Технология поэтапного формирования умственных действий
консультация
Описание технологии поэтапного формирования умственных действий и примеры ее использовани на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pfur.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология поэтапного формирования умственных действии (ПФУД)
Грамматические действия, функционирующие в речи как автоматизированные навыки, могут быть планомерно сформированы только в результате активного соотнесения субъектом поля ориентировки в структурных отношениях вербального материала с последовательными звеньями исполнительной части грамматического действия. Автоматизация грамматического действия и образование грамматического навыка заключается в изменении ориентировочной части действия — в ее сокращении и переходе на сигнальную ориентировку в ситуации и в самом исполнении действия (П. Я. Гальперин). Автоматический характер протекания процесса грамматического оформления высказывания не исключает «сознательного» контроля за действием, который сохраняется в сигнальной форме для получения «грамматической правильности» высказывания. Таким образом, с этой точки зрения решающее значение в образовании грамматических навыков имеет формирование ориентировочной части грамматического действия.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, преподаватель должен последовательно обеспечить понимание, усвоение и применение материала. Примерная схема организации обучения выглядит следующим образом:
|
|
|
осознание | текущее повторение | самоконтроль |
осмысление | промежуточное повторение | контроль |
обобщение | итоговое повторение | коррекция |
На этапе понимания преподаватель является транслятором основных идей темы. Понимание материала обеспечивается его эффективной презентацией. Важен эмоциональный вход, который обеспечивается живым словом учителя, его убеждѐнностью в том, что он говорит, а также яркой компьютерной, текстовой, аудио- и видеопрезентацией. Главный метод, который использует преподаватель при презентации теоретического материала — это проблемная лекция с выдвижением тезиса и привлечением студентов к его доказательству путем совместных рассуждений.
На этапе усвоения преподаватель выступает в роли организатора учебной деятельности, при которой обеспечивается текущее повторение и возрастает доля самостоятельной работы обучающихся. Усвоение материала обеспечивается его эффективным повторением. Психологами установлено: для того, чтобы информация эффективно усваивалась, еѐ необходимо всѐ время видоизменять, в конечном итоге научиться пересказывать своими словами и применять на практике.
На этапе применения преподаватель становится консультантом, а основная форма деятельности обучающихся — самостоятельная работа по проведению исследований, составлению письменных резюме и подготовке устных выступлений, составлению планов (технологических карт) уроков. Применение реализуется главным образом в процессе составления планов уроков (технологических карт) разных типов и видов, которые проходят апробацию на аудиторных лабораторных занятиях и в процессе прохождения педагогической практики в школе.
Этапы:
Согласно теории П. Я. Гальперина можно выделить шесть этапов:
- Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий) - осуществляется мотивация учащихся на выполнение действия (заинтересовывание в действии).
- Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию - учитель дает ученикам ориентировочную основу действия, т.е. объясняет, как действие следует выполнить, и показывает его.
- Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов - ученики, используя объяснение и пример учителя, выполняют действие, т.е. выполняют «внешнее действие».
- Этап внешнеречевых действий - ученики проговаривают вслух, как нужно осуществлять действие в установленном порядке. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). По мнению П. Я. Гальперина такой перенос действия в речевой план означает не просто его озвучивание, но его речевое выполнение.
- Этап внутренней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»).
- Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания.
Таким образом, стратегия обучения структурно-грамматическим явлениям иностранного языка строится по такому плану:
1. Пропедевтическое накопление речевого опыта с изучаемыми явлениями.
2. Презентация учащимся схемы-модели грамматической структуры.
3. Презентация учащимся алгоритма действия.
4. Работа со схемой и алгоритмом в материализованной форме с выполнением целого ряда упражнений языкового характера. На этом этапе целью действия является сам способ, поэтому грамматические операции совершаются в развернутой форме.
5. Работа по алгоритму в громкоречевой форме без опоры на материализованную Од с выполнением упражнений коммуникативного характера с дополнительным языковым заданием.
6. Выполнение упражнений коммуникативного характера с отсроченной временной реакцией. Во время интервала учащийся имеет возможность проконтролировать отдельные операции по алгоритму. Алгоритм начинает сокращаться.
7. Выполнение коммуникативных упражнений. Работа проводится в быстром темпе, что приводит в конечном счете к полной автоматизации отдельных операций и овладению умением использовать изучаемое грамматическое явление в ситуативной речи.
Рассмотрим конкретно суть этапов формирования умственных действий на примере грамматической структуры "to be going to …" ( 5 класс ).
1.Создание соответствующей мотивации учения означает создание потребностей в изучении данной темы, убеждение учащихся в необходимости этого. Соответствующая мотивация учения, в частности, может быть создана: 1) постановкой соответствующих учебных задач, 2) созданием проблемной ситуации, 3) использованием различных познавательных задач, задач практического характера и т.п.
2. Создание ориентировочной основы действия, т.е. подбор таких заданий, ориентируясь которых можно было бы изучить новую тему.
Основное требование на этом этапе - нужно повторить только тот материал, на котором базируется содержание нового и другие упражнения должны быть отброшены. Если уж они так нужны на уроке, то лучше их перенести на другой этап урока.
При изучении вышеназванной темы ориентировочная основа действий создается так:
В изучении математики ориентировочной основой действия могут служить:
1) ранее изученная тема, на которую опирается изучаемая тема и при котором обязательно сохраняются принципы действий;
2) опорная схема, таблица, карта, опыт и другие, используя которые учащиеся будут работать на следующем этапе;
3) межпредметные связи, когда ситуация в одной области объяснима, а в нашей ситуации требует дополнительного теоретического обоснования.
Ориентировочная основа может быть предложена в готовом виде, составлена или разработана совместно с самими учащимися. Выбор нужного варианта определяется содержанием изучаемой темы.
3.Этап материальных и материализованных действий, т.е. учащиеся выполняют действия в материальной форме (с реальными предметами) или в материализованной форме (с рисунками, схемами и др.) с развертыванием входящих в него операций.
Главным на данном этапе является то, что ученик сам работает с индивидуальными наглядными пособиями (дублирует учителя, работает по его указаниям и т.п.), если это требование не соблюдается, то данный этап выпадает из общего звена и, следовательно, поэтапного формирования умственных действий не происходит.
Отметим, что на этом же этапе параллельно начинается внешнеречевой этап.
На этом этапе возможны следующие варианты работы:
1) учащиеся работают наглядными пособиями под управлением учителя; дублирование действий учителя допускается только в тех случаях, когда они не могут работать самостоятельно;
2) учащиеся самостоятельно изучают тему, используя предложенные ориентиры;
3) учащиеся слушают объяснение учителя и работают
при этом предложенным ориентиром;
4) учитель проводит эвристическую беседу, организуя при этом работу учащихся по ориентирам:
5) совместное составление с учащимися различных схем, моделирование ситуации, опираясь на ориентиры;
6) самостоятельная работа учащихся по дополнительным источникам информации и создание своих моделей (схем, рисунков, чертежей, планов).
4. Внешнеречевой этап, т.е. все действия с предметом, рисунками и т.п. сопровождаются речью (вслух- индивидуально или хором) и доводятся до безошибочного выполнения.
На этапе внешней речи могут быть использованы, в частности, такие приемы:
1) хоровое проговаривание вслух определений, правил, фрагментов текста, практических действий и т.п. (если речь развита слабо) с переходом на индивидуальное проговаривание вслух (прием нужен особенно в младших классах);
2) использование комментированного управления с переходом на комментированное доказательство, когда ученик сначала воспроизводит ход своих действий и после обосновывает каждый свой шаг с использованием теоретических знаний;
3) воспроизведение вслух целого текста;
4) работа в парах, когда один ученик воспроизводит материал, а другой – контролирует по определенным образцам (записи в тетради, по конспекту, по книге и т.д.).
5. Внутреннеречевой этап - этап, когда все действия выполняются беззвучно, проговариванием про себя и доводятся до автоматизма, т.е. усваиваются.
На данном этапе учащиеся самостоятельно работают в тетради с печатной основой. Учитель контролирует их работу и некоторых учащихся просит повторить рассуждения вслух.
Всю деятельность учителя и учащихся на уроке в схематичной форме можно представить в виде следующей сводной таблицы:
Этапы | Ход урока |
Мотивация деятельности
Ориентировочная основа действий | 1) Организует повторение спряжения глагола to be/ 2) Предлагает перевести предложение без наглядных пособий и с объяснением. В предложениях есть грамматическая структура to be going to …" 3) Учитель: Удобно ли понимать? 4.) Закрепляет ориентир 1. Объявляет тему и мотивирует: "Мы повторим спряжение глагола to be. Затем узнаем перевод структуры to be going to… Потом будем использовать ее для разных лиц и чисел". 2. Организует повторение. 3. Организует повторение структуры, используя его состав и рассуждения.
|
Этап материализованных действий | 2. Изучение новой темы: 1) Работа по схеме (памятке-алгоритму). |
Этап внешней речи | 3. Закрепление. 1) Работа по упражнениям учебника 2) Работа над запоминание рассуждений типа «Чтобы правильно составить предложение, нужно понять, какое лицо будет подлежащим, затем поставить глагол to be в нужную форму, добавить слова going to и после них поставить нужны смысловой глагол в начальную форму без окончания.» |
Этап внутренней речи | 4. Работа в тетради с печатной основой: 1) Грамматический диктант 2) Упражнения по повторению использовании структуры в разных лицах и числах. 3) Письмо предложений, записанных на доске с пропусками. При проверке обратить внимание на правильность рассуждений! |
Итог урока | Повторяем, используя правильные и полные рассуждения: |
Необходимые дидактические игры учитель может вводить по своему усмотрению на 3-м этапе или же на последующих этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .
В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...
статья "Технология поэтапного формирования умственных действий"
Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основесоответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др.Согласно данной теории технология обуче...
Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...
Сообщение "Технология поэтапного формирования умственных действий. Реализация теории П.Я. Гальперина в рамках организации и проведения общешкольного проекта"Неделя детской книги".
В сообщении представлены этапы формирования умственных действий, показано использование метода проекта как пример применения данной технологии....
Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической компетенции обучающихся путем использования элементов технологии поэтапной отработки умственных действий"
Данный материал поможет шире использовать эффективные методы обучения, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов....
Воспитание культуры умственного труда учащихся через освоение механизма поэтапного формирования умственных действий
Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользовать...
Проект "Технология поэтапного формирования умственных действий" в рамках недели детской книги "По страницам любимых книг"
Метод проектов является одной из возможностей использования теории поэтапного формирования умственных действий. Данный проект это практическое воплощение теории поэтапного формирования умственных дейс...
- Мне нравится (1)