Мониторинг УУД средствами иностранных языков
учебно-методический материал

Важнейшая задача  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и мониторинг развития универсальных учебных действий на уроках английского языка учеников 2-5 классов

Автор: Семочкина О.И., учитель английского языка МБОУ «Школа №26»

(Выступление на городском МО 24.03.2016г.)

Задачи:

  • Вспомнить, уточнить определение УУД

  • Выделить в действующих УМК примеры формирования УУД

  • Определить способы мониторинга развития УУД

Важнейшая задача  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает нам следующее определение: «Универсальные  учебные действия - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

  • обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое  действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
  • сформированность мотивации к учению и познанию,
  • ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты:

  • освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД

Предметные результаты:

  • освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Рисунок1

Схема 1. Основные виды универсальных учебных действий

Формирование личностых УУД на уроке английского языка.

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

       -  самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

        - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

        - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих образовательных технологий.

Во-первых, это технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Во-вторых, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет использование на уроке информацинно-коммуникационные технологий (ИКТ).

При освоении личностных действий ведётся формирование:

•        критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

•        уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

•        основ правовой культуры в области использования информации.

1. Личностные действия

Виды действий

Задания и упражнения

Действия в личностном самоопределении

Описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников

Действия

 смыслообразования

Объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке

Действия нравственно-этического оценивания материала

Заполнить языковой портфель (портфолио)

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  •  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  •  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  •  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания.  Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается:

•        оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

•        использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки  и коррекции выполненного действия.

2. Регулятивные действия

Виды действий

Задания и упражнения

Действия

 целеполагания

Определить цель урока с опорой на нагляд-ность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.

Действия

 планирования

Заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.

Действия

прогнозирования

Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы

Действия

контроля

Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале

Действия

 коррекции

Выполнить работу над ошибками

Действия

оценки

Сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения

Действия

саморегуляции

Поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы

Формирование познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,
  • логические,
  • действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

        — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

        — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        — структурирование знаний;

        — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

        — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

—        рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

—        смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

        — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

        — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

        — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

  • анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,  
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

•        формулирование проблемы;

•        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).

Проектная деятельность является важным инструментом формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектами  в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна;

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

•        поиск информации;

•        фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

•        структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени;

•        создание презентаций;

•        построение простейших моделей объектов и процессов.

3. Познавательные действия

Виды действий

Задания и упражнения

Общеучебные

действия

Самостоятельное выделение и фор-мулирование поз-навательной цели

«Как узнать по-английски, который час?»,

«Как сравнивать предметы на английском языке?»

«Как писать адрес на международном конверте?» и т.д.

Поиск и выделение необходимой информации

Выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти вторую форму глагола в грамматическом справочнике, найти в интернете информацию о праздновании праздников в Великобритании и т.д.

Осознанное построение речевого высказывания

Самостоятельно описать  любимого героя с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план

Выбор языковых средств в соот-ветствии с ситуа-цией общения

Окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы,

Выбрать правильное время глагола в соответствии со словами-спутниками

Рефлексия дея-тельности по овла-дению английским языком

Обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.

Смысловое

 чтение

Прочитать (прослушать) текст и найти интересующую информацию, выделить главные факты, определить главную идею

Создание алгорит-мов деятельности

Определить этапы выполнения творческой или проектной работы  индивидуально либо в составе группы

Логические

действия

Анализ объектов с целью выделения признаков

Прослушать слова и определить правило образования множественного числа имен существительных

Синтез – составление целого из частей

Составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов

Выбор оснований и критериев для сравнения и

классификации объектов

Выписать в разные столбики слова с открытым и закрытым слогом, прилагательные в сравнительной и превосходной степени и др.

Самостоятельное выведение правил английской речи

Сформулировать правило на основании нескольких примеров его применения

Установление причинно-след-ственных связей

Прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков

Построение логической цепи суждений

Сказать, какое у меня любимое время года и почему

Формирование коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

        при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

—        обмен презентациями;

—        выступление с аудиовизуальной поддержкой;

—        фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

—        общение в цифровой среде (электронная почта, чат, Дневник.ру).

