Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников
статья по географии на тему
В статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников
Е. В. Шевченко учитель географии и биологии
МКОУ «Ольховлогская ООШ» Каменского района
Аннотация: в статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края.
Ключевые слова: исследование, оценка экологического состояния, охрана ландшафтов, экологическое воспитание.
Настоящее время – период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления образования, обеспечивающей повышение качества географической подготовки учащихся.
В последние годы в педагогической печати и в учительской практике получают распространение идеи построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Если до сих пор обучение приемам умственной работы и исследовательским приемам шло чаще всего стихийно, то в настоящее время речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций.
Вот уже более тридцати лет я работаю в сельской малочисленной школе. Вместе со своими учениками мы проводим исследовательскую работу, которая плавно перетекает в проектную деятельность. Объектом наших исследований являются природные ландшафты землепользования села Ольхов Лог Каменского района Воронежской области.
Одним из изучаемых объектов стала балка Березов Яр – одно из красивейших мест села Ольхов Лог. В ней произрастают реликтовые растения, живут сурки. Весной здесь непрерывный поток туристов. Но, к сожалению, еще не все бережно относятся к природным богатствам, поэтому мы поставили задачу привлечь внимание всех жителей села и туристов к охране ландшафтов родного края. Для этого мы создали экологическую тропу. Основные задачи тропы:1. расширить у посетителей элементарные сведения о природе, её объектах, процессах и явлениях окружающей среды; 2. научить видеть различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты взаимодействия человека и окружающей среды; 3. способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как общей культуры взаимоотношения людей друг с другом и отношения человека с природой.
И чтобы сохранить в первозданном состоянии балку, мы обратились к начальнику инспекции главному государственному инспектору по охране природы Воронежской области с просьбой территорию балки объявить памятником природы.
Почва – одно из самых замечательных творений природы. Почва – это богатство страны, достаток в каждом доме, это, наконец, наше будущее. Поэтому мы решили узнать о наших почвах как можно больше.
Больше всего нас заинтересовали почвы пойменных лугов, так, как именно на них расположена большая часть поселения. Итогом исследования стала работа «Научно-практические аспекты использования почв пойменных лугов»
В своей работе мы отразили результаты своих исследований, определили рекомендации по более рациональному использованию почв, которые находятся в землепользовании ООО «Ольховлогское».
С этими рекомендациями мы обратились к генеральному директору ООО «Ольховлогское» Коротких В. В., ознакомившись с которыми одобрил вывод учащихся и на основе данной информации утвердил план мероприятий по повышению плодородию почв пойменных лугов.
Не менее важное значение в практической деятельности человека и во всех природных процессах, совершающихся на Земле и играет вода.
Объектом исследования явилась оценка экологического состояния реки на всем ее течении от истока до устья; выявление основных источников загрязнения и разработка предложений по проведению мероприятий по оздоровлению реки. Оценка экологического состояния проводилась на основе проведения химического анализа воды, описание прибрежной растительности и животного мира реки, причем особое внимание уделялось видам растений и животных, которые являются индикаторами чистоты и загрязнения воды.
Мы решили осуществить срочные и первоочередные меры по спасению реки Ольшанка: 1. развернули широкую пропагандистскую и просветительскую компанию по воспитанию бытовой экологической культуры населения (обратились к жителям с открытым письмом через районную газету «Светлый путь», провели разъяснительные беседы с учащимися нашей школы); 2. расчистили три родника, забили три десятка колышек вербы, с целью размножения этих деревьев; 3. обратились к генеральному директору ООО Ольховлогское с просьбой в целях охраны окружающей среды обновить водозадерживающие валы для задержания стока воды с территории животноводческих ферм; возобновить организованный вывоз бытового мусора в места санкционируемых свалок; строго лимитировать использование удобрений и ядохимикатов на пойменных лугах и получили поддержку.
Предстоящей весной мы наметили закрепить склоны оврага в вершине балки Долина, с целью замедления роста оврага и уменьшения в весеннее время твердого стока в реку. В качестве посадочного, закрепляющего материала мы решили взять корни хрена, которые уже заготовили в осенний период. Данный проект в ранге эксперимента.
Все описанные работы - своеобразные авторские учебные пособия по краеведению для учащихся нашей школы несущее некий объем знаний, и важно то, что к ним проявляется большой интерес учащихся. Они побуждают к дальнейшему познанию тайн нашей малой Родины, способствуют воспитанию экологической культуры поведения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.
История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...
Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании
Задача современного учителя соединить воедино два понятия "Экология" и "Воспитание" в учебно - воспитательном процессе, в учебном занятии и во внеур...
Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности
В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах...
«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД школьника»
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а ...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся, как один из фрагментов экологического воспитания школьников.
Изучение экологии сегодня включает не только экологическое образование, но и экологичесчкое воспитание. Нет придела человеческому любопытству, а следовательно можно разработать для учащихся огромное к...
Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»
Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД школьника».
Проектно - исследовательская деятельность способствует формированию у школьника умения учиться самостоятельно и развитию учащегося как личности....