Статья "ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "
статья (5, 6, 7 класс)
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески активной личности, постоянно думающей, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её. Иностранному языку принадлежит важная роль в решении основной задачи школы – развитии и формировании личности школьника.
Язык – это умение, а оно приобретается практикой, которая иногда может быть скучной и утомительной. Положительное отношение к изучению иностранного языка очень важный фактор особенно при обучении младших детей. Необходимо сделать процесс обучения увлекательным, доставляющим удовольствие, развивающим творческие способности учащихся, внести в него элементы своеобразия.
Творчество не только развивает кругозор и помогает закрепить изученное, но и увлекает, поднимает самооценку, побуждает к расширению знаний. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Выбор форм и приемов работы зависит от возрастных особенностей учащихся, их интересов и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_zadaniya_na_urokah_inostrannogo_yazykastatya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Всеволожска
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Подготовила
учитель английского языка
Кочнева Н.В.
г. Всеволожск
2021 г.
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески активной личности, постоянно думающей, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её. Иностранному языку принадлежит важная роль в решении основной задачи школы – развитии и формировании личности школьника.
Язык – это умение, а оно приобретается практикой, которая иногда может быть скучной и утомительной. Положительное отношение к изучению иностранного языка очень важный фактор особенно при обучении младших детей. Необходимо сделать процесс обучения увлекательным, доставляющим удовольствие, развивающим творческие способности учащихся, внести в него элементы своеобразия.
Творчество не только развивает кругозор и помогает закрепить изученное, но и увлекает, поднимает самооценку, побуждает к расширению знаний. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Выбор форм и приемов работы зависит от возрастных особенностей учащихся, их интересов и индивидуальных особенностей.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у младших школьников вызывают игры, игровые ситуации. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. Совместные творческие действия сближают и взрослых, и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного обучения.
Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих, поэтому каждое занятие с детьми должно быть тщательно продумано, определены его цели и задачи, также приёмы и формы работы. Деятельность детей на занятиях должна быть обязательно разнообразной, эмоционально окрашенной. Постоянно нужно помнить о том, что в работе с младшими школьниками нет мелочей. Одно из самых трудных для них правил – спокойно сидеть, поэтому на своих занятиях необходимо использовать танцы, игры, физкультминутки, речевые зарядки. Двигательная активность помогает раскрепостить ребёнка, снять его зажатость, скованность.
Игра является тем инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться, переживать. Это мощный стимул к овладению языком и к развитию творческих способностей детей.
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, побуждает искать нестандартные решения, творческий подход. А если ребенок будет при этом говорить на английском языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”. Игры применимы на всех этапах обучения.
Работа над расширением лексического запаса считается одной из главных задач при обучении иностранному языку, так как без определенного запаса лексических единиц невозможно осуществление коммуникации ни на одном из этапов обучения. Таким образом, если лексические игры увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются, и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению. Это определяет позитивное отношение к изучению английского языка, что является одной из самых ценных вещей, которые преподаватели могут дать детям на начальном этапе.
Вот примеры некоторых игр по обучению лексике детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, фантазии, соответствуют стремлению ребёнка придумывать какие-то действия с вещами и таким образом знакомиться с ними. Эти игры обычно основаны на том, что ребенку показывают различные предметы и просят назвать его что это или для чего.
Настольно–печатные игры, также, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной творческой работы.
Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления и творческого воображения ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В английском фольклоре каждый палец руки, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев, что довольно сложно для малышей, особенно когда надо шевелить средним или безымянным пальцем. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, пространственные представления. Эти игры очень важны для развития творческих способностей детей.
Подвижные игры способствуют не только обучению лексике, но и помогают развивать физические способности ребенка
Таким образом, если лексические игры увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются; и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению. Это определяет позитивное отношение к изучению английского языка, что является самым главным для детей на начальном этапе обучения.
Такие “творческие игры-задания” – способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков могут проявляться в речевых играх. Эти творческие задания тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Так, например, учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа.
Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает тот, кто логично завершит рассказ. С точки зрения развития творческих возможностей учащихся, ролевые игры являются наиболее продуктивными.
Одним из эффективных приемов, на мой взгляд, является использование драмы в овладении языком. В процессе изучения английского языка драматизация встречается на каждом шагу: любая лексика, любые разговорные формы отрабатываются не только в монологической речи, но и в диалогах. Учащиеся общаются на английском языке на заданную тему, нередко составляют свои собственные диалоги, по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент драматизации. Любой диалог можно разыграть в лицах, если позволяет время и в классе достаточно для этого места. Неуверенные в себе ученики читают свои реплики по учебнику, но некоторым можно предложить выучить свою роль наизусть в качестве домашнего задания. Самое главное – не забывать о «звуковых эффектах» – телефонных звонках, шуме мотора, лае собак, дети очень любят воспроизводить различные звуки.
В игровой форме учащиеся легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог. Возьмем простейший пример:
- Excuse me.
- Yes
- Can you tell me the time, please?
- Certainly. It’s four o’clock.
-Thanks.
- Not at all.
Один и тот же диалог можно представить и разыграть по-разному (две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются; телефонный разговор двух деловых людей и т.д.)
Но, беседы друг с другом на английском языке не всегда интересны учащимся, ведь они с таким же успехом могут поговорить и на русском языке. Поэтому, театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать учащимся, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно другим. Театральные постановки можно так же использовать на любом этапе обучения, как на начальном, так и на средней и старшей ступенях.
Работа со стихотворениями, рифмовками и песнями при изучении иностранного языка совершенствует произносительные навыки, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Игровые приемы и творческие задания позволяют разнообразить работу. Стихотворения можно инсценировать, дети с удовольствием пробуют свои силы в переводе, можно самим попробовать свои силы в сочинении стихотворений.
Итак, можно утверждать, что игровые приёмы гарантируют позитивное эмоциональное состояние, а эмоция – это одно из эффективных средств познания, которое повышает трудоспособность и заинтересованность преподавателей и учащихся. Также неоспоримо то, что использование творческих заданий является наиболее результативным методом обучения лексике иностранного языка детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Шуточное задание «Сделай русско-английский коктейль», когда некоторые слова в русском стихотворении переводятся на английский и при этом изменяются в соответствии с правилами русского языка, приобретая русские приставки, окончания и суффиксы. Это увлекает учащихся и помогает глубже осознать структуру и особенности обоих языков и сделать для себя маленькие открытия относительно выразительных средств языка, и таким образом создает положительное отношение к учебе.
Подобные приемы повышают мотивацию к изучению английского языка и позволяют превратить урок в увлекательное занятие.
Очень нравится детям работа с лимериками. Им нравится делать иллюстрации к содержанию, переводить, сочинять свои лимерики. Очень нравится работа с песнями (соответствует интересам учащихся).
Одним из эффективных видов творческих заданий являются проектные работы. Положительные стороны этого вида работы давно известны: повышение общей мотивации учащихся, образовательная и воспитательная ценность, повышение значимости английского языка как средства общения. Кроме того, данный вид работы дает большие просторы для творчества. Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Причем, не только подготовка проекта, сбор материала, но и представление проектов, результатов работы дает возможности для развития творческих способностей учащихся. Различные плакаты, постеры, компьютерные мультимедийные презентации.
Творческие задания могут быть основаны на каком-либо рассказе, который предъявляется учителем в устной или письменной форме. Чтобы настроить детей на восприятие и обсуждение рассказа, учитель может попросить их вначале нарисовать образы слов, которые важны в данной истории. Прослушав или прочитав рассказ, учащиеся получают задание нарисовать важный, с их точки зрения, эпизод из рассказа и кратко объяснить, что изображено на рисунке. Можно предложить ребятам представить себя одним из героев, который был или мог быть в рассказе (люди, звери, явления природы: ветер, солнце, туча, дерево и т.д.), поразмышлять над главной идеей рассказа, дать возможность учащимся высказать свое мнение. Можно написать сочинение, продолжение рассказа (в качестве домашнего задания).
Результат использования творческих заданий на уроках иностранного языка - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Литература:
1. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение,2002.
2. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. –Л.,1989. – 91 с.
3. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. -144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное домашнее задание на уроке иностранного языка .
Личность учителя ,его профессиональная компетентность ,социальная зрелость и духовное богатство - важнейшее условие обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся на уроке иностранн...
Использование творческих заданий на уроке иностранного языка.
Использование творческих заданий на уроке иностранного языка....
Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)
В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе несплошного текста , на примере диаграмм...
Шесть интересных способов проверить домашнее задание на уроке иностранного языка
Данная статья содержит описание возможных способов проверки домашнего задания на уроке иностранного языка....