Особенности использования критического мышления
статья
Особенности использования критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигунова М.В., учитель английского языка
ГБОУ школа №1 с углубленным изучением английского языка Московского района
Санкт-Петербурга
Конференция ШКОЛА
Особенности использования технологии развития критического мышления школьников на уроке английского языка
Критическое мышление — дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Технология критического мышления необходима не только в учебе, но и конечно же и в быту, когда наши ученики смогут выражать свои мысли на изучаемом языке, уважать мнения и идеи своих одноклассников, друзей, близких, и проявлять самостоятельность и саморегуляцию в обучении.
Я понимаю критическое мышление, как творческое мышление моих учеников. И соглашусь с утверждениями Д. Брауса и Д. Вуда, которые определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критически мыслящий ученик может увидеть, предложить новое, выслушать мнение, идею других, исправить свои ошибки для достижения результата.
Моей целью внедрения модуля критического обучения на свои уроки было в первую очередь повысить интерес учеников для понимания темы, умение самостоятельно искать, добывать информацию, для понимания чтения, аудирования на английском языке, чтобы развить лексические, грамматические, диалогические навыки, навыки письма, и умение и конечном итоге критически мыслить.
Планируя каждый урок, я стараюсь следовать структуре по концепции «критического мышления», которую описал С.И. Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов — реализация смысла (осмысление содержания) — рефлексия.
В стадии вызова, как я поняла, важным является активность учеников. Каждый мой ученик должен принять участие в работе, ставить цели и задачи урока, высказывать свою точку зрения, не бояться учителя и не бояться выражать свои мысли. И мы должны дать понять, что каким бы не был ответ, для нас он не является «неправильным» высказыванием.
Когда я перехожу на стадию осмысления, очень важно то, чтобы ученики смогли проявить себя, участвуя при работе с различными методами, стратегиями, которые я применяю на уроках.
И любимая стадия моих учеников - стадия рефлексии. В моем понятии, это когда не только твой ученик, но в первую очередь ты можешь осознать, достигли ли мы поставленных целей, какова была деятельность учащихся и учителя. Когда я и мои ученики могут дать оценку не только уроку, но и мне и себе.
На уроках я стараюсь использовать некоторые эффективные приёмы и технологии развития критического мышления:
1. Кластеры – приём систематизации материала: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке (например, в виде грозди). Может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовка смысловых блоков.
2. Инсерт – приём маркировки текста по мере его чтения: во время чтения необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы; в таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём «работает» на стадии осмысления.
3. Синквейн (с фр. – пятистишие) – продуктивный приём на стадии рефлексии. Правилами написания этого стихотворения является определённое количество слов в строке и назначение каждой строки:
1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;
2 строка – описание темы, 2 прилагательных;
3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящиеся к теме;
4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;
5 строка – повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно существительное.
4. Стратегия «Концептуальное колесо»
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре слово «музыка», и вписать в секторы колеса. Например:музыка-искусство-эстетика- жанр и т.д и т.п.
5. Использование стратегии «Ассоциации»
Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске, затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
6 . Стратегия «Круги по воде» подобрать глаголы или прилагательные к словам и дать определение по теме. Например: Рисунок зонта- ученик пишет глагол /open/ открывать зонт (приносит несчастье) и т.д.
7. Кейс-метод (Casestudy) — метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
Также с уверенностью могу заявить, что эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференции, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, а также диспуты и дебаты. Они способствуют развитию таких важнейших характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение слышать аргументы оппонентов; умение доказательно отстаивать свою позицию, одновременно воспитывая толерантное отношение к различным точкам зрения. Принимая решение по обсуждаемой проблеме, участники ролевой игры должны учитывать все её аспекты. Им становится ясно, что не только в игре, но и в реальной жизни часто нет однозначно устраивающих всех решений проблемы. Необходимо внимательно относиться к чужому мнению и уметь аргументировано доказывать своё мнение. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?» и планировать свои дальнейшие действия.
Результаты обучения в рамках использования технологии критического мышления школьников на уроках английского языка
- глубокое усвоение материала и его запоминание;
- повышение уровня понимания изучаемого и формирование позитивного критического мышления;
- вовлечение всех учащихся в процесс обучения, снижение отвлечённости в поведении;
- улучшение внутренней мотивации, улучшение психологического здоровья;
- развитие учебно-познавательной компетентности.
Для себя я разработала следующие рекомендации:
- Планировать свои уроки, задания, стратегии и приемы на более высоком уровне, для достижению основных целей урока.
- Разработать критерии оценивания КМ на уроке.
- Овладеть приемами, умениями критического мышления, уметь анализировать, систематизировать знания учащихся.
- Научить учащихся работать, обучаться самостоятельно.
Высказывать одобрения, развивать саморегуляцию в обучении языку.
И в будущем на своих уроках буду создавать ситуации выбора, организовывать диалог в процессе решения проблемных задач, знакомить учащихся с принципами, стратегиями критического мышления.
Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью. (В.Г. Белинский)
Литература:
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М.: наука, 2008. – 378
Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. C. 55-58.
Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью // Младший школьник: формирование и развитие его личности. - СПб.: Питер, 2010. C. 59-68. 12.
Brumfit Ch. The Communicative Methodology in Language Teaching
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189375-1359280925.jpg)
Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".
Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются: низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117984-1550345356.jpg)
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1170478-1570114870.jpg)
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Конспект урока по географии для 7 класса "Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки" с использованием технологии критического мышления
Здесь представлен урок по географии с использованием технологии критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-168796-1356212739.jpg)
Статья "Особенности использования критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"
Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у уча...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/26/picture-1324897-1616765957.jpg)
Технология развития критического мышления: особенности использования (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности использовании на уроках технология развития критического мышления как совокупности разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/12/picture-1346385-1631461257.jpg)
Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.
В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на основе конкретных примеров( УМК Spotlight)...