сотрудничества
- Технологии уровневой дифференциации
- Проблемное обучение
- Технологии развивающего обучения
- Технологии коллективного способа обучения
- Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ)
- Проектное обучение
- Технология критического мышления/Метод EduScrum
- Информационно-коммуникационные технологии
- Игровые технологии
Более подробно я бы хотел остановиться на игровых технологиях, поскольку они обладают рядом важных преимуществ; например, игры:
- создают условия для психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечивают естественную необходимость многократного повторения;
- позволяют нестандартно вводить языковой материал;
- тренируют учащихся выбирать нужный речевой вариант.
Далее я хотел бы представить ряд игр для уроков иностранного (английского) языка из своего опыта работы.
1. Игры для тренировки аудирования и говорения
1) Shadow reading (Shadowing) («Теневое чтение»)
Для отработки этого метода я рекомендую ученикам соблюдать следующие этапы:
- Прослушиваем короткий отрывок из аудио-книги или из фильма (подкаста) с субтитрами, разбираемся с трудными для произношения местами.
- Слушаем второй раз и говорим одновременно с исполнителем (разделяя аудиофрагмент на смысловые части – предложения или абзацы), пытаемся повторять интонацию, паузы и акцент.
- Озвучиваем самостоятельно: если это аудиокнига, то читаем полностью, если отрывок из фильма, то пытаемся убрать звук в момент разговора исполнителя.
- Повторяем ''shadowing" еще раз, записывая свой голос на диктофон или на камеру.
2) What’s the word? Что за слово?
Ученик сидит спиной к доске, класс объясняет ему слово по теме урока (или одной из пройденных тем), написанное учителем на доске; при этом использование жестов и однокоренных слов запрещено; ученик, давший наиболее полное объяснение слова следующим занимает место отгадывающего).
3) Optimists or Pessimists («Оптимисты и пессимисты»)
Игра проводится по командам: учителем задается проблемная ситуация; пессимисты дают негативные сценарии развития событий, а оптимисты - позитивные.
Например, ситуация «I have no money» (у меня нет денег).
Pessimists: «On the one hand, it is bad because I can’t buy food and I am always hungry». (С одной стороны, это плохо, потому что я не могу купить еду и буду всегда голодный).
Optimists: «On the other hand, it is good because I will never be fat.» (С другой стороны, это хорошо, потому что я никогда не растолстею) и т.д.
2. Игры для тренировки чтения
Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой. В качестве рабочего материала в старших классах можно использовать предложенные на сайте ФИПИ (https://fipi.ru/) тексты.
3. Игра для развития лексических и грамматических навыков
Грамматический пинг-понг
a) Первый вариант этой игры – командное состязание. Например, мы изучаем тему неправильных глаголов в английском языке; дети предварительно их учат, и на уроке мы проверяем: класс делится на две команды, от каждой команды к доске выходит ученик. На слайдах презентации появляется глагол в н.ф.
Student 1: do – Student 2: did – Student 1: – done
Если ученики верно назвали все формы, командам присуждается по одному баллу. Затем к доске выходит следующая пара учеников, теперь начинает участник второй команды:
Students 2: come – Student 1: came – Student 2: come
И снова:
Student 1: begin – Student 2: began – Student 1: begun
и т.д.
b) Второй вариант - индивидуальный турнир: учащиеся становятся в круг и поочередно называют формы глаголов (тот, кто не назвал/назвал неправильно – вылетает из игры).
Student 1: do – Student 2: did – Student 3: done – Students 4: come – Student 5: came – Student 1: come – Student 2: begin – Student 3: began – Student 4: begun
4. Игра для развития фонетических навыков
“It’s going to be…” (игра для тренировки навыков произношения, а также грамматики; альтернатива мозговому штурму „Brainstorming”)
Желающий ученик называет слово на любую тему, произнося его по буквам, например: Student 1: It’s Going to be a monkey (учитель записывает первую букву слова “Monkey” на доске, а ученик произносит по буквам всё слово. Следующий ученик называет слово, начинающееся с буквы М – Student 2: No, it’s going to be a MAshroom (при этом учитель записывает вторую букву нового слова – МА; третий ученик должен назвать слово, начинающееся с букв МА – Student 3: It’s Going to be MAD; Student 4: It’s Going to be MADNess – игра продолжается до тех пор, пока у класса не закончатся идеи новых слов.
Возможные цепочки слов, которые называли мои ученики на уроках: Crime – CAre – CAReful - CAREfulness…
Laugh – LUx – LUNch – LUNChbox - ..
Во время данной игры можно заодно вспомнить грамматику: какие способы словообразования есть в английском языке, какие части речи образуются посредством данных способов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-506779-1418319053.jpg)
«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1082035-1542199458.jpg)
Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/04/picture-454433-1401904795.jpg)
Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы
Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-216138-1480682590.jpg)
Технология исследовательского обучения как средство формирования функциональной грамотности
Данный материал можно использовать на методических семинарах по биологии....
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности....