Конспект урока по географии для 7 класса "Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки" с использованием технологии критического мышления
план-конспект урока (7 класс)

Здесь представлен урок по географии с использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_afriki.docx173.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата Африки.

        Цель: создать общее представление об особенностях климата Африки, углубить теоретические климатологические знания.

 Задачи:

Образовательная: изучить особенности основных и переходных климатических поясов; 

Развивающая: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать главные признаки климатических поясов; отражать информацию в  виде таблицы, умения работать с картами и дополнительными источниками информации; развитие географического мышления, формирование учебно-валеологических знаний и умений; развитие самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, оценке своей деятельности

Воспитательная: продолжить воспитывать у учащихся  интерес к предмету, географическую культуру и экологическое сознание,

        Оборудование: атлас по географии 7 класс, физическая карта Африки,   презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор, экран для просмотра презентации, тесты.

        Планируемые результаты

Предметные:

     Научиться объяснять влияние каждого климатообразующего фактора на формирование  климата материка; выявление по карте влияние подстилающей поверхности на климат отдельных территорий; составлять характеристики климата климатических поясов и областей читать и сопоставлять климатограммы; оценивать климат материка с точки зрения приспособленности для жизни и хозяйственной деятельности людей

Метапредметные:

  • Познавательные устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта.
  • Регулятивные выполнять задания по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности.
  • Коммуникативные выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

Формирование познавательного интереса к изучению географии умение применять полученные знания в практической деятельности.

Технологии: развивающего обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, личностно-ориентированного обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

       Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению

II. Актуализация опорных знаний. Стадия вызова.

Сегодня мы продолжаем знакомство с Африкой

Просмотр видеоролика «Африка».!!!

Урок проводится с использованием технологии критического мышления. Примечание: технология «критического мышления» включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия)

Цель первой стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

1 стадия – вызов – предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Игра «Верю-не верю» (ДА– зеленая карточка, НЕТ – красная)

- Верите ли вы, что климат – это многолетний режим погоды в данное время и в данном месте?

ДА

- Верите ли вы, что на экваторе высокое атмосферное давление? НЕТ, низкое

- Верите ли вы, что погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в определенное время?

ДА

- Верите ли вы, что над Африкой преобладают только экваториальные воздушные массы?

НЕТ, преобладают экваториальные и тропические воздушные массы

- Верите ли вы, что на большей части Африки преобладает пассатная циркуляция?

ДА

- Верите ли вы, что морские течения играют заметную роль в формировании климата побережья Африки?

ДА

1) Исключите лишнее слово:

Атлантический, Индийский, Тихий

Тихий океан

Средиземное, Красное, Черное

Черное море

Амазонка, Конго, Днепр

Конго

Крымские, Карпатские, Драконовы

Драконовы горы

(Дети записывают баллы за два вида работы)!!!

Работа над тестами

1. От экватора к северу и югу t◦C воздуха:

а) повышается;

б) понижается

2. Пояса высокого давления находятся:

а) на экваторе;

б) на параллелях 30◦ в обоих полушариях

3. В экваториальном поясе Африки осадков выпадает:

а) много;

б) мало

4. Какой пролив отделяет Африку от Европы?

а) Гибралтарский;

б) Берингов

5. Существенное изменение температуры по сезонам наблюдаются в:

а) Низкой Африке;

б) Высокой Африке

6. Что обусловило постоянно высокие t◦C воздуха в Африке:

а)  большой угол падения солнечных лучей;

б) сейсмическая активность и вулканизм

7. Какой пояс занимает самую большую площадь на материке ?

а) экваториальный;

б) тропический

8. От Азии Африку отделяет:

а) Красное море;

б) Средиземное море

9. Во внутренние районы Африки проник исследователь:

а) Васко да Гамо;

б) Давид Ливингстон

10. Теплые течения способствуют:

а) увеличению осадков;

б) уменьшению осадков

Взаимопроверка. Выставление баллов в листок самооценки!!!

- III. Мотивация учебной деятельности.

- С какими понятиями у вас ассоциируется материк Африка? (жара, пустыня).

Чтение отрывка Чарльз Андерсона:

«Трудно найти на свете место, которое бы в большей степени соответствовало нашим представлениям об аде. Дух бесконечного одиночества, который витал над этой необъятной пустыней, заставил меня вздрогнуть. Даже смерть была бы лучше изгнания в этот край».

IV. Сообщение темы и задач урока.

Какая тема нашего урока?

Тема урока: «Климат Африки».

- Сегодня мы познакомимся с темой …., запишите, пожалуйста, в рабочую тетрадь.

А зачем нужно знать климатические особенности территории? Где нам могут пригодиться полученные знания?

