Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Методическая разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 24.05 КБ |
parazit_griby.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе.
Тема: « Грибы- паразиты»
Цели урока:
- Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними
- Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов
- Обобщить знания о грибах, как о самостоятельном царстве
Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор, интерактивная доска), презентация.
Ход урока:
- Организационный момент
(сообщение темы и задач урока)2 слайд
- Проверка домашнего задания:
- Какую тему изучали дома?
(2 уч-ка работают индивидуально по карточкам вставить нужные слова)
1карточка
Вставь пропущенное слово:
1. Известно около ….... видов грибов.
2. Грибы питаются …..... веществами.
3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-.........
4. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …...
5. Споры пеницилла созревают в ….
6. Тонкие белые нити гриба - …....
7.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….....
8. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..
9. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются ….....
10. Дрожжи размножаются …….
2 карточка
Вставь пропущенное слово:
- Мукор – это гриб …..
- Пеницилл размножается ……
- Дрожжи – это ……. грибы, имеющие форму …….
- Споры мукора созревают в ……
- Дрожжи используют в ….
- Споры пеницилла созревают в …
- Пеницилл – это …… гриб.
- Дрожжи размножаются …..
Работа с остальными учащимися в классе.
Фронтальный опрос:
- Какие царства живой природы знаете?
- Какие выучили? Почему грибы выделили в отдельное царство?
- Как называется наука о грибах?
Я читаю загадки о грибах, вы угадываете: 3 слайд
1. Бледная она стоит
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная...
(поганка)
2. Возле леса на опушке,
украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ...
(мухомор)
3. В лесу, на радость людям,
средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке
растет грибок ...
(масленок)
4. Есть семейные грибы,
Лишь семьей живут они
На пеньках и на корнях,
И в траве на вырубках.
Эти дружные ребята
Называются... ( опята)
5. Очень чистый ,вкусный гриб-
Рад и повар и грибник
Эти желтые сестрички
Называются …….. (лисички)
Распределите эти грибы на 2 группы. Какие из них встречаются в нашей местности?
Почему опасны даже съедобные грибы в Ростовской области?
Проверка 2-х учеников, работающих по карточкам индивидуально (4, 5 слайд)
Итог (выставление оценок).
3.Изучение нового материала
Проблемный вопрос: - На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты)
Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами паразитических грибов и научимся отличать их от других.
-Какие грибы называют паразитами? 6слайд (запись определения в тетрадь)
Грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма.
Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях.
1.паразиты хлебных злаков
А) Головня – это гриб-паразит, поражающий злаки(пшеница, кукуруза, просо). Зараженные колоски похожи на обуглевшие головешки, в которых созревает масса спор. Во время уборки урожая споры головни попадают на здоровые колоски и сохраняются до весны. Вместе с зерном попадая в землю споры прорастают и грибница растет внутри стебля, потом достигает колоска и превращает зерновки в черную пыль. Для уничтожения спор, зерно обрабатывают специальными препаратами. (7 слайд)
работа в тетради № 34 ,заполнить таблицу после рассказа учителя по каждому грибу-паразиту.
Названия грибов -паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Б) Спорынья
Сообщение подготовил ученик дома.
Спорынья - гриб, паразитирующий на злаках. В медицине используется гриб, паразитирующий на ржи. Рожки продолговатые, несколько искривленные, 1-3 см. длины, черно-фиолетового цвета. В Средние века в год, когда из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньей, возникали массовые пищевые отравления, сопровождающиеся судорогами. Также при отравлении наблюдаются расстройства психики, нарушение глазодвигательной функции, а спустя несколько месяцев — осложнённая катаракта, большие дозы приводят человека к гибели. В настоящее время методы агротехники позволили практически избавиться от спорыньи в сельскохозяйственных посевах. (8 слайд)
После рассказа ученика учащиеся продолжают работу в тетради № 34
2.Паразиты деревьев.
Трутовик разрушает древесину деревьев, наносит большой вред лесному хозяйству. Имеет форму копыта и появляется на коре дерева через несколько лет после заражения. Споры созревают на нижней стороне плодового тела гриба и проникают в другие деревья через раны, потом прорастают по всей древесине в грибницу, разрушая ее и делая трухлявой. Срок жизни дерева сильно сокращается.