—        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4. Коммуникативные действия

Виды действий

Задания и упражнения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.

Управление поведением партнера

Контролировать партнера при составлении диалога;

Проверить и оценить работу соседа

Умение выражать

свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации

Составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является инструментом обеспечения самостоятельности учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия и коммуникации.

МОНИТОРИНГ

По определению Ю. Ю. Пасынок, «мониторинг – это инструмент, помогающий  педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата. Мониторинг выполняет такие функции, как диагностическая, оценочная  и контрольная» [4]. 

Целью мониторинга явилось получение объективной информации уровня сформированности универсальных учебных действий.

Методами мониторинга являются:

  • анкетирование;
  • сбор информации;
  • собеседование;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ;
  • психологическая диагностика.

Полученная в ходе педагогического мониторинга информация будет являться основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, прогнозированием педагогической деятельности,  осуществлением  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребёнка.

Как зафиксировать???

Коммуникативные УУД

        Вид действий

Фамилия Имя

 учащегося

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Управление поведением партнера

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III

IV

III

II

II

III

II

II

IV

IV

III

II

I

I

II

I

II

III

II

II

Система критериев оценивания

Уровень  в цифровом показателе 

Уровень УУД

Критерии

IV уровень

Высокий уровень

Ошибок нет

III уровень

Средний уровень

Одна ошибка

II уровень

Уровень ниже среднего

Две-три ошибки

I уровень

Низкий уровень

Четыре и более четырёх ошибок

 

Данная система критериев оценивания включает в себя четыре уровня развития универсальных учебных действий учащихся: высокий, средний, ниже среднего и низкий. Высокий уровень подразумевает отсутствие ошибок при выполнении задания. Наличие одной ошибки означает средний уровень. Уровень ниже среднего характеризуется двумя или тремя ошибками при выполнении задания учащимися. Если учащийся допускает четыре и более четырёх ошибок, у него низкий уровень учебных действий.

По итогам диагностики учителем проводится анализ полученных результатов, который даёт возможность нам, родителям  и самому обучающемуся видеть уровень его индивидуального развития, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. Так осуществляется точный контроль уровня освоения видов деятельности учащимися в каждом классе.

Таким образом, на основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период, и ставятся задачи дальнейшей работы с обучающимися.

На мой взгляд, такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. В дальнейшем разработка будет совершенствоваться и пополняться.

Список используемой литературы:

  1. Асмолов А.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243
  2. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http://kanaevamv.sehost.ru/page1
  3. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / Начальная школа. 2012.- №10.
  4. Пасынок Ю. Ю. Образовательный мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию ФГОС. – Южно-Сахалинск. URL: http://nsprotal.ru/nachalnaya-shkola
  5. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.
  6. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://school4nv.web-box.ru/document/profsouz
  7. Программа формирования УУД [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.school4-golovko.narod.ru/2011/02.02.2011/realisazija_FGOS/Osn_programma/6.htm
  8. Слепцов Ю. Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://polevoe-school.ucoz.ru/publ/seminary/formirovanie_uud_kak_trebovanie_fgos/5-1-0-19
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
    14. http://festival.1september.ru/articles/
  10. ФГОС - глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313



Предварительный просмотр:

Руденко Елена Витальевна,

учитель английского языка

МАОУ «Лицей № 56»

г. Новоуральск 

Методические рекомендации по развитию и мониторингу коммуникативных УУД

на уроках английского языка в средней школе.

Ключевые слова: коммуникативные УУД, английский язык, методические рекомендации, мониторинг УУД.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебного предмета, и мониторинг коммуникативных УУД в средней школе.

Новый ФГОС направлен  на формирование активного, мобильного успешного выпускника, способного к самостоятельному принятию решений, умеющего действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующегося во всех сферах социальной жизни. Основная задача современного образования  не просто дать выпускнику фундаментальные предметные  знания, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. 

