Элективный курс "Международная деловая переписка" для студентов cпециальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике
учебно-методическое пособие

Попова Светлана Георгиевна

Элективный курс учебной дисциплины ОГСЭ.03.Иностранный язык разработан на основе ФГОС СПО по специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике и предназначена для изучения английского языка в ПОУ «Колледж современного управления» г.Москва. Целью элективного курса «Международная деловая переписка» является развитие у студентов специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике умений вести деловую переписку на иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popovasg_moscow_ksu.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Светлана Георгиевна,

преподаватель иностранного языка,

ПАО «Колледж современного управления», г. Москва

 КУРС «МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции студентов, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у студентов целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования студентов, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Интенсивные интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, требуют создания новой модели языкового образования. Новая модель должна осуществляться по принципу расширяющегося круга соизучаемых языков и культур с ориентацией на диалог культур как “жизненную философию, образование и стиль” жизни молодого человека, готового к межкультурной коммуникации. Именно это сделает современного человека мобильным на рынке труда. Это даст ему возможность также свободно входить в глобализированный мир. Актуальность проекта соотносится с задачами, выделенными ЮНЕСКО в программе по воспитанию молодежи в духе мира, диалога культур, в образовательных программах Совета Европы.

Автор данного курса уделяет особое внимание развитию умений письменной речи, поскольку письмо, а именно, написание текстов деловой переписки сферы коммерции является зафиксированным в письменном виде языковым высказыванием. Это сложный процесс, для которого важны как содержательные критерии (ясность, четкость, логичность изложения мыслей), так и учет формально-грамматических правил и правил использования речи (ситуативная, адресная и содержательная обусловленность), а также требования к внешней форме, т.е. графическому оформлению. Написание текстов любого предназначения требует поэтому тщательной подготовки на основе методически грамотно подобранной серии упражнений, разработанной по дидактическому принципу “от простого к сложному”, т.е. от свободного формулирования отдельных предложений и нескольких предложений до абзацев и законченных в смысловом плане текстов.

Элективный курс учебной дисциплины ОГСЭ.03.Иностранный язык разработан на основе ФГОС СПО по специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике и предназначена для изучения английского языка в ПОУ «Колледж современного управления» г.Москва. Целью элективного курса «Международная деловая переписка» является развитие у студентов специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике умений вести деловую переписку на иностранном языке.

Целью данного курса является развитие умений у студентов вести деловую переписку на иностранном языке.

Задачи курса - научить студентов

  • писать деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография, резюме, анкета, формуляр);
  • понимать содержание полученной корреспонденции из страны изучаемого языка;
  • использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектно- исследовательской работы;
  • описывать события, факты, явления;
  • сообщать, запрашивать информацию;
  • выражать собственное мнение, суждение;
  • кратко передавать содержание несложного текста делового письма сферы коммерции;
  • фиксировать необходимую информацию из прочитанного делового письма сферы коммерции;
  • обобщать информацию, полученную из деловых писем.

Межпредметные связи: информатика

Содержанием курса являются: особенности официально-делового стиля общения, классификация деловых писем, структура оформления делового письма, композиция делового письма, лексические средства языка деловых писем, морфологические и синтаксические средства языка деловых писем.

Курс предполагает:

  1. учёт реальных интересов и потребностей студентов направления Документационное обеспечение управления и архивоведение;
  2. развитие умения студентов выполнять учебные проекты;
  3. развитие эмоционально-оценочного отношения к усваиваемому содержанию обучения, а так же самостоятельности и активности, как в учебном, так и во внеурочном взаимодействии;
  4. развитие познавательной культуры и речемыслительной активности обучающегося, формирование духовной и социальной сфер их личности.

Программа спецкурса рассчитана на 38 часов.

