Активное использование исследовательских технологий при повторении и подготовке к ЕГЭ по математике.
статья (алгебра, 10 класс) на тему
По моим наблюдениям, интерес к некоторым предметам гаснет от обилия определений, формул, терминов, теорем, которые нужно «держать в голове», от неумения соотнести их с практикой применения. Или обратная картина - ученик правило выучил, а применить не может. Проблему повторения и расширения знаний до нужного уровня можно решить с помощью информационных карт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активное использование исследовательских технологий при повторении и подготовке к ЕГЭ по математике.
Кочкина Елена Николаевна, учитель математики МОУ «Чокурдахская СОШ имени А.Г.Чикачёва», п.Чокурдах, Республика Саха (Якутия).
Вступление
Инновационные преобразования в процессе обучения касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития активности учащихся, которые приводят их к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к дальнейшему использованию результатов этого опыта в обучении.
Работая в школе много лет, я наблюдала следующую картину: в 5 классе почти все ученики старательно учатся, затем, в силу многих причин у некоторых из них интерес к математике, да и к учёбе вообще, гаснет. Я имею в виду среднестатистическую школу. Вопрос мотивации острее обозначился с приходом в школу ЕГЭ. Мои ученики с 2002 года сдают этот непростой экзамен. Как научить и подготовить к любому экзамену заинтересованного ученика знают почти все педагоги, куда важнее ответить на вопрос: «Как учить гуманитариев, слабоуспевающих, детей с ограниченными возможностями, и подготовить к проходу через «порог двойки» всех?».
По моим наблюдениям, интерес к некоторым предметам гаснет от обилия определений, формул, терминов, теорем, которые нужно «держать в голове», от неумения соотнести их с практикой применения. Или обратная картина - ученик правило выучил, а применить не может. С приходом в школу ГИА в 9 классе в новой форме и ЕГЭ в 11 классе проблема повторения и расширения знаний до нужного уровня обострилась во много раз, особенно у тех учащихся, кто испытывает страх: «Я не сдам!».
Информационные карты
В своё время учёный В.Ф.Шаталов предложил «метод опор». Используя идею сжатия материала, но при этом, сохранив краткий теоретический материал, я попробовала по каждой важной теме создавать информационные карты, где «свела под одну крышу» теорию и практику. Моим ученикам, особенно неуверенным, это понравилось, они ощутили надежду, что и у них получиться запомнить правила, алгоритмы и решать дальше на чистом листе.
В каждую из тем, по которой созданы карты, включен необходимый теоретический материал, формулы, алгоритмы, правила (теория) и образцы решения заданий (практика). Для этого используем приёмы группировки, классификации, выделение смысловых «опор», «сжатие», «уплотнение» материала, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними. В моей копилке имеются информационные карты по ключевым темам математики, алгебры, геометрии. Примером может служить:
Информационная карта по теме «Решение квадратных уравнений»
Теория | Практика |
Квадратное уравнение имеет вид ах2+bх+с=0, где а – старший коэффициент, b – средний, с – свободный коэффициент. Неполные уравнения Неполным квадратным уравнением называется уравнение вида 1) Если , то уравнение имеет вид . Правило. Уравнение вида решается разложением на множители – вынесением общего множителя за скобки и всегда имеет два корня, один из которых равен нулю. 2) Если , то уравнение имеет вид . Правило. Уравнение вида решается только тогда, когда у коэффициентов а и с разные знаки. Оно решается разложением на множители по формуле разности квадратов. Полные уравнения ; Если , то - два корня. Если , то - один корень. Если , то корней нет. Алгоритм решения: 1.Записать коэффициенты: а, b, с. 2.Вычислить дискриминант 3.Применить формулу корней квадратного уравнения. 4.Записать ответ | 1. Решить уравнение . Решение. Вынесем за скобки : - произведение равно нулю, если один из сомножителей равен нулю. или Ответ: 0: -3 2. Решить уравнение: Ответ: 4; -4 3. Решите уравнение: ; ; решений нет. Ответ: Решений нет 4. Реши уравнение : , Решение. . ; . Ответ: ; . 5. Решите уравнение . Решение: ; Ответ: 2, -1,5. 6.Решите уравнение: (2х – 3)(6 – х) =0; Решение: (2х – 3) = 0 или (6 – х) =0; 2х = 3 или – х =-6; х = 1,5 или х = 6: Ответ: 1,5; 6 |
Есть карты, созданные в сотрудничестве с учащимися: создавали и редактировали которые вместе. Например:
Информационная карта Показательные неравенства
Теория | Практика |
Неравенство, содержащее переменную только в показателе степени, называется показательным. Решение показательных неравенств основано на следующем утверждении: если , то при , и при , которое обратно предложению, выражающему свойство монотонности показательной функции. | 1. Решите неравенство: . 1) 2) 3) 4) Решение. , т.е. . Ответ: 4. 2. Решите неравенство: . Решение. . Так как , то по свойству монотонности , имеем , т.е. , откуда или . Ответ: . 3. Решите неравенство: . Решение. . Так как , то по свойству монотонности , имеем , т.е. , откуда . Ответ: . 4. Найдите область определения функции: . 1) 2) 3) 4) Решение. Область определения функции определим из неравенства: . Тогда . Ответ: 4. |
В копилке детских работ есть карты, созданные учащимися при подготовке к ГИА в 9 классе.
