Методическая разработка по алгебре на тему: Кейс-технологии при повторении раздела "Неравенства"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
План-конспект урока по подготовке к Государственной Итоговой Аттестации по математике на 1 курсе СПО направлен на отработку заданий практического содержания, которые вызывают некоторые затруднения у обучающихся. С помощью подготовленного КЕЙСА обучащиеся повторяют и заакрепляют решения таких задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_zadacha.zip | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: Подготовка к итоговой аттестации.
Метод Кейс – технологии на уроке математики.
Тема урока: самостоятельная разработка рекомендаций по системе подготовки обучающихся к решению задач определенного типа по теме «Неравенства».
Цели урока:
- Подготовка к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Математика» по теме «Неравенства»
- Развитие исследовательских навыков обучающихся. Развитие умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты.
- Воспитание умения работать в команде; умения критически относиться к мнению коллектива группы.
В начале первого занятия обучающиеся группы в составе 26 человек были случайным образом разбиты на 4 группы. Каждой группе в бумажном и электронном виде были предложены: текст мини- кейса, образцы задач для повторения изученного материала, подсказки, вспомогательные вопросы.
Представление кейса.
Сегодня на уроке мы будем работать с «кейсом». Под кейсом понимается текст (описание ситуации) и задания к нему. Сейчас у каждого из вас есть кейс (ситуация, образцы задач для повторения изученного материала, подсказки, вспомогательные вопросы). Используя материалы кейса, разработать рекомендации к решению задач по теме «Неравенства» и представить их в виде презентации. В течение трёх уроков мы работали с данным кейсом.
Преимущества мини-кейса: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков .
Особенность кейс-метода – это созданная проблемная ситуация, в основе которой лежат факты реальной жизни, иными словами, это ситуационное обучение.
Целью подготавливаемых кейсов с заданиями является разработка рекомендаций по системе подготовки обучающихся к решению задач определенного типа. Технология предполагает от учителя математики письменную подготовку примера кейса, его самостоятельное изучениеобучающимися, совместное обсуждение поставленной проблемы (естественно, при руководстве и помощи преподавателя). Очень важен принцип, что «обсуждение важнее решения». В основу кейс-метода ложится имитационное моделирование, то есть приобретение навыков выбора и анализа на математическом примере и перенесение его в реальную жизнь. На уроках математики метод выглядит следующим образом. Подготавливается, чаще всего, трехуровневый набор заданий, в каждом из которых процесс рассмотрения начинается от самого простого до сложного, таким образом, обучающийся сможет начать с элементарных правил и закончить творческим подходом к решению проблемы.
Чтение вслух текста из кейса "скоро экзамен" .
Работа с кейсом.
Учитель рассказывает реальную историю.
Миша Петров учится на втором курсе колледжа. У него скоро итоговый аттестационный экзамен по учебной дисциплине «Математика». В настоящий момент выявилась проблема: как показали уроки повторения пройденного материала по этой дисциплине, тему « Неравенства» он плохо усвоил. Ситуация усугубляется тем, что когда проходили эту тему Миша болел. Посмотрев на задания, Миша сразу понял, что задания ему мало знакомы. В силу того, что Миша был троечником, он понял, что учебник ему не поможет. К счастью, Миша никогда не унывал и всегда находил выход из любой ситуации. У него есть друзья, хорошо разбирающиеся в этой теме. И почему бы не сосредоточить их интеллектуальные ресурсы во времени и пространстве на выработку поначалу подхода к этой мини ситуации: как одолеть эти неравенства? Может, кто-то уже их победил? Может у кого-то есть верный способ, как обойти проблему? И как понять, нужно ли ему вообще волноваться по данному поводу?
Учитель: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. Цель полезного использования нашего кейса: разработать рекомендации к системе подготовки решения неравенств и объяснить Мише методы их решения.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ: каждой группе необходимо разработать и предоставить рекомендации по повторению заданной темы «Неравенства».
Этапы | Цель этапа |
Знакомство с конкретным случаем | Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения |
Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной информации | Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее |
Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений | Развитие альтернативного мышления |
Резолюция: нахождение решения в группах | Сопоставление и оценка вариантов решения. |
Диспут: отдельные группы защищают свое решение | Аргументированная защита решений |
Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
На работу с данным кейсом отводится 3 часа аудиторного времени:
1 час посвящается знакомству с ситуацией и первичному анализу информации. В ходе этого занятия формируется несколько групп из числа обучающихся, которые, ознакомившись с материалом, задают вопросы учителю и разрабатывают начальный план решения проблемы.
2 час посвящается обсуждению ситуации в группах и принятию коллективного решения. Предполагается предварительная домашняя обработка информации.
3 час посвящается представлению предложений, одобренных в группах и сопоставлению результатов.
Такой метод позволяет обучающимся пользоваться интернет-ресурсами , составлять и проходить тестирование, или создавать и использовать диагностические работы.
В ходе работы учитель предложил вспомнить обучающимся некоторые определения по данной теме.
Вот некоторые из них: Что такое логарифм? Что такое показательная функция? Что такое тригонометрические функции? Вспомнить определения всех функций? Что такое ОДЗ? Метод интервалов? Вспомнить свойства монотонности функций для решения неравенств? Взаимосвязь показательной и логарифмической функций? Вспомнить определения обратных функций? Правильно ли утверждение: “Арккосинус нуля равен 2πn?” и т.д.
Защита своих идей.
Представление своих разработок каждой группы:
1 группа - дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов.
2 группа – показательные неравенства.
3 группа - логарифмические неравенства.
4 группа - тригонометрические уравнения.
Данная форма проведения занятий была интересна, так как в работе обучающихся проявилась самостоятельность и свободное изложение подходов к разрешению проблем, особенно это проявилось наиболее полно на третьем занятии, которое прошло в форме конкурса презентаций.
ИТОГ УРОКА. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ:
БЛИЦ - ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «НЕРАВЕНСТВА»
- Что общего в представленных заданиях?
- Что отличает тему «Неравенства» от других на выпускных экзаменах по математике?
- Есть ли такие задачи в наших учебниках?
- Что хотят проверить составители подобных заданий?
- Хватит ли времени решить все задачи открытого сегмента заданий по математике?
- Стоит ли это делать?
- Можно ли, проанализировав задачу, подготовиться к решению целого набора заданий?
- Надо ли понимать смысл решения каждого типа неравенств?
- Стоит ли задумываться о смысле входящих в неравенства величин, если компьютер проверяет лишь численный результат?
- Можете ли вы сами найти информацию в сети Интернет, например, полезные ссылки на on-line тестирование? Все ли они помогут при подготовке к экзаменам?
- Попробуйте понять, для чего лично Вам может пригодиться сегодняшнее занятие?
- Помогли ли вам рекомендации для усвоения темы?
Домашнее задание. Закрепить умения и навыки в решении различных неравенств, используя полученные на уроке выводы.
Образцы примеров «вызвавших» затруднения у Миши.
Дробно-рациональные неравенства:
Показательные неравенства:
- .
- .
- 2х + 23 – х < 9
Логарифмические неравенства:
- log7<0.
- lg2x-2lgx-8≤0
Тригонометрические неравенства:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока алгебры по теме "Квадратные уравнения"
Материал содержит конспект обобщающего урока по теме "Квадратные уравнения", в котором содержится иматематический диктант, тест по теме....
Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)
Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....
Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Логарифмические уравнения" (для учащихся 11 классов)
Развернутый план открытого урока -соревнования по теме "Логарифмические уравнения" в 11 классе....
Методическая разработка урока алгебры по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"
Урок алгебры в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием кейс-технологии "Человек в оккупации"
Мероприятие посвящено Великой Отечественной войне. Применение кейс-метода способствует формированию у учащихся собственной точки зрения о неоднозначности и противоречивости поведения человека в услови...
Методические разработка урока с элементами использования кейс-технологии.
Методических разработка урока с элементами кейс-технологии по английскому языку для 2 класса по теме "Спорт", для 3 класса по теме "Еда"....
Методическая разработка учебного занятия с применением «Кейс-технологии» по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: Пешеходный переход
В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе б...