-Какова цели урока с…

V. Изучение нового материала.

2 стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.

Учащиеся работают в группах, в парах.

5.1. «Мозговой штурм».

- Прежде чем более подробно говорить о климатических поясах Африки, я хочу спросить вас, что вы знаете по данной теме? Вспомните и назовите все, что считаете нужным или знаете. Не задумывайтесь над тем, правильны ли ваши утверждения. Постарайтесь вспомнить как можно больше.

Знаю

Хочу знать

Узнал

(все, что называют дети, фиксируется  в таблице)

а) Интерактивный метод пометок. Ознакомление с пометками.

- Когда будете читать текст, на полях поставьте следующие пометки, но не болем 2-3 на абзац!)

«+» - знаю

«-» - не знаю

Время для чтения 5 мин.

б) обсуждение прочитаного:

- Что из прочитаного подтвердило ваши знания о климатических поясах?

- Какая информация не подтвердилась?

- Что вы не знали? (Из центра пустыни дуют сильные ветры (самумы), которые становятся причиной пылевых и песчаных бурь).

- А теперь прошу продолжить фразу, которая была произнесена при первом знакомстве с Африкой.

- Сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно.

Фронтальный опрос

- А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)

Укажите на схеме из чего складывается климат

- По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атмосферное давление и т.д.)

- Так почему Африка – самый жаркий материк?

- Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?

- Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану) работа со схемой

        Наша задача на уроке доказать, что все эти факторы действительно важны для определения климата. А также выстроить алгоритм характеристики климата для любого материка, региона, страны.

Какой из факторов самый важный? (географическая широта)

1. Главный фактор – географическая широта.

Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?

А это значит, что большая часть Африки расположена … (в жарком тепловом поясе)

Африка – самый жаркий материк, потому что…

Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.

Среднемесячная температура не ниже ____________.

Отмечена самая высокая температура ____________.

2. Влияние постоянных ветров

- Почему районы, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков.

- Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?

- Кто сможет на интерактивной доске нарисовать направление северного пассата? Южного пассата?


Наводящие вопросы учителя

Составление логической цепочки

с-в пассаты

   С какой поверхности дуют с-в пассаты?               Какие ВМ проникают на материк?

К чему это приводит?  

ю-в пассаты        

   С какой поверхности дуют ю-в пассаты?                Какие ВМ проникают на материк?

К чему это приводит?

В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.

        В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.

3. Влияние течений.

- Почему на ю-в и с-в побережьях Африки выпадает разное количество осадков?

- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.)

- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)

- А для следующего задания я попрошу вас закрыть атласы.

- Можно ли не глядя на карту течений только по климатической карте предположить, где должны быть тёплые течения, а где холодные.

- Приведите доказательства влияния тёплых и холодных течений на количество осадков на побережье?

4. Влияние рельефа.

- Почему в экваториальной Африке средняя температура западной части выше, чем температура восточной части?

- Почему ю-в побережье имеет столь узкую полосу увлажнения вдоль побережья. Хотя влажные вм проникают свободно под влиянием пассатов и тёплого Мозамбикского течения?

5. Удалённость от океана

– А сейчас попробуем разгадать одну из загадок Африки.

Почему пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?

Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария, стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары

6. Климатические пояса

Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке

Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов.

- В каких климатических поясах расположена Африка? Как эти пояса расположены относительно экватора? (симметрично) схема

- Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы.

а) Экваториальный пояс.

  • В центральной части расположен …. (экваториальный пояс).
  • Какова его климатическая характеристика? (жарко, влажно круглый год, н.д).
  • Какая природная зона возникает при таком климате?

- Так где же в Африке (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса?

б) Тропический пояс.

  • Каковы особенности климата в тропическом поясе? (жарко, сухо круглый год, в.д.)
  • Какая природная зона возникает при таком климате? (пустыни)

в) Субэкваториальный пояс

  • Какой климатический пояс возникает между экваториальным и тропическим поясами?
  • В чём его особенность? (сезон дождей – лето, сезон засухи – зима)
  • Какая природная зона возникает при таком климате? (саванны)

- Именно в саваннах встречается удивительное дерево – баобаб.

- Теперь мы можем разгадать ещё одну загадку Африки: «Где растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?»

г) Субтропический пояс

  • В чём особенность субтропического пояса? (сезон дождей – зима, сезон засухи – лето)
  • Почему зима и лето в субтропическом поясе не такие жаркие как в субэкваториальном поясе? (близость Средиземного моря и умеренного пояса)

На основе анализа карт и климатограмм изучите климатические пояса Африки и их характеристика. Результатом работы является таблица

Климатические пояса Африки

Климатические пояса Африки

Г П

ВМ

Ветры

Температура

Осадки

летом

зимой

летом

зимой

летом

зимой

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление и систематизация знаний.

