Конспект урока по географии для 7 класса "Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки" с использованием технологии критического мышления
план-конспект урока (7 класс)
Здесь представлен урок по географии с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimat_afriki.docx | 173.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки.
Цель: создать общее представление об особенностях климата Африки, углубить теоретические климатологические знания.
Задачи:
Образовательная: изучить особенности основных и переходных климатических поясов;
Развивающая: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать главные признаки климатических поясов; отражать информацию в виде таблицы, умения работать с картами и дополнительными источниками информации; развитие географического мышления, формирование учебно-валеологических знаний и умений; развитие самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, оценке своей деятельности
Воспитательная: продолжить воспитывать у учащихся интерес к предмету, географическую культуру и экологическое сознание,
Оборудование: атлас по географии 7 класс, физическая карта Африки, презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор, экран для просмотра презентации, тесты.
Планируемые результаты
Предметные:
Научиться объяснять влияние каждого климатообразующего фактора на формирование климата материка; выявление по карте влияние подстилающей поверхности на климат отдельных территорий; составлять характеристики климата климатических поясов и областей читать и сопоставлять климатограммы; оценивать климат материка с точки зрения приспособленности для жизни и хозяйственной деятельности людей
Метапредметные:
- Познавательные устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта.
- Регулятивные выполнять задания по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности.
- Коммуникативные выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению географии умение применять полученные знания в практической деятельности.
Технологии: развивающего обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, личностно-ориентированного обучения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению
II. Актуализация опорных знаний. Стадия вызова.
Сегодня мы продолжаем знакомство с Африкой
Просмотр видеоролика «Африка».!!!
Урок проводится с использованием технологии критического мышления. Примечание: технология «критического мышления» включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия)
Цель первой стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
1 стадия – вызов – предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
Игра «Верю-не верю» (ДА– зеленая карточка, НЕТ – красная)
- Верите ли вы, что климат – это многолетний режим погоды в данное время и в данном месте?
ДА
- Верите ли вы, что на экваторе высокое атмосферное давление? НЕТ, низкое
- Верите ли вы, что погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в определенное время?
ДА
- Верите ли вы, что над Африкой преобладают только экваториальные воздушные массы?
НЕТ, преобладают экваториальные и тропические воздушные массы
- Верите ли вы, что на большей части Африки преобладает пассатная циркуляция?
ДА
- Верите ли вы, что морские течения играют заметную роль в формировании климата побережья Африки?
ДА
1) Исключите лишнее слово:
Атлантический, Индийский, Тихий
Тихий океан
Средиземное, Красное, Черное
Черное море
Амазонка, Конго, Днепр
Конго
Крымские, Карпатские, Драконовы
Драконовы горы
(Дети записывают баллы за два вида работы)!!!
Работа над тестами
1. От экватора к северу и югу t◦C воздуха:
а) повышается;
б) понижается
2. Пояса высокого давления находятся:
а) на экваторе;
б) на параллелях 30◦ в обоих полушариях
3. В экваториальном поясе Африки осадков выпадает:
а) много;
б) мало
4. Какой пролив отделяет Африку от Европы?
а) Гибралтарский;
б) Берингов
5. Существенное изменение температуры по сезонам наблюдаются в:
а) Низкой Африке;
б) Высокой Африке
6. Что обусловило постоянно высокие t◦C воздуха в Африке:
а) большой угол падения солнечных лучей;
б) сейсмическая активность и вулканизм
7. Какой пояс занимает самую большую площадь на материке ?
а) экваториальный;
б) тропический
8. От Азии Африку отделяет:
а) Красное море;
б) Средиземное море
9. Во внутренние районы Африки проник исследователь:
а) Васко да Гамо;
б) Давид Ливингстон
10. Теплые течения способствуют:
а) увеличению осадков;
б) уменьшению осадков
Взаимопроверка. Выставление баллов в листок самооценки!!!
- III. Мотивация учебной деятельности.
- С какими понятиями у вас ассоциируется материк Африка? (жара, пустыня).
Чтение отрывка Чарльз Андерсона:
«Трудно найти на свете место, которое бы в большей степени соответствовало нашим представлениям об аде. Дух бесконечного одиночества, который витал над этой необъятной пустыней, заставил меня вздрогнуть. Даже смерть была бы лучше изгнания в этот край».
IV. Сообщение темы и задач урока.
Какая тема нашего урока?
Тема урока: «Климат Африки».
- Сегодня мы познакомимся с темой …., запишите, пожалуйста, в рабочую тетрадь.
А зачем нужно знать климатические особенности территории? Где нам могут пригодиться полученные знания?
-Какова цели урока с…
V. Изучение нового материала.
2 стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.
Учащиеся работают в группах, в парах.
5.1. «Мозговой штурм».
- Прежде чем более подробно говорить о климатических поясах Африки, я хочу спросить вас, что вы знаете по данной теме? Вспомните и назовите все, что считаете нужным или знаете. Не задумывайтесь над тем, правильны ли ваши утверждения. Постарайтесь вспомнить как можно больше.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
(все, что называют дети, фиксируется в таблице)
а) Интерактивный метод пометок. Ознакомление с пометками.
- Когда будете читать текст, на полях поставьте следующие пометки, но не болем 2-3 на абзац!)
«+» - знаю
«-» - не знаю
Время для чтения 5 мин.
б) обсуждение прочитаного:
- Что из прочитаного подтвердило ваши знания о климатических поясах?
- Какая информация не подтвердилась?
- Что вы не знали? (Из центра пустыни дуют сильные ветры (самумы), которые становятся причиной пылевых и песчаных бурь).
- А теперь прошу продолжить фразу, которая была произнесена при первом знакомстве с Африкой.
- Сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно.
Фронтальный опрос
- А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)
Укажите на схеме из чего складывается климат
- По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атмосферное давление и т.д.)
- Так почему Африка – самый жаркий материк?
- Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?
- Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану) работа со схемой
Наша задача на уроке доказать, что все эти факторы действительно важны для определения климата. А также выстроить алгоритм характеристики климата для любого материка, региона, страны.
Какой из факторов самый важный? (географическая широта)
1. Главный фактор – географическая широта.
- Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?
А это значит, что большая часть Африки расположена … (в жарком тепловом поясе)
Африка – самый жаркий материк, потому что…
Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.
Среднемесячная температура не ниже ____________.
Отмечена самая высокая температура ____________.
2. Влияние постоянных ветров
- Почему районы, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков.
- Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?
- Кто сможет на интерактивной доске нарисовать направление северного пассата? Южного пассата?
Наводящие вопросы учителя
Составление логической цепочки
с-в пассаты
С какой поверхности дуют с-в пассаты? Какие ВМ проникают на материк?
К чему это приводит?
ю-в пассаты
С какой поверхности дуют ю-в пассаты? Какие ВМ проникают на материк?
К чему это приводит?
В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.
В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.
3. Влияние течений.
- Почему на ю-в и с-в побережьях Африки выпадает разное количество осадков?
- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.)
- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)
- А для следующего задания я попрошу вас закрыть атласы.
- Можно ли не глядя на карту течений только по климатической карте предположить, где должны быть тёплые течения, а где холодные.
- Приведите доказательства влияния тёплых и холодных течений на количество осадков на побережье?
4. Влияние рельефа.
- Почему в экваториальной Африке средняя температура западной части выше, чем температура восточной части?
- Почему ю-в побережье имеет столь узкую полосу увлажнения вдоль побережья. Хотя влажные вм проникают свободно под влиянием пассатов и тёплого Мозамбикского течения?
5. Удалённость от океана
– А сейчас попробуем разгадать одну из загадок Африки.
Почему пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?
Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария, стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары
6. Климатические пояса
Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке
Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов.
- В каких климатических поясах расположена Африка? Как эти пояса расположены относительно экватора? (симметрично) схема
- Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы.
а) Экваториальный пояс.
- В центральной части расположен …. (экваториальный пояс).
- Какова его климатическая характеристика? (жарко, влажно круглый год, н.д).
- Какая природная зона возникает при таком климате?
- Так где же в Африке (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса?
б) Тропический пояс.
- Каковы особенности климата в тропическом поясе? (жарко, сухо круглый год, в.д.)
- Какая природная зона возникает при таком климате? (пустыни)
в) Субэкваториальный пояс
- Какой климатический пояс возникает между экваториальным и тропическим поясами?
- В чём его особенность? (сезон дождей – лето, сезон засухи – зима)
- Какая природная зона возникает при таком климате? (саванны)
- Именно в саваннах встречается удивительное дерево – баобаб.
- Теперь мы можем разгадать ещё одну загадку Африки: «Где растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?»
г) Субтропический пояс
- В чём особенность субтропического пояса? (сезон дождей – зима, сезон засухи – лето)
- Почему зима и лето в субтропическом поясе не такие жаркие как в субэкваториальном поясе? (близость Средиземного моря и умеренного пояса)
На основе анализа карт и климатограмм изучите климатические пояса Африки и их характеристика. Результатом работы является таблица
Климатические пояса Африки
Климатические пояса Африки | Г П | ВМ | Ветры | Температура | Осадки | |||
летом | зимой | летом | зимой | летом | зимой | |||
Экваториальный | ||||||||
Субэкваториальный | ||||||||
Тропический | ||||||||
Субтропический |
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление и систематизация знаний.
