Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме

Конспект открытого урока "Духовно-нравственно воспитание учащихся на уроках русского языка. Определенно-личные предложения." Урок содержит дополнительный речеведческий материал и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok1..docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка. Определённо-личные предложения».

Цели: - создание условий для духовно – нравственного воспитания на уроках русского языка;

- развитие умения составлять высказывания на морально – нравственные темы.

Задачи:

  1. дать понятие определённо-личных предложений, развивать умения : различать односоставные и двусоставные предложения; находить определённо-личные предложения по их значению и структурным особенностям; использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения;
  2. воспитывать уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России, чувство ответственности и долга перед Родиной;  
  3. формировать осознанное, уважительное  и доброжелательное  отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Используемые технологии:

-проблемное обучение;

-здоровьесберегающая;

-информационная коммуникационная.

Формы и методы организации работы на уроке:

- комплексный анализ текста;

- заполнение конспекта;

-орфографическая работа;

- различные виды диктантов;

- сочинение-рассуждение,

- лексическая  разминка;

- работа с текстами-миниатюрами.

Содержание урока.

  1. Слово учителя.

-Ребята, тема сегодняшнего урока интересная и сложная одновременно – «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка. Определённо-личные предложения». Давайте попробуем объяснить значение слов «духовный» и «нравственный».

«Духовный» - 1) Относящийся к умственной деятельности, к области духа.

2)Церковный, относящийся к духовенству.

«Нравственный» - 1) Соблюдающий требования нравственности.

2) Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Сегодня на уроке мы поговорим о духовно – нравственных ценностях человека – о том, что человек любит, ценит, уважает, чем дорожит и живёт. Как вы думаете, какие духовные ценности являются главными для каждого из нас?

Дети перечисляют.

-Давайте систематизируем ваши ответы и сделаем вывод:

Основными нравственными ценностями человека являются:

бережное отношение к родному языку, своей культуре, религии  и истории;

нравственные устои семьи -  любовь, дружба, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; 

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

духовные ценности - справедливость, милосердие, честь, достоинство.

-Сегодня мы поговорим о нравственных ценностях, анализируя тексты различных стилей. Но вначале традиционная орфографическая работа.

Орфографический диктант. Милосердие, нравственность, ценный, гуманный, гуманизм, человеколюбие, мораль, патриотизм, гражданственность, взаимопомощь, уважение, правопорядок, религия, Отечество.

2. Бережное отношение к родному языку, своей культуре, религии и истории.

1)Объяснительный диктант.

Выразительно прочитайте текст.

Язык -  это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа. Язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

-Какая мысль объединяет данные высказывания о языке?

- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.

- Какое пунктуационное правило объединяет данные предложения?

2) Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст.

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.

(Е.Осетров)
-В каком предложении выражена основная мысль текста?

-Как человек должен относиться к своей истории?

-Объясните знаки препинания в последнем предложении.

3)Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст.

«Культура,- писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв,- это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из простого населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Какие духовно – нравственные ценности должны быть основой воспитания для подрастающего поколения? Вот некоторые из них.

  1. Люби людей – и ближних, и дальних.
  2. Твори добро, не видя в том заслуги.
  3. Люби мир в себе, а не себя в мире.
  4. Будь искренним : вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
  5. Будь совестлив : вся мораль в совести.
  6. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  7. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Религия – богатство. Религия обогащает представление о мире; позволяет верующему ощутить значимость всего происходящего, осмыслить жизнь человека; составляет самую убедительную основу нравственности».

-Какое впечатление произвели на вас слова автора?

-Эти слова обращены, ребята, в первую очередь к вам. Какие нравственные выводы вы сделали для себя?

-Выделите устно  грамматические основы в побудительных предложениях, определите – двусоставные они или односоставные.

 -Именно в вашем возрасте следует задуматься о смысле жизни, о своём назначении. Когда вы писали эссе на тему «Легко ли быть молодым?» многие из вас ответили, что очень трудно. А трудно, конечно, потому, что начинаете задумываться о смысле жизни.  Давайте прочитаем следующий текст.

4)Чтение текста с последующим выполнением заданий.

Сейчас ты подросток. Ты находишься в конфликте чуть ли не со всем миром. То мир тебя не понимает, то ты его.  Разрыв между мечтой – неясной и возвышенной – и действительностью приводит тебя в недоумение.  Ты должен научиться реально смотреть на мир, взвешивать свои силы.

Думаю, что истинное счастье – удел терпеливых, ищущих, умеющих, знающих. Учиться надо не по принуждению, а по собственному желанию.

Для чего ты пришёл на эту Землю? Если ты можешь ответить на эти вопросы, значит, ты имеешь свою жизненную позицию, ты решил оставить после себя добрые дела.  А добрых дел очень много : построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобою дети, защищённая тобою природа.

Лев Толстой писал : « Праздный ум – это пища для дьявола». Не оставляйте ума и рук в праздности! Дерзайте, творите, думайте… Только тогда вы станете счастливыми…

(А.Алексеева)

- Какие выводы вы сделали, прочитав данный текст?

-Выпишите из текста односоставные предложения, в которых главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом 1 и 2 лица, единственного или множественного  числа.

- Сказуемые выражены глаголами какого наклонения?

- Вы нашли определённо-личные предложения. Записываем определение в конспект.

- Читаем определение в учебнике. О чём мы не сказали?

3.Нравственные  устои семьи -  любовь, дружба, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

1)Чтение текста с последующим выполнением заданий.

Настоящая дружба очень помогает в горе и радости : в радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить его  и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Несомненно, человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Берегите дружбу, цените всё хорошее,  не растрачивайте богатств души своей.                                                                  (Д.С.Лихачёв)

- Определите тип речи данного текста.

- В каком предложении заключена основная мысль текста?

- Выпишите данное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

-Определите стиль данного текста. Какие глаголы выражают призыв? В каком наклонении?  Сделайте их разбор по составу.

2)Выразительно прочитайте текст. Выполните задания по предложенному тексту.

А сколько нужды и горя выпало на долю матери потерявш… семерых взрослых детей!

И всё (же) глаза её оставались (не)замутнё(н,нн)ыми до глубокой старости свидетельствующ… о душевной ясности, лицо – свежим, свободным от морщин. Способность радоват(?)ся чутко улавливать красоту родной земли дарова(н,нн)а далеко не всем людям. Дурак и радость обратит в горе разумный и в горе утешит(?)ся говорила она.

Лицо матери как подсолнечник к солнцу всегда было обраще(н, нн)о к радости к деянию добра. Доброту и обострё(н, нн)ое ощущение природы мать всё время бе(с, сс)ознательно пыталась привить детям.

- Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните правописание слов.

-Какие важные нравственные уроки мать дала своим детям?

4.Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Выполните комплексный анализ текстов.

1.Родина (отечество, отчизна) – исторически принадлежащая данному народу страна, которую этот народ населяет, развивая своё хозяйство и культуру, отстаивая свою независимость и свободу.

( Энциклопедический словарь)

2.Мой друг! Что может быть милее

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней лёгкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поёт звучнее,

Там всё нас может восхищать,

Там всё прекрасно, всё нам мило,

Там дни, как молнии, летят,

Там нет тоски унылой,

Там наше счастие живёт,

Там только жизнью наслаждаться!

( Н. Языков)

3.Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Ребята помните и чтите дела своих предков не жалевших жизни защищавших родную страну родной язык родной дом.     ( Н. Тихонов)

-Какая тема объединяет эти тексты?

-Чем отличаются данные тексты?

-Определите речевую ситуацию и стиль каждого текста.

-Поставьте недостающие знаки препинания в последнем предложении и объясните их постановку. Сделайте его синтаксический разбор.

-Выпишите из последнего предложения словосочетания, соответствующие схеме: гл. сл.(глагол) + з. сл.(сущ.); сделайте  синтаксический разбор одного из них.

6.Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Выразительно прочитайте данный текст.

В знаменитом стихотворении Н.А.Некрасова есть фраза : «Отечества достойный сын». Достойный! Сынов(?)ями рождают(?)ся – достойными сыновьями становят(?)ся. Значит, достойным сыном Отечества выр…стет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитывают(?)ся всей нашей жизн(?)ю, но прежде всего они выковывают(?)ся в результате самовоспитания.

Можешь ли уже сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность? Да, можеш(?). Простая ситуация : объ(?)явлен лыжный кро(с,сс), во время которого твоя школа будет соревноват(?)ся с соседними. Проверь себя : почему  участвуеш(?) в этом соревновании и с каким настроением? Может,  боиш(?)ся наказания? Может, осознаёш(?) значение своего участия, живёш(?) по принципу : «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?» , может быть, и есть та самая лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости.

Следующий шаг гражданственности – это (не) пассивное отношение зрителя, наблюдателя, а деятельное участие. (Не) ждать, пока кто(то) сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) брат(?)ся за дело. (Не) допускай, что(бы) в твоём присутствии об…жали слабого, др…знили человека, ун…жали его.

Гражданственность предпол…гает, что человек, живущий для блага ближнего, (не) чувствует себя лишённым чего(то), ущемлённым. Совсем напротив – он просто (не) может жить (по)другому, только такой способ жизни д…ёт ему острое ощущение счаст…я.

(И.Овчинникова).

-Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.

-Найдите в данном тексте определённо-личные предложения. Какие они по цели высказывания? (Побудительные, вопросительные).

-Как вы поняли, что делает человека счастливым?

7.Духовные ценности - справедливость, милосердие, честь, достоинство.

-Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий , как справедливость, достоинство ,честь, милосердие.  Какая русская народная пословица является эпиграфом к произведению? Какое это предложение? Односоставное, определённо-личное. Об идейном содержании этих слов мы говорили на уроках литературы, а сейчас запишите высказывание Д.С.Лихачёва : «Берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, а дурные – не давать спать». Выделите грамматические основы в данных предложениях и укажите их вид. Объясните орфограммы и пунктограммы в данном тексте.

8. В заключение урока давайте сделаем выводы: какие результаты духовно-нравственного воспитания мы можем ожидать от себя?

-Осознание смысла своей жизни;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

- осознание себя гражданином России;

-укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

Надеюсь, что сегодня, на уроке русского языка, вы стали немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, что понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для вас просто фразой.

9. Домашнее задание.  Напишите небольшое сочинение-рассуждение, продолжив текст: «Иметь духовный мир – большой, своеобразный – это прекрасно. Ещё лучше, если делишься богатством своего мира с друзьями и берёшь в сокровищницу души своей что-то ценное у них. Жить – значит…» Используйте определённо-личные предложения.

1 лист

1.Бережное отношение к родному языку, своей культуре, религии и истории.

1)Объяснительный диктант.

Выразительно прочитайте текст.

Язык -  это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа. Язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

-Какая мысль объединяет данные высказывания о языке?

- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.

- Какое пунктуационное правило объединяет данные предложения?

2) Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст.

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.

(Е.Осетров)
-В каком предложении выражена основная мысль текста?

-Как человек должен относиться к своей истории?

-Объясните знаки препинания в последнем предложении.

3)Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст.

«Культура,- писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв,- это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из простого населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Какие духовно – нравственные ценности должны быть основой воспитания для подрастающего поколения? Вот некоторые из них.

  1. Люби людей – и ближних, и дальних.
  2. Твори добро, не видя в том заслуги.
  3. Люби мир в себе, а не себя в мире.
  4. Будь искренним : вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
  5. Будь совестлив : вся мораль в совести.
  6. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  7. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Религия – богатство. Религия обогащает представление о мире; позволяет верующему ощутить значимость всего происходящего, осмыслить жизнь человека; составляет самую убедительную основу нравственности».

-Какое впечатление произвели на вас слова автора?

-Эти слова обращены, ребята, в первую очередь к вам. Какие нравственные выводы вы сделали для себя?

-Выделите устно  грамматические основы в побудительных предложениях, определите – двусоставные они или односоставные.

4)Чтение текста с последующим выполнением заданий.

Сейчас ты подросток. Ты находишься в конфликте чуть ли не со всем миром. То мир тебя не понимает, то ты его.  Разрыв между мечтой – неясной и возвышенной – и действительностью приводит тебя в недоумение.  Ты должен научиться реально смотреть на мир, взвешивать свои силы.

Думаю, что истинное счастье – удел терпеливых, ищущих, умеющих, знающих. Учиться надо не по принуждению, а по собственному желанию.

Для чего ты пришёл на эту Землю? Если ты можешь ответить на эти вопросы, значит, ты имеешь свою жизненную позицию, ты решил оставить после себя добрые дела.  А добрых дел очень много : построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобою дети, защищённая тобою природа.

Лев Толстой писал : « Праздный ум – это пища для дьявола». Не оставляйте ума и рук в праздности! Дерзайте, творите, думайте… Только тогда вы станете счастливыми…

(А.Алексеева)

- Какие выводы вы сделали, прочитав данный текст?

-Выпишите из текста односоставные предложения, в которых главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом 1 и 2 лица, единственного или множественного  числа.

- Сказуемые выражены глаголами какого наклонения?

- Вы нашли определённо-личные предложения. Записываем определение в конспект.

- Читаем определение в учебнике. О чём мы не сказали?

2 лист

Нравственные  устои семьи -  любовь, дружба, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

1)Чтение текста с последующим выполнением заданий.

Настоящая дружба очень помогает в горе и радости : в радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить его  и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Несомненно, человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Берегите дружбу, цените всё хорошее, что имеете, не растрачивайте богатств души своей.                                                                  (Д.С.Лихачёв)

- Определите тип речи данного текста.

- В каком предложении заключена основная мысль текста?

- Выпишите данное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

-Определите стиль данного текста. Какие глаголы выражают призыв? В каком наклонении?  Сделайте их разбор по составу.

2)Выразительно прочитайте текст.

А сколько нужды и горя выпало на долю матери потерявш… семерых взрослых детей!

И всё (же) глаза её оставались (не)замутнё(н,нн)ыми до глубокой старости свидетельствующ… о душевной ясности, лицо – свежим, свободным от морщин. Способность радоват(?)ся чутко улавливать красоту родной земли дарова(н,нн)а далеко не всем людям. Дурак и радость обратит в горе разумный и в горе утешит(?)ся говорила она.

Лицо матери как подсолнечник к солнцу всегда было обраще(н, нн)о к радости к деянию добра. Доброту и обострё(н, нн)ое ощущение природы мать всё время бе(с, сс)ознательно пыталась привить детям.

- Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните правописание слов.

-Какие важные нравственные уроки мать дала своим детям?

3 лист

 Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Выполните комплексный анализ текстов.

1.Родина (отечество, отчизна) – исторически принадлежащая данному народу страна, которую этот народ населяет, развивая своё хозяйство и культуру, отстаивая свою независимость и свободу.

( Энциклопедический словарь)

2.Мой друг! Что может быть милее

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней лёгкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поёт звучнее,

Там всё нас может восхищать,

Там всё прекрасно, всё нам мило,

Там дни, как молнии, летят,

Там нет тоски унылой,

Там наше счастие живёт,

Там только жизнью наслаждаться!

( Н. Языков)

3.Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Ребята помните и чтите дела своих предков не жалевших жизни защищавших родную страну родной язык родной дом. ( Н. Тихонов)

Сделайте комплексный анализ данных текстов.

-Какая тема объединяет эти тексты?

-Чем отличаются данные тексты?

-Определите речевую ситуацию и стиль каждого текста.

-Поставьте недостающие знаки препинания в последнем предложении и объясните их постановку. Сделайте его синтаксический разбор.

-Выпишите из последнего предложения словосочетания, соответствующие схеме: гл. сл.(глагол) + з. сл.(сущ.); сделайте синтаксический разбор одного из них.

4 лист

Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.


Выразительно прочитайте данный текст.

В знаменитом стихотворении Н.А.Некрасова есть фраза : «Отечества достойный сын». Достойный! Сынов(?)ями рождают(?)ся – достойными сыновьями становят(?)ся. Значит, достойным сыном Отечества выр…стет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитывают(?)ся всей нашей жизн(?)ю, но прежде всего они выковывают(?)ся в результате самовоспитания.

Можешь ли уже сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность? Да, можеш(?). Простая ситуация : объ

(?)явлен лыжный кро(с,сс), во время которого твоя школа будет соревноват(?)ся с соседними. Проверь себя : почему  участвуеш(?) в этом соревновании и с каким настроением? Может,  боиш(?)ся наказания? Может, осознаёш(?) значение своего участия, живёш(?) по принципу : «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?» , может быть, и есть та самая лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости.

Следующий шаг гражданственности – это (не) пассивное отношение зрителя, наблюдателя, а деятельное участие. (Не) ждать, пока кто(то) сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) брат(?)ся за дело. (Не) допускай, что(бы) в твоём присутствии об…жали слабого, др…знили человека, ун…жали его.

Гражданственность предпол…гает, что человек, живущий для блага ближнего, (не) чувствует себя лишённым чего(то), ущемлённым. Совсем напротив – он просто (не) может жить (по)другому, только такой способ жизни д…ёт ему острое ощущение счаст…я.

(И.Овчинникова).

-Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.

-Найдите в данном тексте определённо-личные предложения. Какие они по цели высказывания? (Побудительные, вопросительные).

-Как вы поняли, что делает человека счастливым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка

главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учи...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Статья на тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе....

Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы....