Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации ФГОС ООО
материал на тему
Доклад "Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации ФГОС ООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_avgust_2015_g.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова»
посёлок Борисовка Борисовский район Белгородская область
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовила:
Скворцова О.В., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова»
2015 г.
Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно.
Дай мне приглядеться… потрогать и подержать в руках.
Послушать… Понюхать… и, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
В настоящее время в России происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, Интернету, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых личностных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования обучающимися, создание условий для развития, воспитания и социализации обучающихся через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом с целью усвоения детьми духовно-нравственных ценностей и социального опыта, достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для многогранного развития и социализации каждого школьника в свободное от учебы время.
Основные задачи внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности:
- спортивно - оздоровительное,
- духовно - нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное
Спортивно-оздоровительное направление способствует развитию и формированию здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Целью реализации спортивно-оздоровительного направления является формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Духовно-нравственное направление способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважению к правам, свободам и обязанностям человека, воспитанию нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностному отношению к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях. Целью духовно-нравственного направления является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Общеинтеллектуальное направление способствует развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; формированию основам умения учиться, способностям к организации собственной деятельности. Целью реализации общеинтеллектуального направления является создание основы для всестороннего гармоничного и психического развития личности ребёнка, формирование у обучающихся теоретического мышления, важнейших умений и навыков, необходимых для включения в различные сферы жизни общества. Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной деятельности школьников.
Общекультурное направление способствует формированию культуры поведения в обществе, в природе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об этических и эстетических идеалах и ценностях. Целью общекультурного направления является создание условий для ценностно-целевых ориентаций, интеллекта и в целом духовного мира личности, на основе соотнесения собственных потребностей, интересов и поступков с безусловными ценностными критериями истины, доброты, красоты, общения.
Социальное направление способствует развитию и воспитанию у обучающихся таких качеств, как: коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленное формирование мотивационно-потребностной сферы растущего человека. Целью социального направления является формирование социально-адаптированной к современным условиям жизни личности ребёнка.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Занятия внеурочной деятельностью организуются во второй половине дня. Перерыв между последним уроком и началом занятий в объединениях дополнительного образования и внеурочной деятельностью не менее 45 минут. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения и используются по желанию обучающихся.
При отборе содержания и видов деятельности детей по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на уровне основного общего образования (не более 1750 часов за пять лет обучения, в год – не более 350 часов). Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации, в походах, поездках и т. д.).
Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе используются имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности:
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;
Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- реализация, в конечном счёте, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО
Предлагаем теоретический материал "Организация внеурочной деятельности"...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).
Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....
Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....