Организация обучения чтению на уроке немецкого языка в старшей школе
статья (10, 11 класс)

Сидорова Лилия Николаевна

Проблема обучения чтению всегда актуальна при изучении иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_metodicheskiy_zhurnal.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в методический журнал

 «Организация самостоятельной работы при обучении иноязычному чтению на старшем этапе»

Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что проблема организации самостоятельной работы учащихся и развитие автономии являются сегодня главными аспектами при обучении школьников, в том числе – при изучении иностранных языков (ИЯ).

Изучением данного вопроса занимались такие методисты как С.Ф. Шатилов, Р.В.Гуревич, А.Е. Капаева,
А.В.  Конышева, Е.К. Поздеева и др
.

Среди различных видов речевой деятельности (ВРД), подлежащих освоению при обучении ИЯ (говорение, чтение, аудирование, письмо), говорение и чтение, несомненно, играют доминирующую роль на уроке в средней школе. При небольшом количестве часов, отводимых на изучение ИЯ в старших классах (1 час в неделю), на уроке учитель часто не имеет возможности уделить должного внимания развитию навыков чтения. Поэтому главной задачей учителя является грамотная организация самостоятельной работы при формировании данного ВРД на уроке, а также во внеурочное время.

В первую очередь, рассмотрим вопрос организации самостоятельной работы в процессе учебной деятельности (УД) и возможность использования при этом учебных стратегий. 

Самостоятельная работа понимается как самостоятельная познавательная деятельность, которая включает в себя действия самостоятельного регулирования и управления УД в целом. Очень важно отводить больше времени на организацию и осуществление самостоятельной работы.

При планировании самостоятельной деятельности необходимо опираться на принцип индивидуализации, учитывать индивидные, субъектные и личностные характеристики каждого ученика. Важно также отмечать, какой тип самостоятельной работы проводится, определить содержание ее вида, проследить преемственность каждого из них.  Обучая самостоятельности и предоставляя ее, учитель помогает учащимся стать субъектом УД, а также способствует формированию самостоятельной личности, что является залогом успешности непрерывного образования.

 Школьникам рекомендуется показать и объяснить, что для достижения цели в процессе самостоятельной УД им нужно применить определенные стратегии, а также необходимо объяснить, чему служит та или иная учебная стратегия, почему стратегии, с которыми они знакомятся, могут оказаться полезными для них.

Не маловажное значение имеет также изучение вопроса особенностей обучения чтению на старшем этапе, трудности и возможные пути их преодоления путём использования стратегий чтения, выбор которых напрямую зависит от вида чтения. Обучение чтению учащихся старших классов средней школы представляет собой значительный интерес и имеет свои особенности. На завершающем этапе обучения ИЯ совершенствуются все полученные школьниками знания, умения и навыки. Язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях науки, техники и культуры. При обучении старшеклассников следует учитывать «психологический барьер», наблюдаемый у учащихся на данном этапе изучения ИЯ, которые не верят в овладение языком даже в ограниченных пределах. Желание учащихся положительно влияет на процесс обучения.

Исследования методистов показывают, что немногие старшеклассники самостоятельно читают на ИЯ. Причинами отсутствия мотивации является то, что при чтении иноязычного текста учащиеся сталкиваются с трудностями, которые связаны с незнанием значений слов, с поиском литературы. Некоторые школьники отмечают, что предлагаемые для чтения тексты им не интересны. Нельзя не согласиться с мнением Е.К. Поздеевой, которая видит два направления в решении проблемы, как приучить школьников к самостоятельному чтению на ИЯ:

1) формировать мотивацию данного ВРД, прививать интерес к чтению;

2) научить школьников преодолевать языковые трудности при чтении, извлекать информацию из текста.

Второе направление в решении вышеназванных проблем, связанных с процессом чтения на ИЯ, предполагает использование стратегий работы с текстом: структурирование посредством составления плана текста, таблиц, маркирования, ведения записей, использование сопровождающих текст рисунков, фотографий, диаграмм, использование фоновых знаний нахождение значения новых слов по формальным и семантическим признакам, выделение ключевых слов; стратегии анализа информации, выявления закономерностей, умозаключений, оценки и интерпретации информации, использование переработанной информации в коммуникативных целях в устной и письменной речи и др.

Правильная организация самостоятельной работы по чтению на уроках ИЯ, а также во внеурочное время является залогом успешного обучения данному ВРД. Я считаю естественным тот факт, что учащиеся часто испытывают трудности при выполнении заданий во время самостоятельной работы по чтению. Поэтому  рекомендую учителю грамотно подходить к вопросу организации самостоятельной деятельности, а также прививать учащимся умение правильно пользоваться различными учебными стратегии. Для реализации данной цели я предлагаю использовать тексты публицистического характера, т.к., согласно требованиям программы,  учащиеся старших классов должны уметь читать разнообразные материалы немецких газет и журналов, молодёжных СМИ, среди которых есть статьи, интервью, письма читателей, а также опросы и анкеты, викторины и т.д. Чтение аутентичных публицистических текстов вызывает особый интерес у школьников.  

При изучении ИЯ важно не только формировать мотивацию чтения и учить преодолевать трудности, но и необходимо грамотно организовать самостоятельную УД, чтобы учащиеся не утратили мотивацию к выполнению учебных действий. Подводя итоги вышеизложенному, я хотела бы подчеркнуть, что самостоятельное чтение в средней школе — это эффективное средство улучшения языковой подготовки ее выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в обучении страноведению на уроках иностранного языка в старшей школе

В данной статье предложены рекомендации учителю при организации интегрированного куса, а также представлена  разработка учебной программы курса "Страноведение США, Великобритании и России...

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...

Обучение изучающему чтению на уроках английского языка в старших классах.

В этой статье Вы можете найти основные этапы обучения изучающему чтению в старших классах....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на старшем этапе общеобразовательной школы.

1) Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта:...

«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»

quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....

Статья на тему " Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе."

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения...