Технология повторения
консультация
Предварительный просмотр:
«Организация повторения изученного материала, его виды и способы реализации»
Зачастую многих учителей пугает, что-то новое, новые термины, технологии. А ведь если призадуматься, всё новое, это хорошо забытое старое.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей для повторения и закрепления изученного материала.
- Уроки «открытия» нового знания.
- Уроки рефлексии.
- Уроки систематизации знаний.
- Уроки развивающего контроля.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. На каждом из этих уроков происходит обобщение знаний, то есть закрепление.
И так методика повторения учебного материала выполняет важные образовательные и развивающие функции: закрепляет и систематизирует знания, развивает умственные и духовные силы ребенка, формирует навыки учебного труда, позволяет учителю получить обратную информацию об образовательном уровне класса, а значит где-то избежать «топтания на месте», где-то восполнить упущенное. В большинстве случаев материал каждого урока опирается на содержание предшествующих уроков. Поэтому в ходе повторения устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что в итоге обеспечивает восприятие его ребенком как некоторой целостной структуры. Традиционно, повторение проводится в начале урока. В этом есть определенная логика, вытекающая из его функционального назначения. Вместе с тем это не является абсолютно обязательным: повторение может быть проведено в конце урока (5-7 минут), в процессе изучения нового материала, возможны уроки без повторения, или урок обобщения знаний.
Выделяется два вида повторения: устное и фиксированное. Каждое из них может быть организовано и как фронтальное, и как индивидуальное.
При устном фронтальном повторении основным методом является беседа. Она позволяет получить обратную связь от многих учащихся класса, поддерживать довольно высокую их активность, создает благоприятные условия для организации общения между учащимися, введения в это общение элементов дискуссий, что очень важно для реализации развивающего обучения. Однако такой вид повторения дробит учебный материал на мелкие части, что затрудняет его обобщение. Оно не формирует у учащихся важный навык учебного труда — умение передавать в связном рассказе свои научные знания. Без этого навыка ученик будет испытывать серьезные трудности в обучении в средних и старших классах, где идет освоение основ наук. Эти негативные стороны фронтального повторения компенсирует другой вид — индивидуальное устное повторение.
Сущность индивидуального устного повторения заключается в том, что дети на предложенный учителем вопрос или задание должны ответить связным рассказом. Индивидуальное устное повторение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Его провести гораздо труднее, чем фронтальное повторение, т. к. в этом случае значительно ниже бывает активность класса. Не все дети могут сосредоточиться на ответе одного ученика и внимательно его выслушать. Учителю приходится прибегать к дополнительным приемам активизации внимания. Можно, например, предложить классу прослушать ответ товарища, сделать необходимые дополнения, исправления, помочь выйти из затруднительного положения, задать отвечающему вопросы и т. п. Труднее этот вид повторения и для самого ученика, т. к. требует большой сосредоточенности. Ребенок не только должен знать материал, но и работать над формой его изложения. Этот метод положительно влияет на развитие мышления ребенка, приучает его связно, в определенной логической последовательности излагать свои мысли. А повторение учебного материала представляется в более целостном виде, чем при фронтальном повторении, что облегчает его обобщение.
Следующий вид повторения — это так называемое фиксированное повторение, которое, как и устное, может быть фронтальным или индивидуальным. При фиксированном повторении дети отвечают на заданные вопросы на листочках бумаги или на доске с помощью условных знаков, рисунков, схем. Учащиеся могут что-то подчеркнуть в готовом тексте, подписать детали уже готового рисунка, заполнить таблицу, письменно перечислить предметы. Возможны вопросы и задания, составленные в виде тестов. Также используются приёмы фиксированного задания с использованием ИКТ.
Следует помнить, что в любой вид повторения важно включать задания, требующие практического приложения знаний.
В ходе повторения учащиеся пользуются наглядными пособиями, в первую очередь теми, которые применялись при изучении нового материала, хотя не исключена возможность использования и других наглядных пособий.
Фиксированный метод с использованием ИКТ вызывает большой интерес у учащихся.
Примеры из практики:
- Приём пяти пальцев. Учащиеся с первого класса знают правила игрового момента «Пять пальцев». Называя предмет, ребята дают полную характеристику, загибая каждый палец. Этот приём развивает моторику рук, концентрирует внимание, при этом зная последовательность применения правила морфологии, учащиеся великолепно усваивают материал. В ходе использования данной методики опрашивается весь класс за короткое время.
Кластер. Учащиеся получают конверты с заданием и выстраивают последовательность работы в индивидуальной или парной форме, при этом доказав правильность выполнения задания. Можно предложить схематический кластер.
Пирамида. Учебный материал, предназначенный для повторения, разбивается на 2—3 или 4 законченные части. К каждой части формулируется вопрос или задание.
Предлагаем сначала составить план ответа. На первых порах такой план составляется коллективно, он может быть записан на доске, далее в группе, паре, индивидуально.(На выходе добиваясь самостоятельного выполнения задания). Типология вопросов здесь та же, что и для беседы. Вопросы и задания могут быть взяты из учебника. Затем надо дать учащимся время на обдумывание содержания ответа. Только после этого конкретный ребенок может быть вызван для ответа. При этом дети могут пользоваться рабочей тетрадью и, по усмотрению учителя, — учебником.