Например, по теме « Владение записью чисел в стандартном виде», информационную карту составляли трое учащихся, затем редактировали все вместе. Вот что получилось. Возможно их карты не совсем совершенны, но они- результат совместного труда!
Практика | |
В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень малые положительные числа. Например, большим числом выражается объем Земли – 1083000000000 км3, а малым – диаметр молекулы воды, который равен 0,0000000003 м. В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними какие-либо действия. В таком случае полезным оказывается представление числа в виде , где n – целое число. Например: ;; . Стандартным видом числа a называют его запись в виде , где и n – целое число. Число n называется порядком числа а. | 1. Представьте в стандартном виде число а = 4 350 000. В числе а поставим запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра. В результате получим 4,35. Отделив запятой 6 цифр справа, мы уменьшили число а в 106 раз. Поэтому а больше числа 4,35 в 106 раз. Отсюда: . 2. Представьте каждое из чисел 1083000000000 и 0,0000000003 в виде произведения числа, заключенного между единицей и десятью, и соответствующей степени числа 10: ; . Говорят, что мы записали числа 1083000000000 и 0,0000000003 в стандартном виде. В таком виде можно представить любое положительное число. 3. Население Франции составляет человек, а ее территория равна км2. Какой из ответов характеризует среднее число жителей на 1 км2? 1) 9,2 чел 2) 92 чел 3) 11 чел 4) 110 чел Решение. человек. Ответ: 4. 4. Запишите 0,0032 в стандартном виде. Решение. Чтобы представить 0,0032 в стандартном виде , нужно перенести запятую в числе 0,0032 на три знака вправо. Получим число от 1 до 10. Итак: . Ответ: . Перевод единиц измерения 5. Переведите 155,4 м: а) в километры; б) в сантиметры; в) в миллиметры. Решение. А) Так как 1 км = 1000 м, то надо решить пропорцию: , . Ответ: 0,1554 км или км. Б) Так как 1 м = 100 см, то . Ответ: 15540 см или см. В) Зная, что в 1 метре 1000 миллиметров, найдем, что в 155,4 метрах 155400 миллиметров. Ответ: 155400 мм или мм. |
При подготовке к ЕГЭ учащиеся написали пособие, в котором использовали понравившуюся им идею создания карт. Примером может служить информационная карта: «Задание В3 ЕГЭ 2010-2011».
Теория | Практика |
Иррациональные уравнения Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня. При решении иррациональных уравнений, как правило, используют следующие методы: Из двух систем выбирают ту, которая решается проще. 1.Если а < 0, уравнение не имеет корней. 2.Если , уравнение равносильно уравнению 2) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень ( при решении простейших уравнений). Показательные уравнения Уравнение, в котором переменная находиться в показатели степени, называется показательным. Для решения надо: 1) Привести левую и правую части уравнения к одному основанию. 2) Решить уравнение, приравняв показатели левой и правой частей уравнения. Логарифмические уравнения Логарифмическим называется уравнение вида ; где х>0, a>0. Для решение логарифмических уравнений полезно повторить свойства логарифмов и приемы их вычисления. | 1. = 2; х - 3 = 4; х = 7 входит в ОДЗ. Ответ: 7. 2. ; <=>;;<=> <=> x = -1; Ответ: -1; 3.Решить уравнение Решение. Основания одинаковые, степени равны, следовательно, показатели также равны. Ответ: . 4.Найти корень уравнения . Решение: в данном случае замечаем, что . ; x-2=3 ;x=5. Ответ. 5 5.Найдите корень уравнения Решение. Используя свойства степеней, ; . . Ответ: 1. 6.Решим уравнение:; ; х – 7 =-3; х=4. Ответ: 4 7. Найдите корень уравнения . 17+ х = 3 Х= 3 – 17 Х= - 14 8.Решим уравнение: ; 3+х = ; 3 + х = 256; х=253 9. Решим уравнение: ; 8 - 4х = ; 8 – 4х = 4; -4х = -4; х =1 10. Решим уравнение: ; 4 - 4х = ; 4 - 4х = 81; -4х =81-4; -4х=77; х= 77: (-4); Х = - 19,25 |
II. Обоснованность и уместность использования проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения математике и при подготовке к ЕГЭ.
