Лексический подход к обучению английскому языку
статья

Лексический подход к обучению английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskiy_podhod_k_obucheniyu_angliyskomu_yazyku.docx92.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Содержание:

  1. Традиционные и современные подходы к обучению иностранному языку
  2.  Лексический подход к обучению иностранному языку
  1.  Виды лексических коллокаций
  2.  Применение лексического подхода при работе с текстом
  3.  Типы упражнения для работы с разными видами лексических сочетаний
  4.  Работа над типичными ошибками в коллокациях

В связи с развитием современных технологий и с глобализацией общества в экономической, политической и культурной сферах, мировые тенденции в области образовательного пространства повлияли на развитие отечественной системы образования.

Актуальность современного образования состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также в поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика. Системно-деятельностный подход является главным компонентом образовательной программы и предполагает воспитание и развитие личности обучающегося, личности, умеющей учиться и готовой к саморазвитию, самосовершенствованию и непрерывному образованию. Компетентностный подход также предполагает организацию учебной деятельности, направленной на формирование способов действий, развитие компетенций и обеспечение результатов учебных действий.  

Основная цель обучения иностранному языку в школе - формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной компетенции в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная и компенсаторная компетенции.

Требования к предметным результатам освоения курса иностранного языка выпускника среднего общего полного образования предполагают 2 уровня владения иностранным языком: базовый A2+(пороговый) и профильный В2(выше порогового) для школ с профильным курсом иностранного языка, что соответствует общеевропейской компетенции владения иностранным языком (CСEFR).

Активность ученика, организованная и направляемая учителем, лежит в основе современного образования.

В основе обучения иностранному языку применяются как классические, так и современные технологии и методы обучения.

Существуют десятки методик преподавания иностранных языков.

У Каждого метода есть свои сильные и слабые стороны. Изучение языка — комплексный процесс, подразумевающий развитие большого количества навыков. Поэтому при планировании уроков необходимо проявлять гибкость и использовать преимущества разных методик обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся, типа урока или этапа урока.

  1. Грамматико-переводной метод (grammar- translation). В основе этого подхода лежит перевод информации с L1 на L2   и наоборот. Из плюсов можно отметить тренировку грамматических навыков и упражнения на трансформацию и заполнения пропусков. Существенный минус – не формируются разговорные навыки, т. к. обучение ведется по принципу освоения «мертвых» языков.
  2. Прямой метод (the direct method). Обучение построено на максимальном погружении в изучаемый язык без применения родного языка. Плюсы – развитие коммуникативных умений для использования языка в реальных жизненных ситуациях. Минусы – значительно больше времени затрачивается на объяснение грамматических особенностей и значении отдельных лексических единиц.
  3. Аудио-лингвальный метод (ALM audio-lingualism). Этот метод нашел частично свое отражение в модульном обучении в разделе “Everyday English”. В основе метода лежит диалогическая речь на темы из повседневной жизни и заучивание фраз из контекста. Метод экспресс обучения не предполагает изучение грамматики за рамками диалога.
  4. Коммуникативный подход (CLT communicative approach)

Основная задача— помочь снять языковой барьер.

При занятиях с носителем языка повышается мотивация, речь носителя языка воспринимается, как родной язык без параллельного перевода в голове.  Значимый недостаток – отсутствие навыков письменной речи и аккуратность речи не является первостепенной целью, также   возможны сложности при работе в больших группах.

  1. Метод PPP (Presentation Practice Production). Этот подход используется преимущественно для формирования   лексических навыков.  Объяснение нового материала   должно быть наглядно и последовательно.

Учащихся знакомят со ЗНАЧЕНИЕМ нового материала с помощью различных средств (наглядный материал, контекстная ситуация, TPR (total physical response). После этого идет отработка правильного ПРОИЗНОШЕНИЯ (drill) и акцент на ФОРМУ слова, словосочетания или фразы. Вопросы CCQ (concept checking questions) задаются, чтобы проверить понимание смыслового значения нового материала.

Выполнение упражнений на закрепление полученных знаний происходит после презентации. Упражнения подбираются от простых заданий (controlled practice) с одним ответом к более сложным и творческим (freer practice).

Преимущество данного метода: прочность полученных навыков и доступность передачи информации (форма передачи может меняться). Среди недостатков выделяются следующие: во-первых, это доминирующая роль учителя на уроке -- TTT (teacher’s talking time). Во-вторых, для учащихся порогового уровня и выше этот метод становится «шаблонным» и   неинтересным. В-третьих, цель этого метода – accuracy (аккуратность), а не fluency (беглость речи), что при постоянной корректировке ошибок может вызвать комплекс боязни говорить на TL (target language).

  1.  Метод управляемых открытий (guided discovery) – это индуктивный подход, частично-поисковый метод, когда учитель дает студентам образец языковой структуры в контексте и помогает ученикам самостоятельно находить и формулировать правила использования языковых структур.

Этот метод часто используется при введении нового грамматического материала и включает элементы PPP.

1-этап. Подбор подходящего контекста с примерами языковой структуры, которую нужно объяснить учащимся.

2-этап. Анализ значения структуры, произношения и формы (MFP meaning, form and pronunciation). На данном этапе необходимо задать CCQ (concept cheking question). Например, к предложению “Mr. Smith used to live in the country, but now he lives in the city.” можно задать такие вопросы, как “Are we talking about present or past?”, “Are we talking about habit?”, “Does Mr.Smith  still live in the country?”

     

   Альтернативой CCQ могут быть:

Упражнение на понимание значения (Meaning):

  1. Matching exercise. Учащиеся соотносят упражнения с временными линиями (timelines) или соотносят примеры предложений с названиями времен.
  2. Учащиеся подчеркивают правильный ответ, чтобы закончить грамматическое правило.

Упражнение на употребление правильной формы (Form):

Учащиеся трансформируют предложение употребляя нужную форму слова в соответствии с контекстом.

Учащиеся заполняют пропуски в предложении с опорой на образец.

Упражнения на проверку произношения слов (Pronunciation):

Учащиеся расставляют ударение в предложенных примерах и затем сверяют с ответами.

Учащиеся отмечают слабые формы (безударные) в предложениях.

3-этап. Формулировка правила, к которому приходят учащиеся в результате “мозгового штурма”, записывается на доске.

4-этап.  Практика использования новой языковой структуры в ограниченном контексте под пристальным контролем учителя (controlled practice).  Задания могут включать такие упражнения как, matching, filling in the gaps, close-ended questions. В центре внимания Controlled practice – точность исполнения упражнений. Ошибки исправляются сразу учителем или в парной проверке с использованием шаблона.

5-этап. Практика использования новой языковой структуры более свободная (freer practice). Учащимся предлагают различные творческие задания: составить диалог, рассказ, ролевая игра, интервью, проект.

  1. Методика «Перевернутый класс» (flipped classroom).

Модель позволяет учащимся познакомиться с теоретической частью нового языкового материала дома с использованием ЭОР (ссылка на видео, статью, презентацию) и ответить на вопросы.

Удобства методики: Дети проявляют самостоятельность и разбираются дома с новой информацией в своем темпе. На урок учащиеся приходят уже подготовленные. Учителю не нужно тратить большую часть урока на объяснение теории, т. к. дети уже ознакомились первично с новым материалом. На уроке учитель проверяет, уточняет и дает пояснения по новой теме; идет практическое закрепление нового языкового материала.

  1. Метод коммуникативных заданий. (TBL Task-based learning и PBL Project based learning)

Это одна из коммуникативных методик. Может использоваться в смешанных группах с разным уровнем владения языком. (blended learning).  Цель – проекта выполнить задание, пользуясь имеющимися языковыми навыками. В ходе выполнения проекта развиваются предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные навыки.

Задания могут быть простыми, например: составить меню на день рождения, а могут быть более сложные: подготовить рецензию на видеоигру.

Типичные (системные) ошибки в речи исправляются учителем после выполнения задания.

Этап 1.  Обозначить тему задания (проекта) и обеспечить доступ к дополнительной информации (ссылка на видео или др. необходимые ресурсы). Дети делятся на группы от 2 до 4 чел. в группе.

Этап 2. Обсуждение, постановка цели, поиск информации, анализ

Этап 3.  Выполнение письменной части проекта

При выполнении задания можно использовать product -based или process-based подход.

В process-based подходе – учащиеся используют метод “Мозгового штурма”.  Студенты обсуждают и обмениваются в группах идеями, планируют содержание и структуру проекта. Окончательный вариант проекта появляется после проверки и обсуждения «чернового» варианта (draft).

Project-based подход – это работа по заданному образцу (модели). Например, дается образец рекламы, отзыва, рецензии какой-то структуры (курорт, развлекательный центр, учебное заведение, ресторан, офис и т. п.)  и ребята должны по образцу изложить по пунктам преимущества рекламируемого продукта, а также указать на какой-то недочет/недостаток и возможные пути решения.

Этап 4.  Конечный продукт представляется в виде плакатов, доклада, презентаций, видео, веб страницы.

Этап 5. Оценка групповых работ производится учащимися по заданным критериям, например: оформление, содержание, грамотность, презентация.

Роль учителя – это роль тьютора и координатора проекта. Учитель мониторит ситуацию, контролирует взаимодействие между студентами и оказывает необходимую помощь, а также создает   условия для комфортного общения и помогает в поиске нужной информации.

  1. Лексический подход в обучении английскому языку.

Этот подход считается основой в изучении иностранного языка. Главный акцент делается на изучение словосочетаний в контексте, а не отдельных слов. Применение лексического подхода в комбинации с современными образовательными ресурсами способствует более эффективному освоению иностранного языка

2.Лексический подход в обучении английскому языку.

2.1 Виды лексических коллокаций.

“Without grammar little can be conveyed; without vocabulary nothing can be conveyed”

                                                                        David Wilkins

Лексический подход впервые был предложен в 1993г. В основе лексического подхода лежит принцип, что «language consists of grammaticalized lexis, not lexicalized grammar».

Главной задачей при изучении иностранного языка является усвоение достаточно большого количества слов. Словарный запас состоит из устойчивых сочетаний слов (chunks) разного рода. К устойчивым сочетаниям слов относятся идиомы, устойчивые выражения (fixed expressions) и коллокации (collocations) Самые важные из них – коллокации (часто употребляемые сочетания слов), например: go to school, take care of, heavy rain. Поэтому при изучении иностранного языка задачей первостепенной важности становится преподавание коллокаций.   Лингвисты признают, что принципиальная разница между средним (intermediate) уровнем владения иностранным языком и повышенным (upper-intermediate   и advanced) не в сложной грамматике, а в обширном ментальном (внутреннем) активном и пассивном словарном запасе. Признание того факта, что каждое слово имеет свою грамматическую форму, означает, что любой метод обучения, который отводит лексики центральную роль в обучении, является более грамматизированным, чем   преподавание предмета грамматики, как части программы обучения.

Лексический подход – это комбинация прикладной лингвистики и методологии обучения иностранному языку.

Морган Льюис считает, что учитель должен помогать учащимся расширять свой словарный запас фразовыми выражениями, которые включают:

  • различного рода словосочетания как устойчивые, так и свободные
  • фразовые глаголы (the patterns of de-lexicalised verbs)
  • устойчивые выражения и идиомы (keep an eye on, be on cloud nine)
  • шаблонный язык (formulaic language) — это фиксированные комбинации слов, которые могут способствовать беглости речи, делая паузы короче например:  

nevertheless, by the way, the best way to (v) is to (v); not as (adj) as you might think; it is important to; take some chances; etc.

Например: учащийся допускает в речи ошибку: He’s a strong smoker. Учитель может поправить учащегося и пополнить его словарный запас коллокацией heavy smoker и не заострять на этом внимание. Но для расширения словарного запаса, рекомендуется обратить внимание учащегося на другие возможные сочетания со словом smoker, например occasional, chain and non.  

В английском языке много синонимичных слов. Иногда они взаимозаменяемы, но почти всегда есть небольшая разница: в значении, в стилистике, в эмоциональной окраске, в сфере употребления и в коллокациях.

Например, можно сказать stab wound и internal injuries, но нельзя сказать stab injury и internal wound.

Некоторые устойчивые сочетания теряют свой смысл при замене одного из элементов коллокации.

routine check-up

catch up with the news

get down to business

Носитель языка выражает сложную идею достаточно просто и точно, используя устойчивые словосочетания и минимум грамматики, в то время как не носитель языка пытается связать отдельные слова и выстроить сложную грамматическую структуру.

Лингвисты пришли к выводу, что язык состоит не из отдельных слов, а из словосочетаний. В лингвистике такие словосочетания называются chunks или collocations, fix phrases, pre-fabricated units, multi-word units и представляют собой устойчивые комбинации слов, которые не распадаются на отдельные составляющие их слова.

В лингвистике коллокации делятся на:

  1. слабые (weak): red car, bad weather,  
  2. средние (medium-strength): make a mistake, nuclear family, a blinding light, accept the outcome, predict the future
  3. сильные (strong): move to tears, ulterior motives, virtually impossible
  4. уникальные (unique): foot the bill, shrug the shoulders

При всем многообразии устойчивых сочетаний именно коллокации среднего типа являются основой и составляют большую часть устной и письменной речи в английском языке.  

Задача учителя – помочь учащимся находить в тексте и аудиозаписях типичные значимые и наиболее часто употребляемые коллокации. Учитель развивает у учащихся навыки самостоятельной работы с текстом и совершенствует регулятивные умения учащихся.

На уроках английского необходимо уделять больше внимания лексическим сочетаниям слов при работе с тематическими текстами. Главный и неоспоримый аргумент в пользу изучения коллокаций – это умение правильно говорить (речь звучит естественно) и писать на английском языке. Еще одним достоинством изучения коллокаций – это расширение словарного запаса; речь становится более образной, выразительной и живой.

Как правило, работа с текстом идет по определенной схеме:  

  1. Warm up/revision
  2. Lead-in (identifying the topic, predicting, and guessing)
  3. Reading or Listening (for general information, for specific information, for detailed information
  4. Discussion or Roleplay
  5. Focus on Grammar or Vocabulary
  6. Practice

После обсуждения смыслового содержания текста, общего понимания и отдельных деталей нужно вместе с учащимися разобрать лексико-грамматическую составляющую текста, что будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса учащихся.

Лингвисты подчеркивают необходимость ведения словаря устойчивых выражений, словосочетаний и идиом, поэтому важно заранее решить по каким критериям объединять коллокации.

Джорж  Вулард (George Woolard)   предлагает объединять  коллокации на основе:

  1. Грамматического признака: существительное + существительное; прилагательное + существительное; глагол +существительное; наречье + прилагательное.

Например: Cловарь-табличка 1 к 5 по грамматическому принципу.

VERB+NOUN

apply for a

find a

lose a

resign from a

take on a

do odd

job 

jobs

ADJECTIVE+ NOUN

decent

a dream

a well-paid/a low-paid

a challenging

a part-time/ full-time

job

  1. Ключевого слова: do, make, get, speak etc.

Например:

speak

speak out

speak your mind

speak in favour of

speak up

generally(broadly) speaking

  1. Темы: holidays, travel, work и т. д.

Например:

holiday

have/take a holiday

a family holiday

the school/summer/ Christmas holidays

go on holiday

a holiday destination/resort

Джимми Хилл рекомендует больше времени уделять de-lexicalized verbs: get, put, do, make, take, have, keep, etc.

Ученик, который знает 2000 слов и 5-7 коллокаций с каждым из этих слов, знает порядка 12000 выражений.

Например: turn

turn up (turn down) /take a turn/ on the turn/ out of turn /turn on (turn off)/ in turn /turn out of the blue

2.2 Применение лексического подхода при работе с текстом

С учетом рекомендаций лингвистов разработаны успешные практики ведения лексических словарей. Удобней всего использовать под словарь тетрадь с разноцветными съемными блокам.

1-й блок. Тематический.  Словосочетания, устойчивые выражения и идиомы   записываются по тематическому принципу.

*Все словосочетания выписываются в контексте. При необходимости пишется перевод на L1 или прилагается изображение(рисунок)

Например: «Spotlight 10 кл.» Module 1a Текст “Teenagers”, лексика по теме «teens activities»

На лексику по теме «teens activities» в Модуле дается всего два упражнения: упражнение N1A с грамматической составляющей (most, a few, some, not many) и упражнение N5 из раздела «Everyday English» с грамматической составляющей (употребление суффикса -ing- после выражений предпочтения).

Словосочетания и коллокации по теме “teens activities” из текста остаются практически без отработки и особого внимания.

При работе с текстом необходимо обращать внимание учащихся на словосочетания и коллокации в тексте. Это может быть парная или групповая работа. Тексты A-F из Модуля1А распределяются между парами или группами. Ученики выбирают и обсуждают наиболее интересные фразы и коллокации, которые нужно записать в словарь.

Лексический подход рекомендует записывать словосочетания в контексте, то есть:

What’s like being 16?

We spoke to 16-year-olds from around the world.

We are all into the same kind of things.

My all-time favourite is Father Ted.

I’m really into indie bands.

I can’t stand shopping.

I couldn’t care less about designer labels….

Чтобы проверить, понимают ли учащиеся значение фразы, существует несколько вариантов:

  1. попросить ребят перефразировать эту фразу.
  2. учитель объясняет значение фразы используя подход PPP + ССQ
  3. В сложных случаях лингвисты рекомендуют записать перевод фразы на L1 на доске.

Задание 1 по тексту (Controlled practice).  Написать свои предложения, заменяя подчеркнутые фразы.

Задание 2 по тексту (Freer practice) Составить рассказ о себе (реальный или вымышленный), используя 10–12 фраз из текстов A-F. (Учебник Spotlight 10; стр.10-11.

2-й блок. Фразовые глаголы. или глаголы лишенные лексического значения.   Глаголы выписываются с примерами.

глагол check (checked checked)

Check out        We check out the shops for new clothes (текст D)

Check out         When you check out, leave the room key at reception (internet)

Check off         Check the names off as the guests arrive. (Oxford dictionary)

Check in         We checked in our luggage and went through to the departure lounge. (Oxford dictionary)

Check over        Check over your work for mistakes. (Oxford dictionary)

Check up on         My parents are always checking up on me. (Oxford dictionary)

глагол go (went        gone) Примеры из текста, как подростки предпочитают проводить свободное время

I try to go to as many gigs as I can (текст А)

I also like going to the cinema (текст В)

I go walking and horse riding a lot (текст C)

I dream of going to live in a big city (текст С)

I go rock climbing & paragliding (текст D)

I usually go for a trip (текст D)

I go for the sporty look (текст Е)

I love going out clubbing with my friends (текст E)

*В качестве домашнего задания можно предложить ребятам поработать со словарем и составить mindmap (ментальную карту) или claster (кластер).

1. устойчивых словосочетаний с глаголом go + примеры + (рисунки?)

2. фразового глагола go + примеры +(рисунки?)

https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/go_1?q=go

        

Устойчивые словосочетания с глаголом go + примеры

go grey         Eg: Her hair is going grey.

go to school / go to hospital/ go to prison/go to church)

go to sleep*** go to bed

go crazy/mad/nuts/insane

etc.

фразовый глагол go+ примеры

go down with        Eg: Our youngest boy has gone down with chickenpox

go with                Eg: Does this jacket go with this skirt?

go for a walk/ride/drive*** go for a drink

go info (sport)

go out of (fashion)

go on a journey/tour/trip/cruise **** go on holiday 

etc.