Виды трутовиков 9-14слайд
работа в тетради № 34
3. Грибковые заболевания овощных растений.
К самым распространенным грибковым заболеваниям относятся фитофтора, черная ножка, ложная мучнистая роса, белая гниль, серая гниль, ржавчина, сухая гниль корнеплодов и другие.
1)Фитофтороз. Бурые пятна на листьях быстро расширяются во влажную по году или при обильных росах, вызывая гибель листьев, а иногда и всего растения. На плодах бурые пятна рас пространяются вглубь, загнивают. Рекомендуется уничтожать растительные остатки, не допускать соприкосновения плодов с землей.
2)Черная ножка поражает проростки семян и молодую рассаду различных видов капусты, а так же редис, огурцы, томаты, салаты и другие виды овощей. Сильно пораженные растения полегают и отмирают. Главное в борьбе с этой болезнью – правильный уход за рассадой, а именно: избегать излишне густого посева, повышенной температуры и избыточной влаги, своевременное пикирование сеянцев и высадка рассады.
3) Ложная мучнистая роса поражает капусту, брюкву, горчицу, редьку. На листьях молодых растений рассеяны желтые пятна. На нижней стороне листьев имеется беловатый налет гриба. На взрослых растениях эти пятна имеют красноватый оттенок. Эта болезнь передается с семенами. Поэтому следует перед посевом обеззараживать семена (раствор марганца, прогревание в горячей воде и другие методы).
4) Стеблевая гниль может присутствовать не только на томатах, но и на многих растениях семейства пасленовых: перце, картофеле, баклажанах и других. Болезнь проявляется в увядании растений. В нижней части стебля появляются бурые и черные пятна. Из мер борьбы самый эффективный – правильный севооборот. (15-20 слайд)
работа в тетради № 34 записать один из этих грибов
4. Грибковые заболевания плодово-ягодных культур.
1.Плодовая гниль поражает яблони и груши в разном возрасте. Гриб проникает в плод через кожицу, поврежденную насекомыми. На месте заражения появляется бурое пятно, и плод загнивает. Его поверхность покрывается все увеличивающимися кругами серых бородавок, или, как их называют, «подушечек», а мякоть становится рыхлой и на вкус неприятной. Загнившие плоды опадают или засыхают, оставаясь висеть на дереве. В том и дру гом случае они являются очагами заразы. (21-22слайд)
2.Серая гниль косточковых поражает вишни и сливы аналогично предыдущей, но бородавки на вишнях и сливах располагаются не кругами, а беспорядочно. Серая гниль поражает плоды, цветки, листья и побеги. Источниками заражения являются прошлогодние больные плоды, оставшиеся висеть на дереве. (23 слайд)
3.Парша. Болезнь проявляется в виде темных дерновинок на листьях, побегах и плодах, которые могут покрываться бархатистым налетом. Плоды в зоне поражения искривляются, прекращают рост, быстро опадают. (24 слайд)
работа в тетради № 34 записать один из этих грибов
- Как распространяются грибы-паразиты, прочитайте в учебнике стр. 47. На это задание дается 2 минуты, чтобы рассказать о способах распространения грибов.
- Закрепление изученного.
25 слайд ( отгадать загадки и расположить по группам:
Паразиты Плесневые
А) Весь грибок с пчелиный бок
А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья)
Б) Есть грибы и не в лесу:
В тесте, в пиве и квасу (дрожжи)
В) Конское копыто – к дереву привито (трутовик)
Г) Пока молод, он седой
А постареет – весь почернеет (мукор)
Д) Выросли на палочке
Кисточки-метелочки
Кисточки зеленые
Лекари хваленые (пеницилл)
Е) Это что за дело: просо обгорело.
И в метелках сажа,
И на листьях даже (головня)
Б)Тестовая работа. ( 26 слайд)
Если утверждение верно поставь +, неверно-
Проверка, выставление оценок
- Домашнее задание (27 слайд)
- Итог урока
Оцените свою работу на уроке, объяснив почему вы выбрали такой кружок.
«красный» - отлично
«желтый» - хорошо
«зеленый» - удовлетворительно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "Класс насекомые"
Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...
Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"
middot; Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...