Актуальность развития коммуникативных УУД обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий формирования УУД в средней школе. Отсюда возникает противоречие между требованиями ФГОС об уровне УУД обучающихся и отсутствием определенных методик по развитию и мониторингу данных УУД.

В этой статье представлены концептуальные основы формирования и развития коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней школе.

Коммуникация - (от лат. communicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

В соответствии с  ФГОС  к  коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для развития коммуникативных учебных действий посредством работы с текстом мною были разработаны упражнения индивидуальные, парные и групповые.

Индивидуальные:

Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»

Упражнение применяется после прочтения текста. Учитель просит назвать ключевое слово темы текста. Учащиеся бегло называют по одному слову по теме теста. Например, тема «Schools in the UK».

Учитель:  Назовите понятия, связанные со словом школа…

Дети: teacher, subject, science, Maths, scholarship и т.д.

Эффект от выполнения упражнения:

1) концентрация внимания;

2) закрепление знаний;

3) формирование умение слушать и слышать;

4) установление причинно-следственных знаний;

5) развитие речи.

Упражнение 2.

Упражнение дается в качестве домашнего задания или проводится на уроке после прочтения текста. Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему.

Например: текст «The capital of our country». Задание: Напиши письмо в газету о столице нашей страны

Эффект от выполнения упражнения:

1. Перевод устной речи в письменную.

2. Развитие речи

3. Закрепление знаний по теме

Упражнение 3.

Упражнение проводится в устной форме после прочтения текста. Перескажи рассказ от лица какого-либо героя.

Например, текст «The History of Scotland».

Задание: перескажи текст от лица шотландцев или перескажи текст от лица английской королевы

1. Перевод письменной речи в устную.

2. Развитие речи

3. Закрепление знаний по теме

Парные:

Упражнение 1. «Составь задание партнеру»

Упражнение можно проводить как перед прочтением текста, так после при работе в парах.

Например, «What will be this text about?» «What is the main idea of the text?»

Эффект от выполнения упражнения:

1) закрепление знаний;

2) формирование умения слушать;

3) развитие речи;

4) формирование умения вести диалог.

 

Упражнение 2. «Отзыв на ответ товарища».

Упражнение можно проводить после обсуждения какой-либо проблемы, поднятой в тексте,  как в устной, так и письменной форме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.    

Например:

- оцените, насколько полным был ответ на вопрос?

- какую оценку поставите за ответ и почему?

Эффект от проведения упражнения:

1. Построение речевого высказывания в устной или письменной форме;

2. Умение слушать и слышать

3. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия

 

Упражнение 3. «Диалог»

Проверка понимания текста в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.

Эффективность от проведения упражнения:

1. Умение слушать и слышать.

2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия.

3. Развитие речи, взаимопроверка.

Групповые:

 Упражнение 1. 

Упражнение проводится при делении класса на малые группы 3-4 человека. Например, тема «The History of The United Kingdom»

Работают четыре  группы.

Задание:   текст учебника, выполните задание:

1 группа:  Кельтская Британия.

2 группа:  Римская Британия

3 группа: Англосаксонская Британия

4 группа: Англонормандская Британия

Объясните название Соединенного королевства в определенный период времени, с какими странами и народами связан тот или иной период отношений.

Упражнение 2.

Пример:   работа  по теме: «Составление профайла страны». Работа в группах. Совместно по плану составить рассказ США.

1 группа. Географическое положение, климат

2 группа. Экономика (основные отрасли и местоположение).

3 группа. Флора и фауна

Экспертная группа.   Знакомство с дополнительным материалом.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе

2.  Развитие умения работать с различными источниками знаний

3. Обмен результатами мыследеятельности

 Упражнение 3. «Интервью» 

Упражнение проводится на этапе проверки понимания текста. Учащиеся разбиваются мини-группы и располагаются рядом друг с другом. Далее педагог предлагает одному ученику задавать вопросы для интервью: 2-3 вопроса  по тексту (не более 2-3 минут). Один человек в группе выступает экспертом

Например: тема «Political system of Great Britain»

- Как часто англичане выбирают премьер-министра?

- Какие функции выполняют пэры в парламенте?

- Кто такие наследственные пэры?

Далее педагог поочередно предлагает оценить полученную информацию. Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося взаимодействия.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Обмен  информацией между собеседниками.

2. Проявление умения слушать и слышать.

3. Закрепление знаний по теме.

 Упражнение 4. «Круглый стол»

Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии после прочтения текста.

Например, тема: «Почему люди сжигали книги?»

Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно вопросы для обсуждения:

- По каким причинам сжигались книги в средние века?

- Какие новые идеи появились в средневековье?

- Сжигают ли книги в наше время? Приведите примеры

Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение.

Эффект от проведения упражнения:

1. Развитие умений коллективной беседы, дискуссии.

2. Развитие речи.

3. Развитие навыков общения через организацию полилога, мыследеятельности.

Упражнение 5. «Пресс-конференция»

Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (педагог или группа учащихся-специалистов) объявляет тему пресс-конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы.

Эффект от проведения упражнения:

1. Развитие умений формулировать вопрос.

2. Развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества.

3. Развитие  мышления, речи.

Данные упражнения помогают формировать и развивать коммуникативные универсальные действия у обучающихся на уроках английского языка в средней школе.

 Мониторинг уровня формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка умений осуществляется на основе диагностики с целью:

-  определения уровня коммуникативных умений и навыков;

- определения динамики развития в течение определенного периода времени;

- определения изменений в уровне развития коммуникативных УУД, которые произошли под влиянием применения предложенных упражнений.

Для диагностики коммуникативных УУД используются рекомендации заведующего лабораторией экспертизы качества образовательного процесса Московского центра качества образования, кандидата психологических наук Д.А. Иванова. Таком образом можно выделить три уровня овладения коммуникативными универсальными учебными действиями.

Обучающийся умеет

На низком уровне

- слушать и воспринимать речь

- отвечать на вопросы

- не проявляет инициативу в коммуникации

На среднем уровне

- формулировать собственное мнение и позицию без аргументации

- анализировать источники знаний

- владеть диалогической формой речи

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия

На высоком уровне

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- руководить, например, распределять обязанности между членами группы;

- занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;

- подводить итог

- определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;

Используя данную шкалу,  я фиксирую уровни формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в сентябре (начало учебного года), январе (после окончания первого полугодия) и в мае (в конце учебного года). (См. Приложение) Фиксируется  не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: степень владения монологической речью, умение работать в группе, роль обучающегося при групповых заданиях. Помимо индивидуальной карты обучающегося ведется мониторинг развития универсальных учебных действий целого класса.

Таблица 1

Мониторинг  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе

Класс_____________

ФИО

Уровень

Сентябрь

Январь

Май

1

2

3

4

В зависимости от результатов организую индивидуальную или групповую  работу с учащимися. Для объективности результатов можно предложить обучающимся самим оценить себя по карте «Какой я в общении» Е. Ефановой (См. ПРИЛОЖЕНИЕ), таким образом, учитель может получить дополнительную информацию об обучающемся и его самооценке.

Практическая значимость  данной работы заключается в возможности применения  методических рекомендаций по развитию коммуникативных УУД при обучении английскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мониторинг  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе.

ФИО________________________________________

Класс_______________________________________

Обучающийся

Отметка о проявлении критерия

Сентябрь

Январь

Май

На низком уровне

воспринимает монологическую речь

не умеет последовательно излагать свои мысли

больше слушает и отвечает, чем проявляет инициативу;

На среднем уровне

умеет собирать материал по проблеме, извлекает нужную информацию из текста, таблиц, презентаций, картинок

высказывает свое мнение в ходе дискуссии, беседы (без аргументации);

участвует в общении чаще по инициативе других

умеет выходить из конфликта;

участвует в принятии групповых решений;

На высоком уровне

ясно и последовательно выражает свои мысли

анализирует источники знаний, уточняет детали

обобщает и делает выводы

имеет свою точку зрения и обосновывает  ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;

ведет диалог по своей инициативе

умеет руководить, например, распределять обязанности между членами группы;

умеет различать мнения и факты в высказывании человека;

Индивидуальные особенности:

Карта оценивания для обучающегося «Какой я в общении?»

(Е. Ефановой)

Высказывание

Твое отношение

Не согласен

Согласен

Затрудняюсь ответить

Я стесняюсь отвечать перед классом.

Я люблю выступать перед аудиторией.

Я умею отстаивать свою точку зрения без крика и оскорблений.

Мне нравится работать в группе, выполняя задание учителя.

Во время беседы  я предпочитаю слушать других, а не высказывать свое мнение.

Мне нравятся уроки, на которых я могу высказать свое мнение к изучаемым событиям.

Я знаю и соблюдаю правила ведения обсуждения

Я умею собирать нужную информацию по теме и готовить сообщение.

На любую проблему у меня есть свой взгляд.

Я люблю решать учебные проблемы, используя различные источники информации: учебники, сайты сети Интернет, энциклопедии и др.

Я умею отстаивать свое мнение

Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию.

Я легко формулирую и задаю вопрос, если мне что-то непонятно в объяснении учителя или высказывании одноклассника.

Я анализирую ответы одноклассников и исправляю их ошибки.

Исправляя ошибки одноклассников, я стараюсь делать это тактично, чтобы никого не обидеть.

Я спокойно отношусь к критике в свой адрес.

Мне интересно мнение других людей о качестве выполнения мною заданий, моих выступлений и др.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

5 В класс 2013-2014 учебный год

Ученики

Доносить

свою

позицию

Понимать других

Сотрудничать с другими

людьми

Средний % каждого ученика

Высказывать свою мысль,обосновываясвое  мнение в ходе выполнения задания  в устном ответе

Обосновывать свое мнение, приводя аргументы, оформлять свои мысли в письменной форме

Объяснять смысл определений и утверждений в тексте с помощью учителя

Объяснять смысл  определений и утверждений в текстее самостоятельно

Вычитывать информацию, данную в явном виде (устно/письменно) с помощью учителя

Вычитывать информацию, данную в явном виде (устно/письменно) самостоятельно

Вычитывать информацию, данную в НЕявном виде (устно/письменно) с помощью учителя

Вычитывать информацию, данную в НЕявном виде (устно/письменно) с помощью учителя

Определять главную мысль текста с помощью учителя

Определять главную мысль текста самостоятельно, понимать смысл текста в целом

Демонстрировать понимание материала через  решение примеров по образцу

Показывать применение  материала в измененных условиях

Вести диалог: учиться задавать с помощью учителя вопросы на понимание  представленного материала

Самостоятельно вести диалог с собеседником

Замечать различия своей и иной точки зрения

Принимать другую, не похожую на свою точку зрения

Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика): учиться выполнять роли

Распределять роли, вырабатывать и применять коллективные решения

Совместно договариваться  о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение  друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

2.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

3.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

4.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

5.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

6.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

7.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

8.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

9.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

10.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

11.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

12.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

13.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

14.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

15.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

16.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

17.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

18.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

19

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

20

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

21.  

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

22.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

23.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

24.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

25.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

26.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/п

27.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10/н

Н – необходимый уровень – 13; П – повышенный уровень – 14



Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

5 В класс 2013-2014 учебный год

Ученики

Извлекать информацию

Перерабатывать информацию

Представлять информацию

Средний % каждого ученика

Осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи: понимать, что дополнительная информация нужна

Предполагать, какая именно информация нужна

Отбирать источники  информации для решения учебной задачи из предложенных учителем

Отбирать источники  информации для решения учебной задачи самостоятельно

Находить в учебнике необходимую информацию в виде текста, иллюстраций, элементарных схем и таблиц

Находить необходимую информацию в виде более сложных схем, пользоваться по указанию учителя разными видами пособий

Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы

Выделять составные части объектов и понятий

Группировать предметы по определенным  признакам

Группировать факты и явления, относить объекты к  известным понятиям

Сравнивать предметы по нескольким признакам

Сравнивать факты и явления

Находить закономерности в ряду объектов по нескольким признакам, приводить примеры последовательности  действий

Определять причины явлений, событий

Определять ложные и истинные высказывания с помощью, подсказкой

Определять ложные и истинные высказывания  самостоятельно

В форме небольшого текста, ответа на вопросы (устно и письменно),

В форме текста, плана, схемы, таблицы

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

1.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

2.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

3.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

4.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

5.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

6.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

7.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

8.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

9.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

10.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

11.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

12.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

13.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

14.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

15.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

16.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

17.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

18.  

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

19.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

20.  

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

22.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

23.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

24.  

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

25.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

26.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% П

27.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100% Н

Н – необходимый уровень; П – повышенный уровень



Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

5 В класс 2013-2014 учебный год

Ученики

Определять цель (проблему) и план действий

Действовать по плану, решая проблему

Оценивать результат действий

Средний % каждого ученика

Определять цель учебной  деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя

Определять цель учебной  деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему  самостоятельно

Выдвигать версии: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки

Осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и учиться искать самостоятельно средства достижения цели

Планировать с помощью учителя учебную деятельность на уроке: решение знакомых задач

Планировать с помощью учителя учебную деятельность на уроке: решение  проблем творческого и поискового характера

Работать по предложенному плану,   используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)

Работать по самостоятельно составленному плану

Определять степень успешности выполненной работы, сравнивая результат с целью

Определять успешность выполненной работы, исходя из имеющихся критериев; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки

Оценивать причины своего успеха или неуспеха: учиться этому в диалоге с учителем

Учиться находить способы выхода из ситуации неуспеха

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

1.

+

+

+

+

+

+

100% Н

2.

+

+

+

+

+

+

100% П

3.

+

+

+

+

+

+

100% Н

4.

+

+

+

+

+

+

100% Н

5.

+

+

+

+

+

+

100% П

6.

+

+

+

+

+

+

100% П

7.

+

+

+

+

+

+

100% П

8.

+

+

+

+

+

+

100% П

9.

+

+

+

+

+

+

100% П

10.

+

+

+

+

+

+

100% Н

11.

+

+

+

+

+

+

100% П

12.

+

+

+

+

+

+

100% Н

13.

+

+

+

+

+

+

100% Н

14.

+

+

+

+

+

+

100% П

15.  

+

+

+

+

+

+

100% П

16.

+

+

+

+

+

+

100% П

17.

+

+

+

+

+

+

100% Н

18.

+

+

+

+

+

+

100% П

19.

+

+

+

+

+

+

100% П

20.

+

+

+

+

+

+

100% Н

21.

+

+

+

+

+

+

100% Н

22.

+

+

+

+

+

+

100% Н

23.

+

+

+

+

+

+

100% Н

24.

+

+

+

+

+

+

100% Н

25.

+

+

+

+

+

+

100% П

26.

+

+

+

+

+

+

100% П

27.

+

+

+

+

+

+

100% Н

Средний % по классу

48% Н

52% П

48% Н

52% П

48% Н

52% П

48% Н

52% П

48% Н

52% П

48% Н

52% П

52% П; 48%

Н – необходимый уровень; П – повышенный уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в старших классах интерактивных педагогических технологий при формировании гражданского отношения к общественно-политическим событиям в стране и за рубежом средствами иностранного языка

Использование в старших классах интерактивных педагогических технологий при формировании гражданского отношения к общественно-политическим событиям в стране и за рубежом средствами иностранного языка...

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

Формирование личностных УУД средствами иностранного языка

Личностные универсальные учебные действия посредством предмета иностранный язык....

Духовно-нравственное и эстетическое обогащение внутришкольной среды жизнедеятельности учащихся средствами иностранного языка.

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ...

Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь...

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...