3-й блок. Выбираем типичные глаголы из текста и глаголы с   зависимыми предлогами, которые не попали ни в 1-й, ни во 2-й блок.  Создаем новые словосочетания. (пример из текста+ 1–2 типичных из словаря)

глагол find

find out -- We spoke to teenagers to find out what they like to do ( из вступления)

find great bargains -- You can always find great bargains there( текст В)

find smb. guilty   ---She was found guilty of manslaughter. (Oxford dictionary)

Словосочетания с зависимыми предлогами (dependent prepositions  или co-occurances)

глагол spend

I spend a lot of time on the Internet playing games (текст С)

Словосочетание по грамматическому признаку: verb+adverb

We have to spend wisely, that’s one of the keys (Collins dictionary)

        

4-й блок.  Словообразование

design – designer levels (текст A)

nation – a new national pastime (текст B)

enjoy – enjoyable pastime (текст B)

5-й блок. Полюбившиеся фразы и выражения из разных источников. (аудирование, фильмы, доп. литература, проверенные интерне источники)

2.3 Упражнения для работы с коллокациями.

Помимо работы с устойчивыми словосочетаниями в тексте рекомендуется выполнять разные виды упражнений на сочетаемость слов.

Существуют разные виды заданий и упражнений для работы с   устойчивыми словосочетаний

  1. Подобрать в качестве разминки/актуализации знаний в начале урока вопросы дискуссионного характера с коллокациями и идиоматическими выражениями.

Do you sometimes break promises, or do you always keep them?

Do you think smoking should be totally banned? Why?

Do you think life is too fast paced today? Why?

If you could address the whole world, what would you say?

Have you ever been green with envy? Why?

Do you often feel blue? What makes you feel so?

What was the last surprise that come out of the blue?

What was the last time you saw red?

What is going to happen before long?

What can your parents teach you in no time?

What do you do to kill time in metro?

What can you do for hours on end?

What would you do if a genie gave you three wishes?

What can be broken, but is never held? (keep) a promise)

What is it that lives if it is fed, and dies if you give it a drink? (a fire)

What can one catch that is not thrown? (a cold)

What is it that if you have, you want to share me, and if you share, you do not have? (a secret)

What breaks and never falls, and what falls and never breaks? (Day breaks and night falls)

What goes up and down, but always remains in the same place?

(Stairs)

  1. Познакомить ребят с коллокациями глаголов do и make, так как в словосочетаниях с этими глаголами дети чаще всего допускают ошибки.

  1. I _________ aerobics once a week
  2. She __________ some coffee.
  3. I've never been able to ______ crosswords.
  4. We can __________ a difference or there is no point in going on.
  5. Be careful! Don’t _________ a mistake
  6. I've got to ___________ my history paper.
  7. You are ___________ too much effort. 
  8. His advice has helped her to __________ the right choice.
  9. I'm going to ___________ a statement to the Press,"
  10. cooked the dinner so you can __________ the dishes.
  11. __________some shopping this morning.
  12. He usually __________ his homework in front of the television.
  13. She ___________ a trip down the Amazon when she was in Brazil.
  14. He's _________ a mess of his life
  15. She _______ a lovely painting of the lake where we stayed last summer.
  16. I’ll just _______ my hair and then I’ll be ready.
  17. Fresh air and exercises will __________ him good.
  18. I've come to ask you to __________ me a favour. 
  19. The boss ______________ me work an extra day.
  20. ________ a call to say when you have arrived.
  21. We'll need to ____ some research into the market before we commit ourselves.

Ответ: a)-do; b)-made, c)-do; d)-make; e)-make; f)-do; g)-making, h)-make; i)-make; j) – do; k)-did; l)-does; m)-did; n)- made; o)- did; p)-do; q)-do; r)-do; s)-made; t)-make; u)-do

  1. Подобрать упражнения, где нужно по смыслу вставить одно пропущенное слово, которое используется в разных контекстах. (в свободном словосочетании, в устойчивом словосочетании, в идиоме).  Можно записывать на доске по одному слову от слабых словосочетания к сильным, пока  ученики не отгадают

A. What one-word fits in all the following blanks? 

1. stone ___                        
2. a ___ drink                        
3. ___ war                        
4. ___ call                        
5. freezing ___

6. have a bad ___

7. she was out __
8. in ___ blood

9. got ___ feet 

Ответ: cold

B. What are the missing verbs in the following collocations? 

1. __________a mistake                                4. ____________panic

____________a statement                                ______________a problem

____________an observation                        ______________embarrassment

2.___________to a complete standstill                5. ____________danger

____________to an understanding                ______________an accident

____________to a decision                        ______________a question

3.____________concern

_____________embarrassment

_____________fear

Ответ: 1- make; 2- come; 3-feel; 4-cause; 5- avoid

С. What one word fits in all the following blanks? 

  • All committee members decided to __________ the money equally between the two charities.
  • John couldn’t believe that his mum and dad decided to _______ after 25 years of marriage.
  • To serve a melon you need to ____________ it down the centre with a sharp knife.