Работа в парах
«Определи климатический пояс, тип климата»
Территория расположена по обеим сторонам от экватора. Имеет низкое атмосферное давление и значительное (2000 мм) количество осадков на протяжении всего года.
(Экваториальный)
Для данной территории Африки характерна сезонная смена воздушных масс. Зима – сухая, лето – влажное. В течение года наблюдается высокая t◦С +25◦С +28◦С. Количество осадков 1500 мм.
(Субэкваториальный)
Территория расположена в области низкого атмосферного давления. Осадков мало (менее 100 мм). t◦С воздуха высокая: в июле +32◦С и в январе +16◦С. Характерны пылевые бури.
(Тропический)
Тип климата, который характерен для юго-восточной части материка. Под влиянием пассатов осадки распределяются равномерно в течение года.
(Субтропический)
Тип климата, который характерен для побережья Средиземного моря. Преобладает на севере и юго-западе Африки. Осадки выпадают преимущественно зимой.
(Средиземном.
(Средиземноморский)
Учитель. Вы помните, что температура воздуха, относительная влажность, атмосферное давление, режим ветров, атмосферные осадки, повторяемость погоды – все это в совокупности влияет на здоровье человека (учащиеся сами могут назвать этот комплекс климатических характеристик)
Но главное – это степень адаптации. Выясним адаптацию человека в трех климатических поясах, так как большая часть материка расположена в тропическом пустынном климате, то сильная засуха способствует низкой адаптации человека, чем и будет объяснено редкое население тропических пустынь, в основном, аборигенами. А наиболее благоприятный субтропический пояс для здоровья человека и вызвал наиболее высокую плотность расселения.
Плотность населения высокая со времени открытия материка, в основном пришлого населения – англо-австрийцев в юго-восточной части материка. Если говорить о степени влияния на здоровье отдельных групп населения, то можно сделать вывод о более высокой адаптации местного населения аборигенов к тропическому пустынному климату. К такому выводу подвожу учащихся.
3 стадия – размышление (рефлексия, возврат)
На этой стадии учащиеся заканчивают и зачитывают таблицу, которую заполняли по ходу урока.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1. Что такое климат? | 1. Климат Африки. | 1.Тип климата Африки. |
2. Факторы, влияющие на климат. | 2. Как влияет климат на адаптацию населения в разных климатических поясах. |
|
3. Зависимость здоровья людей от климата. |
| 3.Факторы, формирующие климат. |
4. Климат Африки. |
| 4. Расселение населения в зависимости от климата. |
На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаясь к поставленным целям. Зачитывают таблицу (представлена обобщенная таблица), делают выводы, что нового узнали. Данная стадия, как завершающая урок, заканчивается эссе на тему «Что нового я узнал» или синквейном, который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме: (ученики делают образцы записи)
VIII. Домашнее задание.
Домашнее задание:
- Обязательный минимум: §17
- Тренировочное задание: рис.61, объяснить диаграммы
- Творческое задание: составить опорные схемы
IX. Итог урока. Интерактивный метод «Неоконченное предложение». Листки самооценки.
I ряд – «Сегодня на уроке я … (научился узнал)… »
II ряд – «Полученная информация позволила нам сделать вывод, что…»
III ряд – «На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было …»
X. Нарисуй свое настроение.
Технология «критического мышления» позволяет эффективно развивать географическое мышление. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно. Под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение.
Три стадии технологии «критического мышления» представляют собой законченный процесс, позволяют получить результаты:
На данном уроке использованы не все приемы технологии «критического мышления», а только часть, так как ученики ещё в 7 классе, выбраны те приемы, которые соответствуют уровню обучаемости класса.
Использование технологии критического мышления позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении географии, повышают познавательный интерес к предмету. Просматривается положительная динамика качества знаний учащихся.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по географии - 100%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"
Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....
Климатические пояса и типы климатов в России 8 класс
Урок был разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Надеюсь, что получилось....
Конспект урока математики "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" (6 класс) с использованием технологии критического мышления
Цель урока: Изучить и отработать алгоритм умножения отрицательных чисел и чисел с разными знакамиЗадачи урока:Образовательная:- изучить правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными зна...
Презентация к уроку 7 класса по теме: "Факторы формирования климата Северной Америки. Климатические пояса и типы климата."
презентация содержит...
Климатические пояса и типы климата Африки
Конспект урока в 7 классе на тему "Климатические пояса и типы климата Африки",представлен в виде урока закрепления и изучения новых знаний.В ходе урока учащиеся повторяют материал предыдущих...
«Климатические пояса и типы климатов»
конспек урока...
Урок литературы в 5 классе. Сюжет в литературном произведении. " Школа юного писателя" ( с использованием технологии критического мышления).
При изучении рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник» мы знакомимся с теоретическими понятиями: идея, сюжет.К сожалению, в учебнике очень мало теоретических сведений по дан...