Нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка
статья (10 класс)

Мурашева Татьяна Валерьевна

   В статье определена роль духовного развития общественного самосознания с помощью иностранного языка. Обозначены проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры, выявлены методы и приемы, содействующие нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка в школе, представлен план- конспект урока английского языка на тему: «Проблемы молодежи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Мурашева Т.В.                                                         Учитель английского языка

                    МБОУ Одинцовская СОШ № 1

                  (г. Одинцово, Московская область) 

Нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка.

  Аннотация

   В статье определена роль духовного развития общественного самосознания с помощью иностранного языка. Обозначены проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры, выявлены методы и приемы, содействующие нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка в школе, представлен план- конспект урока английского языка на тему: «Проблемы молодежи».

  Ключевые слова: иностранный язык, нравственное воспитание, сфера общения, обсуждение, коммуникативная компетенция, культура своей страны и страны изучаемого языка.

  Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Иностранный язык изучается как средство общения и открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

   В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления. Предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры. [2]

   К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, cчитаю, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, на моих уроках обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

   Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

   Согласно государственному образовательному стандарту в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне он включает воспитание у школьников положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке. Образование средствами иностранного языка предполагает, знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка, проводя параллель и сравнивая со своей страной , включение школьников в диалог культур. [6] Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, чужую страну со своей, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Сравнение также требует от учащихся проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о собственной стране, и о других странах. Таким образом, познавательный аспект способствует созданию мотивации.

   В государственном стандарте уровня обученности по иностранному языку отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями. [6] Изучение иностранного языка в основной школе направлено на приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка,  формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. [1]

   В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен знать страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране изучаемого языка,  взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения .

          План-конспект урока английского языка в  9 «б» классе

Youth Problems

Цель:  развитие навыков толерантного отношения к людям, которые окружают подростков

Задачи:

образовательные:

- развитие умения читать с полным охватом содержания текста;

- совершенствование лексических навыков.

Воспитательные:

- развитие социокультурной конкурентно-способной личности;

- формирование психически устойчивой личности, способной ориентироваться в трудной ситуации.

Развивающие:

- расширение познавательной активности обучающихся;

- развитие коммуникативных умений, навыков индивидуальной и групповой работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- My dear! The bell has already rung. It’s high time to begin our lesson. I’m very glad to see you.

- How are you?

- Can you say what date it is today?

- How do you find the weather today?

- Does your mood depend on weather?

- Do you have any problems at home?

-Do you get on well with your parents?

-Do you think that your parents don't understand you or they are too strict?

  1. Фонетическая зарядка

When life gives you lemons – make lemonade.

If life gives you strict teachers – thank them.

If life gives you strict parents – obey them

-Please read it all together.

-What does it mean?

  1. Коммуникативная разминка

-Please look at your exercise book page 81. At the top you can see 3 pictures – they are 3 different problems. The 1st one please read…, the 2nd … and the 3rd… .

-So what is the main cause of all these problems?(the generation gap)

  1. Formulating of the problem

On the blackboard you can see some youth problems. What problems can you add here?

(answers: relations with opposite sex, lack of privacy, subcultures, youth pregnancy, difficulties with getting education and finding the job)

- What is the background of teens problems? I think it’s the generation gap, isn’t it?

  1. Listening

-And now we will listen to a song and you should fill in the missing words.(pupils listen to a song 2 times)

-What is this song about? What did the singer wanted to tell?

(The author wanted to say that though it is very hard for different generations to understand each other, it is also very important, because often understanding comes when your parents are dead. He also says it is important to learn how to talk with mutual respect.)

  1. Reading

-Please read and translate the definition of the word “agony column”(ex. 3, p.81)

- Turn the page please, We have 2 examples of such columns, let’s read and translate them.

-Answer my questions:

Why do people write such columns?

Would you ever write to a magazine about your problems? Why(not)?

  1. Role play

There are some situations in our life when we need advice. Who can give it to us? Our parents, teachers, friends and of course psychologists. Imagine that we have a telephone helpline and you ask advice or help.

  1. In some  years you'll  be parents yourselves.

Don't repeat the mistakes of your parents. Let's  learn how to bring up children. Match the wise advice in English with  Russian equivalent.

If children live with tolerance, they learn to be patient.

Если детей принимать такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь.

If children live with praise, they learn to appreciate.

Если детей хвалить, они учатся ценить.

If children live with encouragement, they learn confidence.

Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми.

If children live with approvals, they learn to like themselves.

Если детей подбадривать, они вырастут уверенными в себе.

If children live with acceptance and friendship, they learn to find love in the world.

Если детей одобрять, они учатся нравиться себе.

  1. Conclusion

-To be happy means to be loved, to be treated equal. What is necessary to avoid misunderstanding? – Love and respect.Love each other and everything will be OK.

  1. Homework

Write a letter about your problems to an agony column on the site.      

                                               

                                                 

           Литература

1. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Ж. Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.56.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка - М. «Просвещение», 1998. - с.31-33.

3. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999. - с. 163.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

5. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Ж. Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка

Конспект открытого урока "Духовно-нравственно воспитание учащихся на уроках русского языка. Определенно-личные предложения." Урок содержит дополнительный речеведческий материал и презентацию....

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка

главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учи...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка....

Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.

Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной  связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...

Задорожнюк С.Б. "Использование творческих заданий для духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках Английского языка"

Сегодня духовно-нравственные воспитание нуждается в теоретическом осмыслении. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориент...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития России....