Ответ: split

  1. Использовать в работе со словосочетаниями упражнения на соответствия. Разбить коллокации и попросить соединить.

Match the verbs with the phrases.

A.__ understand
B. grow ___
C. stand ___
D. leads to ___
E. that brings ___
F. that is up ___
G. lead by ___

1. into a man
2. nowhere
3. still
4. example
5. completely
6. us to
7. to you

Ответ: a-5, b-1, c-3, d-2, e-6, f-7, g-4

  1. Игра в коллокации “ Как можно проще”

Учащиеся разбиваются на 2 команды. Учитель дает каждой команде 5 слов относящиеся к теме урока, которые являются главными словами (head words). Команды в течение 5 минут должны   подобрать в словаре коллокаций 5 словосочетаний к этим пяти главным словам. Самое первое слово должно образовывать самую сильную коллокацию.

Если команда A угадывает слово с первого (сильного) слова коллокации, то она получает 5 очков. Если со 2-го слова, то 4 очка и т. д.  Команды должны подбирать коллокации самые типичные, чтобы задание было “как можно проще”. Сначала команда A отгадывает все 5 главных слов (head words), потом другая команда делает то же самое.

Например:

film: watch, go to see, catch, black and white, feature

go: for a walk, on trips, window shopping, clubbing, for the sporty look

spend: a lot of time, energy, money, holidays, a penny

  1. Игра на коллокации “Найди слово”

Подобрать слово, которое образует с другими словам различные коллокации. Сказать учащимся, что все слова, которые учитель будет называть с одним словом, которое они должны угадать. Учитель зачитывает слова от общих коллокаций к сильным коллокациям, которые хорошо знакомы всем. Ребята, которые думают, что они угадали, встают.  Учитель читает слова до тех пор, пока все дети не поднялись со своих мест.

Например:

  1. plain, milk, dark, white, bitter, a bar of, a box of… chocolate.
  2. indoor, outdoor, take up, popular, non-contact, team, Olympic…. sport
  3. difficult, address, pose, discuss, solve, environmental……. problem
  4. tree, immediate, belong to, close-knit, nuclear, a member of a ...family
  5. enjoy, go without, cut down on, frozen, run out of, tasty, fast, …food

  1. Игра на коллокации “Домино”

Учитель готовит несколько экземпляров “домино”.  Учащиеся в парах или группах собирают домино на скорость.

competition

last

resort

flight

attendant

business

studies

shift

work

all-time

favourite

powerful

impact

highly

qualified

final

straw

wide

range

strictly

speaking

heavy

pressure

wide

range

tempting

offer

daunting

task

common

knowledge

healthy

  1. Игра “Palmanism” 

Образец карточек по теме «Безопасность на дорогах» Spotlight 6” Модуль 3

Palmanism – это игра, которая позволяет повторить словосочетания, состоящие из 2-х частей. Чтобы игра не была слишком долгой по времени, можно разрешить игрокам переворачивать до 3 карточек. Чтобы повысить лексическую ценность игры, игрок, которому удалось соединить коллокацию, должен употребить полученное словосочетание в контексте предложения.

GETTING

AROUND

YELLOW

LINES

PARKING

ZONE

TRAFFIC

SIGN

ZEBRA

CROSSING

LEAN OUT OF

THE WINDOW

RUN ONTO

THE ROAD

TRAFFIC

WARDEN

STAND ON

THE PAVEMENT

SEAT

BELT

BIKE

LANES

ROAD

SAFETY

FLOW OF

TRAFFIC

RIDE

A BIKE

TURN

RIGHT

WATCH

OUT

  1. Расширение знаний учащихся c знакомой лексикой

В английском языке много парных и групповых синонимов (near synonyms) и важно знать в каком контексте и с какими словами эти синонимы употребляются.

  1. Методический прием TTT (Test -Teach- Test) один из способов справиться с этой задачей.

Учитель дает тест на относительно знакомую лексику. Работа проверяется в парах и/или по образцу. Исправляются ошибки. (парная или групповая тренировка).  Тот же тест пишется заново.

Тест: Which of the verbs speak, say и tell fits best into the gaps in these examples.

  1. I can’t _____________for the rest of the staff, though.
  2. As I _____________they’ve already appointed somebody.
  3. You’d better do exactly what the doctor___________.
  4. Don’t worry. Everything you ________me is confidential.
  5. These figures don’t _______us what will happen next month.
  6. It’s too soon to_________ whether an agreement can be reached.
  7. UN sources __________ the agreement goes much further than any previous one.
  8. To ______you the truth, I was half expecting it.
  9. It may be that actions will __________ louder than words.
  10. Can I _________ to Mr. Harrison, please?
  11. Shall we _____two o’clock?
  12. _________me about it.

Ответ: 1-spealk, 2-said(have said); 3-said; 4-tell; 5-tell, 6-say; 7-say; 8-tell; 9-speak; 10-speak; 11-say, 12-tell.

  1. Выполнять   упражнение на близкие по значению слова (near synonyms).  Соединить глагол с его определением и подобрать слова, которые образуют словосочетание с этими глаголами.

Match the verbs with their definition and collocate with the noun.

verb

definition

nouns

1. glitter

a. shine brightly as a reflecting light or as very clean

I. white teeth, car(new), eyes with excitement

2. gleam

b. shine with a fairly unsteady light

II. sweat on the face, eyes with tears

3. glisten

c. shine in a sparkling way

III. moonlight on water

4. shimmer

d. shimmer brightly as smooth, wet or oily

IV. star, eyes, diamonds, career

Ответ: 1-c-IV; 2-a-I; 3-d-II; 4-b-III.

  1. Работа с эмоциональными усилителями значений слов.

Часто учащиеся в своей речи для усиления значения используют слово VERY c разными прилагательными. Существует множество других слов с более сильным и точным значением.

Например: highly qualified        bitterly disappointed (108)

1.Use a collocation dictionary to add a word which means VERY to each of these:

Для облегчения задачи слова, которые нужно вставлять в пропуски, можно написать на доске или выдать с заданием.

1.____________exhausted                5. __________ encouraged

2.____________disorganized                6. ___________unexpected

3.____________handicapped                7. ___________recommended

4.____________disillusioned                8. ___________prepared

Ответ: 1 – really; 2 –highly; 3- badly (seriously, profoundly); 4- extremely (totally, completely); 5-strongly (greatly); 6-most (completely); 7-highly (thoroughly)        8-well (fully)

Now do the same with these

1._____________greedy                        7. ____________greatful

2._____________honest                        8. ____________impractical

3._____________inaccurate                9. ____________offensive

4._____________remarkable                10. ___________ruthless

5._____________sceptical                        11.___________sure

6._____________theoretical                12. ___________unacceptable

 

Ответ: 1- absolutely (truly); 2-really (truly); 3- extremely (terribly); 4- really (most, truly); 5- highly (deeply, extremely); 6- highly; 7-really ( extremely, deeply); 8- highly ( completely); 9- highly( deeply, extremely); 10- absolutely ( truly); 11-absolutely; 12-completely ( totally, utterly)  

  1. Упражнение на устойчивые словосочетания наречий с прилагательными

Упражнение 1.

Match each adverb in List 1 with an adjective in List 2.

        List 1                                        List 2

  1. delicately                                a. associated with
  2. closely                                b. balanced
  3. enthusiastically                        c. chosen
  4. highly                                d. mistaken
  5. Carefully                                e. overcrowded
  6. ideally                                f. qualified
  7. badly                                g. received
  8. dangerously                        h. situated

        Ответ: 1-b, 2-a, 3-g; 4-f; 5-c; 6-h; 7-d; 8-e;

Now complete each of these sentences with one of the expressions:

  1. The election is very _________________________ at the moment. Either party could win.
  2. The new production of “Hamlet” was _________________________by the first night audience.
  3. She’s too______________________________ for the job --- we don’t want someone with a degree.
  4. The house is __________________________, ten minutes from the sea, and ten minutes to the mountains.
  5. If you think I’m going to agree to that, you are___________________.
  6. The disco was already_____________________________ when the fire started.
  7. His words were __________________________________to ensure they appealed to different sections of the audience.
  8. The President has been______________________________ the idea from the start, so he’s very anxious that it is a success.

Ответ:

1-delicately balanced; 2- was enthusiastically received; 3- highly qualified; 4- ideally situated; 5-badly mistaken;6- dangerously overcrowded; 7- carefully chosen; 8-closely associated with;

  1. Упражнение на устойчивые словосочетания adverb + Participle II

Use each of these adverbs once to complete the example.

        absolutely                densely                fatally                generally

        heavily                hopelessly                ideally                narrowly

        richly                        severely                sorely                strictly

  1. “Lord of the Flies” is still________________ considered to be Golding’s most successful book.
  2. I’m_______________ tempted to keep the money --- I could do with some extra

at the moment.

  1. Supplies at this low price are ________________ limited.
  2. Central California is one of the most ________________ populated parts of the United States.
  3. I was_________________ appalled to hear they were discussing bringing back the death penalty.
  4. The house is ________________ situated, on the coast, near the city and surrounded by beautiful mountains.  
  5. I realised I’d taken the wrong road, and when I came to the second roundabout, I was _______________confused.
  6. Everyone was delighted at her success, which was _______________ deserved.
  7. The theory turned out to be __________________ flawed.
  8. Exporters who do not have foreign language skills are ______________handicapped.
  9. All the news coming from the region is _________________ censored.
  10. The polls suggest that the government will be ________________defeated in the referendum.

Ответ: 1-generally considered, 2- sorely tempted; 3- narrowly limited; 4-densely populated; 5-absolutely appalled; 6- ideally situated; 7-hopelessly confused; 8- richly deserved; 9 – fatally flawed; 10 – heavily handicapped, 11 – strictly censored 12 severely defeated

  1. Задания на антонимы в коллокациях

Fill in the gaps with a word which is opposite in meaning to the one in bold.

  1. You can dismiss or _________________employees.
  2. You can impose or ____________________an embargo on a country.
  3. You thought that crossing the Kalahari would be a fairy dangerous journey, but it turned out to be quite_____________.
  4. If somebody is stealing things at work, you can instigate an investigation and then ______________ it if it is causing too much trouble.
  5. Are you the sort of person who follows or __________ instructions.
  6. John is the perfect guest, but Tony is one of the most ________guests I have ever entertained.
  7. You can either loosen your grip on something or _________ it.
  8. I had an accident in my car last week. There was some slight damage to the front of the car, but the damage to the back was _____________.

Ответ:1- hire(recruit); 2-lift; 3-safe; 4-close; 5- ignore(disobey); 6- unwelcome; 7- tighten; 8- heavy

*В зависимости от сочетаемости слов, антонимом к слову strong может быть как прилагательное weak, так и прилагательное mild, например:

strong tea – weak tea        strong cheese – mild cheese

https://7esl.com/adverb-adjective-collocations/#Adverbs_and_Adjectives

2.4 Работа над типичными ошибками в коллокациях.

Учитель должен исправлять типичные ошибки, которые допускаются в коллокациях, noun + verb  и adjective + noun . Типичные ошибки выписываются на доску и исправляются совместно с учениками.

Например:

extreme disappointment    -- great (bitte) disappointment

few benefits will come   --- few benefits will occur        

Необходимо давать такие задания учащимся, где им нужно находить типичные ошибки в коллокациях.

There is a collocation mistake in each of these sentences. Correct collocation with the highlighted words.  (Найдите и исправьте ошибку в коллокации)

  1. I was completely disappointed when I failed my exam.
  2. When I did badly in the exam it was a strong disappointment.
  3. When you decide what to study, you must make a planned choice.
  4. The holiday I went on last year was a full disaster.
  5. What happened next was a really disaster
  6. I’m afraid I would like to do a serious complaint.
  7. If you want to lose weight, you need to make a diet.
  8. Getting on a diet will help you.
  9. If you are too fat, you need to miss some weight.
  10. To improve your health you need to do some sacrifice.
  11. If you want to be really fit, you need to make more exercise.
  12. If you don’t keep to your diet, you won’t have the result you want.

Ответы: 1.bitterly, greatly, deeply; 2.deep, bitte, great; 3.careful/right/ wise; 4. complete, absolute, total; 5. real; 6.make a serious complain; 7.follow a diet; 9. going on a diet; 10. lose some weight; 11. make some sacrifice. 12. do more exercise; 13. get a result

2.5 Заключение

Работа с лексикой. Увеличение словарного запаса.

  • Организовывать лексику по темам
  • Отдавать приоритет словосочетаниям c примерами из текста,  а не отдельным словам
  • Добавлять новые выражения к старым по мере изучения языка.
  • Вести табличку по словообразованию (слово и его производные).
  • Работать с синонимами (сходство/отличие на лексическом и грамматическом уровне), антонимы
  • Работать с фразовыми глаголами, которые наиболее часто встречаются в речи. go; come; be; get; bring; give; take; make; do; look; put; think; turn; run; break; carry; hold; keep; call; fall; set; stand; catch pull check hand hang set etc.

https://www.internetenglishclasses.co.uk/2020/02/the-ultimate-list-of-frequent-phrasal-verbs.html   Список наиболее частотных фразовых глаголов

https://7esl.com/phrasal-verbs/        Фразовые глаголы наглядно по темамам, по частотности

  • Сделать личный словарь максимально наглядным и визуальным. Использовать ментальные карты, рисунки
  • Пользоваться онлайн словарями

Онлайн словари:

https://www.oxfordlearnersdictionaries.com

https://dictionary.cambridge.org

https://www.collinsdictionary.com/

https://www.freecollocation.com/        Словарь сочетаемости cлов https://www.engvid.com/ Фразовые глаголы (видео)

 Список литературы:

  1. “The practice of English Language Teaching” J. Harmer
  2. “Essential Teacher Knowledge” J. Harmer
  3. “The TKT Course Modules 1,2 and 3” M. Spratt, A. Pulverness, M. Williams
  4.  “English Collocations in Use” F. O’Dell
  5. “Teaching Collocation” M. Lewis
  6. “Spotlight 10” Student’s book V. Evans, J. Dooley, O. Afanasyeva, I.Mikheeva
  7. интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О подходах к обучению английскому языку в условиях индивидуально ориентированного способа обучения.

Предлагаемый материал позволяет достичь более высоких результатов при использовании дифференцированного подхода в обучении иностранному языку на том уровне, который требуется обществу на данный момент...

Лексические игры в обучении английскому языку

Игра является ведущей формой деятельности в обучении иностранному языку. Статья содержит разнообразные лексические игры, используемые на уроках английского языка....

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...

Лексический подход на уроках английского языка

Учитель постоянно готовит задания, задаёт вопросы, чтобы заставить ученика говорить. Какой из навыков в обучении английскому языку – грамматический, лексический, говорение является приоритетным ...