Лексический подход на уроках английского языка
статья по английскому языку
Учитель постоянно готовит задания, задаёт вопросы, чтобы заставить ученика говорить. Какой из навыков в обучении английскому языку – грамматический, лексический, говорение является приоритетным или же они взаимосвязаны? В данной статье будут раскрыты принципы работы лексического подхода, ведь без хорошего лексического запаса невозможно понимать иностранную речь на слух, свободно излагать мысли как в письменной, так и в устной форме. Даже при хорошем уровне грамматикиневозможно к изученным структурам добавить лексику, так же без необходимого словарного запаса невозможно читать или говорить, ведь необходимо подключать грамматику к словам, а не наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 947.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Учитель постоянно готовит задания, задаёт вопросы, чтобы заставить ученика говорить. Какой из навыков в обучении английскому языку – грамматический, лексический, говорение является приоритетным или же они взаимосвязаны? В данной статье будут раскрыты принципы работы лексического подхода, ведь без хорошего лексического запаса невозможно понимать иностранную речь на слух, свободно излагать мысли как в письменной, так и в устной форме. Даже при хорошем уровне грамматикиневозможно к изученным структурам добавить лексику, так же без необходимого словарного запаса невозможно читать или говорить, ведь необходимо подключать грамматику к словам, а не наоборот.
Суть лексического подхода состоит в том, чтоязык представляется в виде chunks – словосочетаний, а не отдельных слов. Создатели и распространители данного подхода – MichaelLewis (ввел понятие «Лексический подход» в 90х), HughDellar, AndrewWalkey(опубликовали в 2016 книгу TeachingLexically). Предполагается, что учащиеся смогут распознавать в иностранной речи и воспроизводить готовые словосочетания, соответствующие контексту. Основная задача учителя в рамках лексического подхода – правильный выбор лексических и грамматических структур из текстов. Благодаря лексическому подходу, ученики запоминают большое количество слов и устойчивых выражений без усилий и в короткие сроки. Большой словарный запас помогает беспрепятственно выражать свои мысли.
Слова и выражения в языке не существуют сами по себе, они всегда употребляются в определённом контексте, поэтому лексический подход способствует более глубокому пониманию их значений и эффективному запоминанию. Использование лексического подхода в обучении английскому языку не противоречит коммуникативному подходу в обучении, а дополняет его, так же позволяет свободно оперировать большим количеством наиболее часто встречаемых фраз (коллокаций) и выражений без грамматических и стилистических ошибок. Коллокация – способ, с помощью которого слово употребляется с другими словами, научное название известного «так не говорят». Например, можно сказать по-английски Istayathome, но нельзя сказать Isitathome. Если уточнить почему нельзя, ответом будет «Потому что так не говорят. Данные слова не сочетаются». Использование лексического подхода предполагает комплексное изучение стойких словосочетаний (collocations) и групп слов, часто используемых вместе (lexicalchunks) для более эффективного запоминания и усвоения; комбинированное изучение грамматических структур и лексических единиц; возможность создания новых фраз на основе уже выученных словосочетаний, благодаря чему учащиеся начинают говорить на иностранном языке быстрее и что не маловажно – естественно. Преимущества лексического подхода – акцент на успешной коммуникации, вместо грамматической безупречности, использование живых аутентичных примеров англоязычного говорения; одновременное запоминание и отработка грамматической, лексической и фонетической структур; успешное развитие чувства языка и языковой догадки; снижение риска языкового барьера и боязни ошибок. Гораздо легче строить высказывания, когда есть блоки и, зная правила порядка слов, необходимо просто добавлять к ним блоки (т.е. chunks и collocations) и получать хорошее высказывание. Гораздо сложнее подбирать отдельные слова.
Как можно использовать лексический подход на уроках английского языка:
- Просим учеников найти и записать не просто глаголы, а фразы из текста в упражнении 2
- Создаём новые словосочетания, выбирая самые типовые .
Здесь лексический подход настаивает на одном важном моменте – словосочетания нужно брать именно в том виде, в котором они, скорее всего, будут использованы в речи. Например, никакихleave something at home; know somebody very well. Нужно давать словосочетания так, как они прозвучат в речи: leftmywalletathome; knewherverywell.
- Смотрим какой жизнью живут словосочетания. Например, met -можно не только people (кого), а и где (inacafé) и зачем (foracoffee). Lost – это не только потерять что-либо буквально, что-либо ощутимое (lostmycarkeys), но и более абстрактные вещи (lostmyjob, lostinterest). Это помогает видеть лексику более глобально и использовать её в новых контекстах.
- Создаём ассоциации. Показываем рисунки с фразами, а учащиеся переводят или показываем картинки, а ученики составляют словосочетания.
- Составляем истории:
I couldn’t sleep last night, so I went out for a coffee. When I got to the coffee shop, I realized that I’d left my wallet at home.I felt really embarrassed and I didn’t knowwhat to do, so…
- Домашнее задание – попросить учеников составить свои упражнения и ключи к этим упражнениям для других учеников(с использованием словаря), можно подсказать такие упражнения- дописать предложения, дополнить словосочетания, соединить словосочетания с переводом.
Таким образом, для формирования лексических навыков можно использовать лексический подход следующим образом: в учебниках даются списки слов, но если посмотреть на тексты для чтения и аудирования, можно их расширить; необходимо выписывать лексику, составлять списки слов при этом нужно в коллокациях и чанках. При возникновении вопросов о значении слова, нужно его сначала показать или объяснить, а не называть прямой перевод, необходимо постоянно приводить в примекакие ещё коллокации можно создать с данным словом, таким образом расширяя лексический кругозор ученика. Можно просить учеников придумывать контекст из новых слов, составлять рейтинги слов, пройденных на уроке, выбирая топколлокаций для себя -например, слов, у которых сложное произношение или5 наиболее сложных фраз.
Лексический подход позволяет нам использовать одну и ту же лексическую единицу в разных контекстах , упражнениях и абсолютно на разных уровнях обучения английскому языку.
ЛИТЕРАТУРА
- Christina Latham Koenig , Clive OxendenEnglish File Elementary Oxford University Press.-2013 .-p.56-57
- Dellar Hugh, Walkley Andrew, Delta Publishing.-2017 .- 152
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЯЗЫКОВЫЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Языковые игры очень помогают при усвоении лексического материала....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-90410-1354090157.jpg)
Лексические игры на уроках английского языка.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу». Очень распространены игры типа &l...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-363112-1387737227.jpg)
Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах
В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/20/picture-459075-1403254678.jpg)
Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения
Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...
Активизация лексических навыков на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения
Активизация лексических навыков на уроках английского языка...
Лексический подход к обучению английскому языку
Лексический подход к обучению английскому языку....