Формирование тестовой компетенции к достижению метапредметных результатов обучения.
методическая разработка на тему
· Особенности оценки метапредметных результатов .
· Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний.
· Виды тестовых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agapova_kursovaya.docx | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование тестовой компетенции к достижению метапредметных результатов обучения.
Содержание
- Введение метапредметного подхода в образование.
- Особенности оценки метапредметных результатов .
- Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний.
- Виды тестовых заданий.
- Практическая часть.
- Требования к составлению тестовых заданий.
- Выводы.
- Литература.
Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям. Мы живём в такое время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть немножко полипредметником, метапредметником. Нужно ясно представлять, какую базовую способность учитель собирается формировать у школьников во время учебного занятия. У него должна быть некоторая система показателей, позволяющих ему обнаруживать эту способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования происходит поиск новых эффективных методов обучения. Развитие образования в России направлено на формирование компетенций учащихся, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромное количество информации. Процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Метапредметные результаты объединяют в себе основные виды универсальной учебной деятельности: целеполагание, планирование, поиск информации, сравнение, анализ, синтез, контроль, оценку и т.д.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности».
Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Особенности оценки метапредметных результатов (ООП)
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Одним из эффективных средств оценивания знаний учащихся является тест. Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку она позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику и получить наглядную картину успеваемости, а также систематизировать контроль. Такая форма работы активизирует деятельность учащихся на уроках, экономит учебное время и проверку. Тестовая форма заданий позволяет не только контролировать качество знаний учащихся, но и выявлять пробелы в их знаниях по какой- либо теме.
Выпускник современного общеобразовательного учреждения подвергается серьёзному испытанию - ЕГЭ, экзамену, проходящему в форме тестирования. Успешная сдача экзамена возможна лишь в том случае, если учащийся имеет качественные знания по предмету и при этом у него сформирована так называемая тестовая культура. Использование тестов не только приучает учащихся к тестовой форме контроля, весьма актуальной в современном процессе образования, но и позволяет осуществить преемственность в обучении – вводить элементы формы ГИА И ЕГЭ с 5 класса.
ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
►Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов (задания с 2-мя, 3-мя и более ответами)
► Задания открытой формы
► Задания на установление соответствия
► Задания на установление правильной последовательности З
Тестовые задания открытого типа.
- дополнения
- свободного изложения
Тестовые задания закрытого типа.
- множественного выбора
- установление последовательности
- установления соответствия
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
это простейший вид задания, в котором правильный ответ уже
содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании
Инструкции:
1. ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
2. ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ
ОТВЕТОВ:
Содержательная основа задания:
Задание представляет собой часть утвердительного предложения, но
не вопрос. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного
утвердительного предложения.
Задача испытуемого – выбрать правильный вариант
Лексический тест
Выберите нужное:
1. Unsere Republik ist ... an Naturschaetzen.
a) alt b) reich c) gross d) jung
2. In Moskau befinden sich ... Denkmaeller.
a) welbekannte b) kluge c) jakutische d) weisse
3. Ein guter Sportler muss ... sein.
a) klein b) schlecht c) zielbewusst d) lustig
4. Ich interessiere mich fuer ... .
a) Platz b) Gesundheit c) Sonne d) Fruehling
5. Es ist interessant, ins ... zu fahren.
a) Stadt b) Ausland c) Wald d) Berge
6. Ich treibe gern ... .
a) Sport b) Musik c) Chemie d) Maschinen
7. Was ist gelb?
a) Milch b) eine Tomate c) eine Zitrone d) Kohl
8. Was kann man nicht trinken?
a) Saft b) Mehl c) Tee d) Wasser
9. Er hat mir einen guten Rat ... .
a) gegebt b) gegieben c) gegeben d) geben
Грамматический тест
Выберите нужное:
1. Hier befindet sich das Haus .........
a) meine Schwester b) meiner Schwester c) mein Schwester
2. Liegen auf ... Tisch neue Zeitungen?
a) das b) dem c)den d) der
3. Du ... in der Konferenz einen Vortrag.
a) haelt b) haeltst c) halten d) halte
4. Mein Freund ... beruehmt geworden.
a) sein b) ist c) bist d) seid
5. Die Jungen ... lange Fahrt gefahren.
a) sein b) sind c) bin d) ist
6. Viele Menschen .... auf die Strassenbahn.
a) warten b) warte c) wartet d) wartest
7. Der Winter ... mir nicht.
a) gefaellst b) gefalle c) gefaellt d) gefallen
8. Die Freunde freuen sich ... die Sommerferien.
a) fuer b) auf c) um d) von
9. Moskau ist ... als Sankt-Petersburg.
a) alter b) alt c) alten d) aelter
10. Februar ist ... als Januar.
a) kurz b) kuerzer c) kurzer d) der kuerzeste
11. Ich trinke Kaffee ... .
a) am lieber b) der liebste c) am liebsten d) liebste
12. Ich habe im Sommer viel ... .
a) baden b) gebadet c) gebaden d) badete
Такие тесты могут успешно использоваться при контроле усвоения понятий и широкого круга умений .К каждому из заданий с выбором ответа предлагаются 4варианта ответа, среди которых только один верный.
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ.
1.Es ist kalter als gestern…. a)ich brauche eine warmere Jake,
2.heute gibt es schon weniger… b)und es geht mir besser
3.Aber Papa sagt, der Herbst ist bunter… c) und der Himmel ist grau
4.Ich sehe mir unsere Sommerfotos an… d)und nicht schlechter als im Sommer
5.Es ist viel warmer und sonniger… e)deshalb kann ich spazieren gehen
Это более сложный тип задания в тестовой форме, в процессе выполнения которого испытуемый конструирует ответ из предложенной неупорядоченной последовательности слов.
- используются для проверки знаний хода процесса, цепочки событий, действий и
операций, а также определений и понятий.
- помогают формировать у учащихся алгоритмические мышление, знание и умение.
- задания этой формы полезны как в качестве средства контроля знаний, так и в качестве средства обучения.
ИНСТРУКЦИИ:Упорядочите илиустановите правильную последовательность:
ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ
Задание открытой формы конструируется в виде утверждения, рядом с которым готовые ответы с выбором не приводятся. Испытуемый сам
дописывает в отведенном для этого месте свой ответ так, чтобы в результате получилось истинное высказывание
ИНСТРУКЦИЯ
Дополните:
Дополните недостающие фразы в диалог:
H: ___________________________
D: Bitte!
H: Ich bin hier fremd. _________________________________?
D: Ja, stimmt. _______________________________?
H: Ich komme aus Rostow.
D: Aus Rostow? Sie ______________________!
H: __________________? Freut mich! Danke schoen. _____________________!
D: __________________________!
ЗАДАНИЯ СО СВОБОДНЫМ РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ.
Задания с развернутым ответом
- Для проверки самых сложных умений (анализировать ситуацию, делать выводы, проводить логически грамотные рассуждения, обоснования,
доказательства своих действий и грамотно записыватьих).
- Эти задания должны быть направлены на применениев новой ситуации знаний из различных разделов школьного курса. Их назначение заключается в выявлении выпускников, имеющих наиболее высокий уровень подготовки.
Nehmen Sie Stellung zu folgender Aussage:
„Freunde und Eltern sind keine richtigen Ansprechpersonen, wenn man seinen
künftigen Beruf wählt.“
Wie ist Ihre Meinung dazu? Sind Sie mit der Aussage einverstanden?
Halten Sie sich bei der Bearbeitung an folgendes Vorgehen:
• Einleitung – erklären Sie die Problematik allgemein;
• Erörtern Sie Ihre persönliche Auffassung zum Problem – erläutern Sie Ihre
Meinung und führen Sie 2–3 Argumente dafür an;
• Gegenmeinung – formulieren Sie mögliche andere Meinungen, die nicht der
ihren entsprechen, führen Sie mindestens 1–2 Argumente auf;
• Erklären Sie, warum Sie diesen Argumenten nicht zustimmen können;
• Schlussfolgerung – fassen Sie Ihre Überlegungen kurz zusammen und
formulieren Sie eine abschließende Einschätzung Ihrer Aussage.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
1.Тестовое задание должно быть представленов форме краткого суждения,
сформулированного четким языком, и исключающего неоднозначность заключениятестируемого на требования тестового задания
2. Формулировка тестового задания не должнасодержать повторов, двойного отрицания.Рекомендуется также избегать любых форм 3. В формулировке ТЗ не должно бытьповелительного наклонения (выберите,
вычислите, укажите и т.д.). Это лишние слова отрицаний.
4. В заданиях закрытого типа не должно быть заведомо ложных ответов, ответов,содержащих подсказку, а также явно выделяющихся, обособленных ответов. Все ответы должны быть приблизительно одной длины. Подсказок не должно быть и в тексте(формулировке) задания.
5. Повторяющиеся фразы (слова) в вариантахответов исключаются путем ввода их в формулировку задания. Лучше «длинный»вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.
6. ТЗ должно быть однозначным.
Однозначность (формальность) — это искусство описания тестового суждения, когда нечеткость и неясность задания очевидна из исходных предпосылок для тестируемого,обладающего нужными знаниями. Например,
не допускается обращение к субъективному мнению тестируемого.
7. По возможности, текст тестового задания не должен содержать сложноподчиненные конструкции. Сложноподчиненные конструкции очень часто не являются кратким утверждением, а задание должно быть кратким
и ясным.
8. По возможности специфический признак,ключевое слово выносится в начало ТЗ. Не желательно начинать ТЗ с предлога, союза,
частицы.
9. Варианты ответов для тестовых заданий не должны содержать обобщающих категорий.Запрещается использовать такие
формулировки: «Все выше перечисленное верно (неверно)», «Любое из указанных», «Ни одно из указанных» и т.п.
10. Должно быть предусмотрено достаточное количество вариантов заключений. Для заданий закрытой формы рекомендуется 4-6 вариантов ответов для заданий на последовательность — 4-8элементов для заданий на соответствие наиболее оптимальным считается соответствие 3 к 4 или 3 к 5.
В открытой форме должны быть предусмотрены все возможные образцы эталонных ответов.
11. ТЗ должно соответствовать содержанию ГОС или учебной программе.
12. ТЗ должно быть ясным и понятным по смыслу. Ясность смысла тестовой ситуации и представления ТЗ свидетельствует о том, что при конструировании тестовой ситуации ничего существенного не упущено, а исходные посылки и требование проблемной тестовойситуации понятны для тестируемых с определенным уровнем обученности.
13. Тестовые задания должны иметь различную трудность (для более объективной оценки знаний).
Применение тестовых заданий и достижение тестовой компетенции формирует у обучающегося навыки регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Но, несмотря на большую распространенность тестовых заданий, многие из них имеют низкое качество. К сожалению не все задания позволяют объективно оценить степень обученности по той или иной теме, получить наглядную картину успеваемости. Для формирования тестовой компетенции для достижения метапредметных результатов нужно создавать банк интегративных тестов. Следовательно, педагогу необходимо владеть соответствующими компетенциями при составлении тестов.
Литература:
1. Немецкий язык ( сборник упражнений) 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва « Просвещение» - 2010.
Авторы: И.Л. Бим, О.В. Каплина, стр169-170
2. Немецкий язык 6класс учебник для общеобразовательных организаций. ОА. Радченко М. Просвещение,2014
3. www.graf-gutfreund.at © copyri
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА) Составила учитель математики МКОУ «Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова» Клейменова Д.М.
Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов обучения....
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)
Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....
Диагностическая работа для оценки достижения метапредметных результатов обучения по математике (5 класс)
В работе представлены задания для проверки метапредметных результатов обучения по математике на конец 5 класса.(ФГОС)...
диагностическая работа по математике для оценки достижения метапредметных результатов обучения
Данную работу мы выполняли на курсах повышенимя учиттелей математики по ФГОС....
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике
В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...
Образовательный проект по теме: "Формирование тестовой компетенции к достижению метапредметных результатов обучения".
Введение метапредметного подхода в образование. Особенности оценки метапредметных результатов . Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества зн...
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения
В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...