Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".
статья
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno.docx | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.
Рамки современного урока, 40 минут урока, классно-урочная форма обучения и т.д., конечно, не всегда дают возможность учителю в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход, но результаты этой работы неоспоримы. Поэтому, выбрав эту проблему, я поставила перед собой задачу: найти такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне как учителю на уроке в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку.
Принципы личностно-ориентированного обучения
В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:
- должно и саморазвитие , исходя из его особенностей.
- личностно-ориентированного каждому , на его способности, , , возможность в учебной , и т.д.
- Содержание , его и методы и так, чтобы мог изобретательность к , его виду и .
- сторона учитывает не достигнутых , , навыков, но и интеллекта ( , качества, ).
- Личностно-ориентированное средством и развития – цели образования.
обучения
работать с , учитывая его , необходимо весь . Поэтому в я использую к построению .
- учебный с условием, он выявление опыта , опыт их .
- Стараюсь материал , чтобы он не объём , их , интегрирование, , но и личный ученика.
- В заданий личный с научным знаний по .
- В ходе стараюсь учащихся к , обеспечивая им , саморазвития и в овладения или знаниями.
- урока таким , каждый возможность при заданий.
- к самостоятельному и наиболее и для них способов материала.
- При о приёмах действий общелогические и учебной , их функции в учащихся.
- на разносторонний и не только учащимися , , навыков, но и сам , т.е. тех действий, ученик, материал.
- Для точной , как субъективной использую коррекции, на уроке.
На языка, подход, у не только , но и мышления, , внутреннюю или текстов в , их на основе детей. При учебных на учитываю ни содержания , но и различные их , которые (в виде , действий) или самостоятельного ( , при изучении той или “At school”, “ ”, “Would you a Cup of ?” и другие, соотнесения с , изображающей , что позволяет находить это и новые .
и изображения на . На , дорогах и т.д. – , а – слова с , соответствующей с языка. и слово, перевод обозначению.
различных , освоения считаю развития учащихся, их проявления.
, уроков по такому от самого анализа . Он должен в том, путём рационально к какой-либо , какие совершить, использовать. свои , как профессионально , может сам их становления, их , создавая тем условия для ими.
В с этим на я использую двух :
- с указанием , которыми воспользоваться;
- , в ученику задачу, а способы её .
продуктивности , соответственно, .
Исходя из , при учащимся , подлежащего , ставить , определяющую работы.
Так, , задания на дом, , что требуется: , прочитать и , заполнить по , ответить на , диалог из , на уроке, , использовать по .
Работая над , ребята чёткую по организации . Разнообразие установок мне , какими работы по тот или иной .
и тот же учебный , как психологами, через различных .
Различные “ ”
Семантические – это те операции, ученики, с материалом. , на уроке я диктую , нужно , ученик на слух, записать или по-русски, , третий образ ( ), фиксируемого , пытается по каким-либо , пятый на слух слова и т.д. Эти “” я и учитываю при с материалом. , учащимся, и форм , предлагаю (где это ) в , графическом или . Ученики какое-либо и могут на , что, естественно, их мотивацию.
вышесказанному, особенности на уроках среды, :
- организацию и материала , вида и ;
- на всех языка (магнитофона);
- свободы выполнения для снятия в связи с в своих ;
- нетрадиционных и индивидуальных в активизации ;
- создание для в самостоятельной и ;
- постоянное к анализу и способов , побуждающих к им не только , но и своей . , чтобы рассказать, как работу, пользовались, чем им заниматься и т.д.;
- учителя к такой на , в ходе занятий;
- и индивидуальных , моделирующих ( ) мышление;
- в малых на диалога, игр, учебного .
образом, языка в занятия, где не только те или знания, но и себя, собой, реальные , пути их , т.е. не проявлять, но и как личность.
Я за или иными , организуя с их процесс, по сути не столько , развивающим.
В меняется и вся . Ученики не учителя, а за ним, а постоянно со в диалоге, мысли, и полевые , организовывают , соревнования на , монологов и на алгоритмов, :
I like... (a , a , an apple) etc.
I ... (potatoes, , ) etс.
Я постоянно к с вопросами :
T: How are ?
P: Fine, .
T: How old are ?
P: I am 10.
T: Where are you ?
P: I am Russia.
T: hobby?
P: ( games, , ) etc.
T: What’s sports?
P: My are judo and .
T: you like a cup of ?
P: Yes, or no, thank you, etc.
В ходе такой беседы нет правильных или неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения. Стараюсь не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое я предлагаю с позиции научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, потому что таков принцип моего обучения. Все учение идет на основе полного понимания, что учащиеся изучают и как структурные группы образуются или уже образованы. Например: глагол to be (am, is, are), образец склонения с местоимениями:
Часто для объяснения нового материала привлекаю учащихся, которые прекрасно справляются с поставленными задачами. При таком изложении материалов рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный отбор его содержания. Ученик при этом есть “творец” этого знания; участник его порождения. Именно такие уроки я считаю личностно-ориентированными, в ходе которых стараюсь быть внимательной к детям, вместе с ними осуществляя равноправную работу по поиску и отбору необходимого учебного материала, который подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемый материал не обезличивается, а становится личностно-значимым.
Взаимодействуя с учениками в ходе урока, я не опасаюсь неправильных ответов (если, конечно, это не проверочный урок); привлекаю к работе всех учеников (а не только “хорошо успевающих”); не боюсь подчеркивать – “Давайте договоримся, что глагол-связка to be в 1 лице единственного числа будет прочитан как – am, а во 2 лице единственного и множественного числа - are и будем в дальнейшем этого придерживаться.
Сформулирую кратко основные требования к личностно-ориентированному уроку, изложенные доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской, хорошо известной российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения:
Цель– создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью:
- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; - обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
- при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Я как учитель уделяю внимание и тем детям, которые более подготовлены, с тем, чтобы у них не потерялся интерес к учебной деятельности и тем детям, которые требуют очень внимательного подхода, поддержки для усвоения знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"
Выступление на ШМО учителей математики и информатики на тему "Современныетехнологии в работе учителя математики"...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Индивидуальный подход в обучении школьников"
Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости...
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"
Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: «Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.познавательной Невозможно языку себе представить познавательной жизнь настоящее ...