ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья

Бугаевская Светлана Владимировна

Здоровье выступает основой жизни человека. Поэтому важнейшей задачей государства, школы и семьи является забота о здоровье детей.       Урок на сегодняшний момент остается основной формой организации обучения в школе. От педагога зависит, какое воздействие на здоровье учащихся оказывает образовательный процесс. 

Реализация ценностного отношения к своему здоровью может применяться и во внеклассной работе: классные часы на темы здоровья, походы в природу, экскурсии в музеи, театры, спортивные мероприятия, беседы с медсестрой и врачами-специалистами, родительские собрания, конкурсы рисунков, презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Бугаевская Светлана Владимировна

 ГОУ ЛНР «Лутугинская специализированная СШ»

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

      Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Здоровье выступает основой жизни человека. Поэтому важнейшей задачей государства, школы и семьи является забота о здоровье детей. Реализация интеллектуального, духовно-нравственного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. К сожалению, для большинства учащихся здоровье не является ценностью, таким образом, отсутствует мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни. Следовательно, в настоящее время воспитание ценностного отношения к здоровью является актуальной педагогической проблемой. Школьники должны получить знания о возможностях своего организма, о способах поддержки своего здоровья. Педагоги должны сформировать у учащихся убеждение, что здоровье – высшая ценность в жизни. Именно школа является идеальным центром для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учеников. Поэтому одной из главных целей образования является формирование у школьников ответственного поведения, направленного на сохранение и укрепление здоровья.

     Ценностное отношение к здоровому образу жизни – это длительный процесс, включающий в себя уроки и внеурочную деятельность, ориентированный на формирование у обучающихся активной позиции здоровьесбережения. Именно здоровье представляет собой фундамент, на котором формируются интеллектуальные, этические и другие ценностные структуры личности ученика. Сегодня во всех образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для школьников, четко определив стратегию развития – здоровье через воспитание и образование. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие: здоровый ученик – практически достижимая норма детского развития, индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительной работы с учащимися. Важно достичь такого результата, чтобы школьники, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет важное значение для формирования гармонично развитой личности. Здоровье в значительной степени определяется здоровым образом жизни. Сегодня как никогда раньше возрастает роль санитарно-гигиенического обучения и воспитания учеников: влажная уборка, проветривание классных комнат, простейшие навыки оказания первой медицинской помощи, режим питания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим школьников с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но и физически. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования мотивации здоровья.

         Процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни – это целенаправленная работа, осуществляемая с учетом возрастных психофизиологических, социальных и деятельностных аспектов в условиях организации здоровьеберегающей среды общеобразовательной школы всеми участниками образовательного процесса.

       Урок на сегодняшний момент остается основной формой организации обучения в школе. От педагога зависит, какое воздействие на здоровье учащихся оказывает образовательный процесс. Поэтому перед учителем стоит проблема: как организовать здоровьесберегающий образовательный процесс на уроке? Я как учитель биологии на уроках использую здоровьесберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье. Для этого на уроках использую такие элементы: чередование видов учебной деятельности, физкультминутки, оптимальная плотность урока, правильная поза за партой, уважительный стиль общения, положительные эмоции. Эффективность урока напрямую связана с повышением включенности ученика в здоровьесберегающий образовательный процесс и формированием активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В начале урока стараюсь мотивировать учеников на положительные эмоции и на реализацию собственного потенциала («Я смогу», «У меня все получится»), умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»). Следовательно, одним из важнейших аспектов является благоприятный психологический комфорт школьников во время урока, который служит одним из показателей успешности его проведения. На своих уроках стараюсь включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни: оказание первой медицинской помощи, профилактика заболеваний, основы правильного питания, режим школьника и др. Главный упор, который делаю на уроках – это рациональная организация урока. Режим обучения организую так, чтобы он обеспечивал высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

        Большой простор для формирования эмоционального настроя, привития интереса к познавательной деятельности дает показ видеоматериалов на уроках. Все это способствует переключению каналов восприятия информации. К средствам двигательной направленности можно отнести такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. А именно: зарядка перед уроками для детей начальной школы, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации школьника к условиям школы.

       Реализация ценностного отношения к своему здоровью может применяться и во внеклассной работе: классные часы на темы здоровья, походы в природу, экскурсии в музеи, театры, спортивные мероприятия, беседы с медсестрой и врачами-специалистами, родительские собрания, конкурсы рисунков, презентации.

        В ГОУ ЛНР «Лутугинская специализированная СШ» работает творческая группа «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс». Целью данной группы является обеспечение возможности сохранения здоровья учащихся за период обучения в школе, сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Также одним из эффективных направлений нашей творческой группы является включение педагогов в научноисследовательскую работу по проблеме воспитания здорового ученика. Учителями нашей школы разработаны классные часы на темы здоровья: «Питание и здоровье», «Азбука здоровья», «Здорово быть здоровым», «Скажем вредным привычкам «Нет!», здоровью – «ДА!», «Мы за здоровый образ жизни» и др.

       Для родителей работает информационный стенд «Здоровье – это жизнь». В рамках сохранения здорового образа жизни творческая группа обучающихся проводит пятиминутки на темы здоровья: «Как уберечься от гриппа», «Не вреди своему здоровью», «Привычки и здоровье», «Внимание, СПИД» и др.

         Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью как одному из основных направлений в работе общеобразовательного учреждения даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством воспитательно-образовательного процесса в целом. Целостная педагогическая система, содействующая здоровью обучающихся, приводит к снижению школьных факторов риска для здоровья учеников, повышению уровня профессиональной компетенции учителей в вопросах педагогики здоровья, стабилизации состояния здоровья учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастасова Л.П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А. «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии». – М., – 2004.

2. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И. «Здоровье человека и окружающая среда». – М., «Новая школа», – 1997.

3. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе / Н.А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38. Здоровье учащихся.

4. Коростьшёв И.Б. «Воспитание здорового школьника». – М., «Просвещение», – 1998.

5. Куркович А.О. Здоровый образ жизни, – Москва: Овал, 2002, – 233 с.

 6. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье – социальная ценность: Вопросы и ответы. Москва: Мысль, – 2002, – 236 с.

7. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. «Валеология подростка». – СП., – 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные стратегии обучения как средство формирования ценностного отношения к здоровью на уроках обществознания

Данная методическая разработка дает представление о формировании ценного отношения к здоровью в рамках реализации интерактивных стратегий обучения на уроках обществознания. Знакомит с конкретними мето...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

ПРОЕКТ Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой  формирование ценностного отношения к здоров...

Формирование ценностного отношения к здоровью обучающихся в рамках ФГОС через внеурочную деятельность

В данной работе кратко излагается практический материал по важному направлению - внеурочной деятельности обучающихся 1-5 классов (из опыта работы)....

Формирование ценностного отношения к здоровью ребенка

Презентация на тему: "Формирование ценностного отношения к здоровью ребёнка". Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей, обо здоровье нации и прогресивная динамика всего общества связано со ...

Работа школы по формированию ценностного отношения к здоровью

Дети, особенно младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому необходимо начинать учить детей основам здорового образа жизни....

Родительское собрание в 7 классе «Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»

Родительское собрание в 7 классе«Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»...