В результате освоения программы спецкурса обучающиеся должны иметь представление:

  • о требованиях к оформлению наиболее важных типов писем личной и деловой переписки на иностранном языке, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
  • расширения возможностей использования новых информационных технологий в профильно-ориентированных целях;
  • расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
  • обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языка в сокровищнице мировой культуры;

знать/понимать:

  • языковой материал: значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного курса; идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, в том числе профильно-ориентированные;
  • новые значения изученных глагольных форм, средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;

уметь:

  • описывать явления, события, излагать факты в письме делового характера;
  • заполнять различные виды анкет;
  • сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
  • осуществлять презентации результатов проектной деятельности;

Когнитивный аспект: использование иностранного языка в качестве инструмента познания иной лингвокультуры.

Педагогический аспект: способность общаться в деловых ситуациях межкультурного взаимодействия.

Основная  активная форма работы: проектная и исследовательская работа.

Контроль и оценка знаний и деятельности обучающихся:

Итогом деятельности учащихся является составление проектов.

Категория слушателей, на которых направлена данная программа:

     Данная программа спецкурса по выбору предназначена  для студентов 1 и 2 курсов СПО.

Темы исследовательских и проектных работ:

1) Особенности официально-делового стиля;

2) Структура оформления делового письма;

3) Лексические средства языка деловых писем;

4) Морфологические и синтаксические средства языка деловых писем;

5) Сравнительный анализ особенностей официально делового стиля общения в иностранном и русском языках;

6)Архитектоника деловых писем русского и иностранного языков. Сопоставительный анализ;

8)Сравнительная характеристика лексических средств языка деловых документов в иностранном и русском языках.

9) Сравнительная характеристика морфологических средств языка деловых документов в иностранном и русском языках.

10)Сравнительная характеристика синтаксических средств языка деловых документов в иностранном и русском языках.

Содержание курса

1.Иностранные языки – мосты к межкультурной коммуникации

Понятие «межкультурная коммуникация». Цели, содержание, методы, этапы межкультурного обучения.

2.Официально-деловой стиль

  • Характеристика официально-делового стиля
  • Экстралингвистическая ситуация делового письма;
  • Классификация деловых писем;
  • Композиция делового письма;
  • Лексические средства языка деловых писем;
  • Морфологические средства языка деловых писем;
  • Синтаксические средства языка деловых писем;

3.Планирование учебного проекта

  • Ознакомление с требованиями к содержанию и организации проведения учебного проекта;
  • Формулировка тем учебного проекта и тем исследований учащихся;
  • Создание «Визитной карточки проекта»;
  • Электронные ресурсы для учебного проекта, интернет и авторское право;
  • Поиск полезной информации в интернете.

5.Создание дидактических материалов проекта

  • Обсуждение и создание мультимедийной презентации проекта;
  • Обсуждение и создание публикации проекта: буклета и бюллетеня.
  • Создание дидактических материалов в текстовом редакторе.

6.Создание веб-сайта проекта

  • Планирование содержания и оформления веб-сайта проекта;
  • Создание структуры веб-сайта проекта;
  • Анализ разработанных веб-сайтов проекта;
  • Оценка разработанных веб-сайтов согласно критериям оценивания;
  • Безопасная работа в интернете

7. Защита учебных проектов

Учебный план

Табл.2

этапа

Содержание

Кол-во часов

Лекция

Практи-

ка

Вид

контроля

1

Иностранные языки – мосты к межкультурной коммуникации

2

+

2

Официально-деловой стиль

8

+

+

Тест

3

Планирование учебного проекта

4

+

+

визитная карточка проекта

4

Создание дидактических материалов проекта

12

+

+

мультимедийная презентация проекта, публикация проекта: буклет и бюллетень, создание дидактических материалов в текстовом редакторе

5

Создание веб-сайта проекта

8

+

+

веб-сайт

6

Защита учебных проектов

4

+

1 и 2 этапы

Темы занятий раскрываются учителем в лекционной форме с использованием материалов диссертации.  

3 этап Планирование учебного проекта

Подготовка к разработке учебного проекта проходит в форме заполнения листа планирования учебного проекта: Визитная карточка проекта в ходе аудиторного занятия. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Обучающиеся формируют группы по 4-6 человек и работают по следующему плану:

  1. продумывают тему проекта;
  2. составляет основной вопрос, на который они должны получит ответ в ходе работы над проектом;
  3. формулируют несколько направляющих вопросов;
  4. формулируют цель проекта;
  5. формулируют задачи проекта;
  6. определяют формы представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др.;
  7. обсуждают план работы в группе: проведение анкетирования, опытов, сбор статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования и др.;
  8. выбирают источники информации, решают, как найти источники информации по теме исследования;
  9. самостоятельно работают в группах, обсуждают задания каждого в группе;
  10. подготавливают презентацию по отчету о проделанной работе. 
  11. защищают, полученные результаты и выводы;
  12. оценивание результаты проекта.

Обучающиеся представляют результаты работы в форме презентации.

4 этап Создание дидактических материалов проекта

В ходе работы над проектом обучающиеся должны создать Блок 1 «Материалы учителя» и Блок 2 «Материалы обучающихся»:

Блок 1 Материалы учителя:

  1. презентация учителя;
  2. план проведения проекта;
  3. методические материалы, используя лекционные материалы и дополнительную литературу;
  4. список использованных материалов;
  5. критерии оценки работ учащихся;
  6. дидактические материалов в текстовом редакторе

Блок 2 Работы обучающихся:

  1.  мультимедийная презентация проекта;
  2.  две публикации проекта: буклет и бюллетень;
  1.  веб-сайт проекта.

1)Создание мультимедийной презентации

Создание мультимедийной презентации включает:

1.Заполнение рабочих листов «Планирование содержания презентации» и «Сценария презентации»;

2.Практикум: создание мультимедийной презентации ученика в Microsoft PowerPoint.

Для достижения задач, поставленных в учебном проекте, презентация группы будет в себя включать следующее: название исследования, цель самостоятельной работы, ход и результат исследования, список использованных ресурсов.

2)Создание образцов публикаций

Основная цель публикации - подведение итога самостоятельной работы по проекту. Публикации могут иметь самые различные формы и назначение. Это может быть журнал, газета, путеводитель, брошюра с полезными советами, туристический буклет, памятка-шпаргалка и многое другое. Но в каждой публикации должно быть отражено то исследование, которое проводилось в рамках проекта.

Создание публикации включает:

  1. Заполнение рабочих листов «Лист планирования информационного бюллетеня», «Описание разработки структуры бюллетеня»;
  2. Заполнение рабочих листов «Лист планирования буклета», «Описание буклета», «Макет буклета»;
  3. Практикум: создание и оформление публикаций в Microsoft Publisher

3)Создание дидактических материалов в текстовом редакторе

Дидактические материалы и результаты исследований обучающиеся представляют средствами электронных таблиц. Обучающиеся подготавливают

1.кроссворд средствами  MSExel;

2.составляют компьютерный тест средствами MS Exel;

3.оформляют итоговое задание средствами MSWord.

5 этап  Создание веб-сайта проекта

На этом этапе происходит систематизация и обобщение материалов, собранных во время работы над проектом. Здесь должны быть ссылки на всю информацию, полученную при разработке темы. Основная задача сайта проекта – демонстрация идей и привлечение внимания к проекту потенциальных участников и помощников.

Сначала обучающиеся планируют содержание и оформление веб-сайта. Создание веб-сайта включает: заполнение рабочих листов описания структуры веб-сайта; Создание веб-сайта проекта.

6 этап Защита учебных проектов

Контроль проводится путём презентаций работ на итоговом занятии. Оценка проводится преподавателем. Взаимооценка проводится студентами.

На основе создания проектов в ситуации иноязычной деловой переписки у студентов повышается уровень развития умений ведения деловой переписки на иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и литературе "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС С(П)ОО) среднего (полного) общего образов...

Практическая работа № 1 для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)» для специальности «Операционная деятельность в логистике» (очно-заочная форма обучения)

Практическая работа № 1 для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)» для специальности «Операционная деятельность в логистике» (очно-заочная форма обучения)...

Олимпиада по дисциплине «Экономика организации» для обучающихся по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Олимпиада по дисциплине «Экономика организации» для обучающихся по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" для специальностей: 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»  по специальностям  38.02.07...

Рабочая программа, ФОС по физике для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Рабочая программа, ФОС по физике для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...