Наименование технологии и методов | Обоснованность и уместность применения | Результативность |
1. Технология индивидуализированного обучения | На каждом этапе изучения темы все ученики работают самостоятельно, под руководством учителя: а) внутри урока ; б ) внутри темы в) внутри всего курса алгебры и геометрии. Работая индивидуально с каждым можно дозировать помощь слабым, менять формы общения, обеспечить все виды контроля (входной, промежуточный, итоговый). В случае применения ТИО идёт учёт возрастных особенностей, нагрузки дозированы. | Создается ситуация настроя на успех. В «трудных» классах с помощью даже элементов этой технологии заинтересованность предметом заметно вырастает. Наблюдается активизация познавательной деятельности учащихся, растет уровень самостоятельности. Дозированность нагрузки и учет индивидуальных особенностей детей способствует укреплению здоровья. Повышается качества обучения, есть последователи в улусе. |
2.Технология модульного обучения. | Учитель разрабатывает программу, которая состоит из нескольких модулей (узлов, объединенных общим содержанием и задачами). Дети заранее знают не только объём содержания, но и уровень усвоения, соответствующую оценку. Эта технология позволяет работать в темпе, выбранном учеником, защищать или сдавать модуль когда он готов, домашнее задание может быть сокращенно, если ученик продуктивно работает в классе, на уроке. | Побуждение интеллектуальных мотивов учения. Самостоятельность, уверенность, повышение мыслительной активности учащихся. При подготовке к итоговой аттестации учащиеся самостоятельно повторяют по изученным заранее модулям. Ученики вместе с учителем осуществляют управление учением. Учащихся учатся работать самостоятельно и в классе и дома. |
3.Научно-исследовательские методы в обучении | Применяет эти методы в профильных классах, на занятиях элективных курсов, с учащимися олимпиадного уровня, имеющими хорошую базу за 5-9 класс, склонных к исследовательской деятельности. Эта технология позволяет создать в классе развивающую среду, способствует развитию личных качеств, формированию исследовательской «жилки». | Заметно растет расширение кругозора, формируется наблюдательность, оттачиваются аналитические умения, отслеживает траекторию развития каждого, и молодые « исследователи» участвуют в НПК всех уровней, Российском Фестивале «Портфолио» Растет умение обобщать, оформлять собственные идеи и итоги работы, защищать собственное мнение, принимать критику. |
4. Проектная деятельность: учебное проектирование, прикладные проекты. | Деятельность учителя заключается в организации самой исследовательской работы учащихся. Ученики самостоятельно «приходят» к решению вопросов и проблемы проекта. Метод проектов позволяет получить конкретный результат труда: презентацию, справочник, статью, реферат, задачник, пособие. Учитель создает условия для включения школьника в работу. Во внеурочное время учащиеся работают над проектами по подготовке к ЕГЭ. | Придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегая их отрыва от реальной деятельности, педагог добивается глубокого и надежного усвоения изучаемого материала. В проектах по геометрии, учащиеся учатся мыслить конструктивно, анализировать форму предметов, ищут и находят примеры применение теоретических знаний на практике. Приобретаются умения анализировать собственные решения, защищать свои работы. |
5.Технология саморазвивающегося обучения | Применяется в 7-11 классах, при подготовке к итоговой аттестации, тематическом повторении. Основная идея в том, что справочники, пособия по предмету создают для себя сами ученики. Это тоже опора, наглядность, справочный материал, сжатый конспект, подбор заданий по определённой теме, сборник задач, книжка, но они создаются учениками. | Наблюдается прогресс в обучении и воспитании, учатся признавать и исправлять собственные ошибки, прислушиваться к мнению других. Наблюдается рост интеллектуальных мотивов учения. Возрастает самостоятельность, уверенность. Ученики творчески подходят к решению задач с практическим содержанием, задач олимпиадного уровня. |
Кто-то мудрый сказал: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его нужно научить учиться всю жизнь», эти слова стали моим девизом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование исследовательских технологий на уроках математики с применением ИКТ"
В работе рассматривается вопрос использования исследовательских технологий на уроках математики. Опыт прошлых лет показыв...
Активное использование информационных технологий в образовательной деятельности в рамках проекта ИНФОУРОК.
Золотая грамота, благодарность и свидетельства о публикации методических разработок на сайте infourok.ru....
Материал для повторения и подготовки к ОГЭ по математике( задание №1)
В данном материале представлены: самостоятельная работа, презентация, прототипы задания №1....
Материал для повторения и подготовки к ОГЭ по математике( задание №2)
В данном материале представлены самостоятельная работа, зачет, прототипы задания №2....
Cпособы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИA по математике в 9 классе
Cпособы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИA по математике в 9 классе...
Современные педагогические технологии и инновационные формы организации образовательного процесса в ходе повторения и подготовки к экзаменам по математике.
В общеобразовательных школах при пенитенциарной системе учащиеся – осужденные, в основном, имеют низкую мотивацию, большие пробелы в знаниях, длительный перерыв в учебе.Для тог...
Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИА по математике.
Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИА по математике....