Основная задача этого вида работы — развивающая, а именно, развитие умения передавать свои научные знания в связной речи. Это очень важно для решения проблемы преемственности. В старших классах изучаются основы наук. Здесь индивидуальное устное повторение является основным видом повторения на уроках. Поэтому, обучая младших школьников такому повторению, мы облегчаем его переход на новую образовательную ступень.
2. Примеры заданий.
1. Найди лишнее слово.
2. Собери группы однокоренных слов.
3. Отметьте знаком «+», правильный ответ.
4. Продолжите таблицу по образцу:
5. Установи соответствие, соедини стрелками.
6. Подчеркните ответ, который вы считаете правильным.
7. Допишите предложения.
_____________ are synonyms.
_____________are opposites.
.
- Креативные приемы.
#1 Помню/не помню
Это простой способ освежить слова в памяти, подойдет для студентов любого уровня.
Распечатайте необходимые слова на листах А4 в зависимости от количества пар учащихся. Разрежьте слова и раздайте по набору каждой паре.
Задание— разделить все слова на две кучки: те, что они помнят и те, что они не могут вспомнить. Звучит просто, но вы увидите, какое оживленное обсуждение это задание вызовет, когда студенты начнут делиться переводом и напоминать друг другу значения слов.
В конце пройдитесь по всем словам, которые студенты не вспомнили и закрепите их в предложениях.
#2 Составь предложение
Это задание бросит вызов креативности и быстрой реакции. Также можно дублировать его в письменном виде и прибегнуть к peer correction.
Для этого задания поделите группу на две команды. Ученик из каждой команды достает из набора нарезанных слов одно. Задача – придумать предложение с выученным словом. За каждое правильное предложение команда получает 1 балл.
Однако, есть возможность повысить ставки и получить целых 3 балла за дополнительное условие. Для этого ученик бросает кубик и получает задание:
1 – составить предложение с выбранным словом и question tags
2 – составить предложение с выбранным словом и использовать Passive Voice
3 – составить предложение с выбранным словом и использовать Second Conditional и т.д.
В список от 1 до 6 поставьте грамматические темы, которые вы проходили в последнее время и выпишите эти дополнительные условия на доске.
#3 Избавься от меня!
Суть игры – избавиться от всех слов в руках, напоминает карточную игру UNO.
Для этой игры также подготовьте слова, распечатайте и нарежьте их, либо используйте готовый набор карточек со словами. Убедитесь, что слов достаточно, или поделите группу на команды, чтобы слова не повторялись.
Каждый ученик берет по 10 слов из набора. Их задание – избавиться от своих слов. Сделать это можно использовав слово в разговоре.
Учащиеся начинают обсуждать тему, которую вы им даете, и могут избавиться только лишь от 2 слов подряд. Также разговор должен быть логичным и естественным. Как только ученик использовал слово, он кладет его на стол.
Побеждает тот, кому первому удастся избавиться от всех слов на руках.
#4 Перформанс
Еще одно задание для креативной группы, которая любит необычные задания и готова немного подурачиться.
Сначала поделите группу на команды из 4 человек, внутри команды разбейте учеников по парам. Задайте атмосферу и расскажите небольшую предысторию.
Выведите на экран фото ребенка и скажите, что он пропал прошлой ночью, а его мама не могла найти себе места. Однако, на утро он вернулся и молча ушел в свою комнату. Мама, еле сдерживая эмоции, спрашивает: “Where have you been?”
Пара тянет из подготовленного набора 8 слов. Их задача – придумать и рассказать/написать историю этого мужчины используя все слова, что им достались. После того, как они придумали историю, они возвращаются в свою команду и решают, чью историю они будут рассказывать классу, вносят правки и изменения.
После этого команда показывает другим учащимся свой перформанс без слов, используя лишь пантомиму, а зрители должны попытаться угадать, что за слова достались команде. Если вам кажется, что финальное представление слишком сложное, можно просто разыграть сценку со словами.
#5 Spelling board races
Комбо-гонка, которая проверит не только произношение, но и правописание изученных слов. Отлично подойдет как филлер или завершение урока. Разделите учеников на две команды и попросите их стать в два ряда один за другим перед доской.
Затем назовите слово и попросите команды записать его на доске. Одно условие – каждый студент может написать только одну букву. Как только первый студент сделает это, он должен передать маркер следующему студенту, стоящему позади, и уйти в хвост своего ряда.
Первая команда, которая сделает это быстрее и правильно – получает балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по модульной технологии "Повторение орфографии"
Обучающиеся сами оценивают свои знания....
Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения"
Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения " в 11 классе....
Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)
Образовательными целями урока является уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...
Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)
Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...
Урок повторения изученного об имени существительном с использованием групповой технологии
В презентации представлен опыт организации групповой работы в 6 классе при повторении изученного об имени существительном. Даны цели урока, способы распределения на группы, основные этапы урока,...
Методическая разработка по алгебре на тему: Кейс-технологии при повторении раздела "Неравенства"
План-конспект урока по подготовке к Государственной Итоговой Аттестации по математике на 1 курсе СПО направлен на отработку заданий практического содержания, которые вызывают некотор...
Активное использование исследовательских технологий при повторении и подготовке к ЕГЭ по математике.
По моим наблюдениям, интерес к некоторым предметам гаснет от обилия определений, формул, терминов, теорем, которые нужно «держать в голове», от неумения соотнести их с практикой применения. Или ...