Работа в парах

«Определи климатический пояс, тип климата»

Территория расположена по обеим сторонам от экватора. Имеет низкое атмосферное давление и значительное (2000 мм) количество осадков на протяжении всего года.

(Экваториальный)

Для данной территории Африки характерна сезонная смена воздушных масс. Зима – сухая, лето – влажное. В течение года наблюдается высокая t◦С +25◦С +28◦С. Количество осадков 1500 мм.

(Субэкваториальный)

Территория расположена в области низкого атмосферного давления. Осадков мало (менее 100 мм). t◦С воздуха высокая: в июле +32◦С и в январе +16◦С. Характерны пылевые бури.

(Тропический)

Тип климата, который характерен для юго-восточной части материка. Под влиянием пассатов осадки распределяются равномерно в течение года.

(Субтропический)

Тип климата, который характерен для побережья Средиземного моря. Преобладает на севере и юго-западе Африки. Осадки выпадают преимущественно зимой.

(Средиземном.

(Средиземноморский)

Учитель. Вы помните, что температура воздуха, относительная влажность, атмосферное давление, режим ветров, атмосферные осадки, повторяемость погоды – все это в совокупности влияет на здоровье человека (учащиеся сами могут назвать этот комплекс климатических характеристик)

Но главное – это степень адаптации. Выясним адаптацию человека в трех климатических поясах, так как большая часть материка расположена в тропическом пустынном климате, то сильная засуха способствует низкой адаптации человека, чем и будет объяснено редкое население тропических пустынь, в основном, аборигенами. А наиболее благоприятный субтропический пояс для здоровья человека и вызвал наиболее высокую плотность расселения.

Плотность населения высокая со времени открытия материка, в основном пришлого населения – англо-австрийцев в юго-восточной части материка. Если говорить о степени влияния на здоровье отдельных групп населения, то можно сделать вывод о более высокой адаптации местного населения аборигенов к тропическому пустынному климату. К такому выводу подвожу учащихся.

3 стадия – размышление (рефлексия, возврат)

        На этой стадии учащиеся заканчивают и зачитывают таблицу, которую заполняли по ходу урока.

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Что такое климат?

1. Климат Африки.

1.Тип климата Африки.

2. Факторы, влияющие на климат.

2. Как влияет климат на адаптацию населения в разных климатических поясах.

 

3. Зависимость здоровья людей от климата.

 

3.Факторы, формирующие климат.

4. Климат Африки.

 

4. Расселение населения в зависимости от климата.

       

        На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаясь к поставленным целям. Зачитывают таблицу (представлена обобщенная таблица), делают выводы, что нового узнали. Данная стадия, как завершающая урок, заканчивается эссе на тему «Что нового я узнал» или синквейном, который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме: (ученики делают образцы записи)

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание:

  • Обязательный минимум: §17
  • Тренировочное задание: рис.61, объяснить диаграммы
  • Творческое задание: составить опорные схемы

IX. Итог урока. Интерактивный метод «Неоконченное предложение». Листки самооценки.

I ряд – «Сегодня на уроке я … (научился узнал)… »

II ряд – «Полученная информация позволила нам сделать вывод, что…»

III ряд – «На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было …»

X. Нарисуй свое настроение.

       Технология «критического мышления» позволяет эффективно развивать географическое мышление. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно. Под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение.

Три стадии технологии «критического мышления» представляют собой законченный процесс, позволяют получить результаты:

На данном уроке использованы не все приемы технологии «критического мышления», а только часть, так как ученики ещё в 7 классе, выбраны те приемы, которые соответствуют уровню обучаемости класса.

        Использование технологии критического мышления позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении географии, повышают познавательный интерес к предмету. Просматривается положительная динамика качества знаний учащихся.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по географии -  100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"

Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....

Климатические пояса и типы климатов в России 8 класс

Урок был разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Надеюсь, что получилось....

Конспект урока математики "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" (6 класс) с использованием технологии критического мышления

Цель урока: Изучить и отработать алгоритм умножения отрицательных чисел и чисел с разными знакамиЗадачи урока:Образовательная:- изучить правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными зна...

Климатические пояса и типы климата Африки

Конспект урока в 7 классе на тему "Климатические пояса и типы климата Африки",представлен в виде урока закрепления и изучения новых знаний.В ходе урока учащиеся повторяют материал предыдущих...

Урок литературы в 5 классе. Сюжет в литературном произведении. " Школа юного писателя" ( с использованием технологии критического мышления).

При изучении рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник» мы знакомимся с теоретическими понятиями: идея, сюжет.К сожалению, в учебнике   очень мало теоретических сведений по дан...