Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить, развить, а не забить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Раскрытие творческого потенциала личности ученика  средствами иностранного языка

 «Скажи мне - и я забуду,

 покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь».

На  рубеже 20-21 веков ведущим педагогическим направлением в нашей стране становится личностно-ориентированное образование. Это обусловлено переориентацией в обществе, в научной сфере,  в сфере образования на «человеческий фактор», на «проблему развития человека». Сменились ценностные ориентации,  и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными  принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Переход к информационному обществу требует полного развития личности, в том числе и ее коммуникативных способностей. Выпускник школы должен обладать для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать ценностными ориентациями и опытом творческой  деятельности, уметь пользоваться новыми информационными  технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и  на международном уровне.

Итак, развитие современного общества, потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением, а также вышеназванные причины привели к выбору именно этой темы проекта, а именно: «Раскрытие творческого потенциала личности ученика  средствами иностранного языка»

Внедрение  в жизнь Компетенции модернизации российского образования влечет за собой существенные перемены, но они не возможны без  кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Актуальность внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс становится все более очевидным. На смену ЗУН приходит формирование  у обучающихся ключевых компетенций:

  • Социальной  
  • Коммуникативной -  культура общения  
  • информационной - использование современных образовательных технологий.

Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме, можно выделить основные противоречия между:

  • достаточной теоретической разработанностью особенностей обучения иностранному языку с целью раскрытия творческого потенциала обучающихся и недостаточным опытом применения его на практике;
  • целесообразностью системы условий, направленных на организацию развития креативности обучающихся,  и недостаточной разработкой этого вопроса;
  • развивающим потенциалом заданий и его невостребованностью в процессе освоения обучающимися иностранного языка.

Гораздо труднее увидеть проблему,

 чем найти ее решение.

Для первого требуется воображение,

 а для второго только умение.

                                         Бернар

        Передо мной возник вопрос:

насколько возможна систематизация  форм организации учебной деятельности, структурирование содержания и способов его реализации на практике, которые позволят максимально эффективно раскрыть творческий потенциал личности ученика?

        

        Цель моего проекта:

  • создать  практико-ориентированную систему работы, способствующую раскрытию творческого потенциала личности ученика в процессе изучения иностранного языка.

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

  • определить и систематизировать учебно-методические материалы по совершенствованию  у  обучающихся ключевых компетентностей;
  • разработать систему уроков и внеклассных мероприятий, позволяющих развивать творческий потенциал обучающихся.

Исходя из вышесказанного, я построила гипотезу проекта:

 изучение иностранного языка будет более эффективным,  если на уроках  применять такие технологии, которые способствуют раскрытию творческого потенциала личности ученика.

В итоге ожидаемый результат –  ученик, способный к  анализу и синтезу, вычленению и решению проблем,  работающий как самостоятельно, так и в команде,

способный порождать новые идеи, владеющий письменной и устной коммуникацией, инициативный и предприимчивый.

Работа по данной  проблеме проходит несколько этапов:

1этап – изучение методической и психолого-педагогической литературы Ра основе трудов  И.А. Зимней, Л.И. Лебедевой , С.В. Кульневич, Н.Ф.Коряковцевой О.А. Владыко,  Л.С. Выготского, А.В. Петровского.

2 этап - отбор диагностического инструментария  и диагностика развития ключевых компетентностей у  обучающихся. Совместно с психологом нашей школы было проведено тестирование обучающихся 2, 8 классов по выявлению  уровня сформированности ключевых компетенций.

3 этап –  отбор и систематизация форм проведения учебных занятий и технологий.

Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык  хотят учить все и берутся за это дело с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к изучению падает, результаты обучения ухудшаются. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога.

(диаграмма «Уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»)

Наверное, почти у каждого учителя есть свои изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность  урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.

Наиболее эффективными формами проведения учебных занятий стали:

  • урок-семинар
  • дидактическая игра
  • урок-дискуссия
  • урок-спектакль
  • урок-конкурс

        -  максимально эффективными технологиями считаю:

  • технологию  проблемного  обучения;
  • технологию  сотрудничества;
  • технологию коллективного взаимообучения (организованный диалог);
  • технологию  перспективно-опережающего обучения;
  • элементы технологий игрового и   интерактивного обучения.

  «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

        Роль учителя – это роль координатора, участника и помощника:

- в  повышение позитивного интереса ребенка к познанию мира.

- в создании условий, способствующих всестороннему развитию личности.

4 этап - реализация системы    и изучение влияния созданных условий на динамику развития ключевых компетентностей учащихся

Каждый день, заходя в класс, я, конечно же, мечтаю о том, чтобы мои ученики запомнили новые слова и выражения, усвоили грамматические структуры иностранного языка. Но я понимаю, что это не самое главное в жизни ребенка, ведь многие наши ученики очень одаренные и творческие личности, поэтому я стремлюсь сделать все возможное, чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.

И мне кажется, что проектные задания на уроках английского языка – это отличный способ для учащихся проявить свои творческие способности. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Работа над проектом дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию. Они самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения, навыки в новую ситуацию, у них появляются новые идеи. Учащиеся сопоставляют различные точки зрения, объясняют и отстаивают свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты, на свой и чужой опыт. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся толерантное отношение к собеседникам, учит слушать и слышать,  а так же  взаимодействовать друг с другом.

 Обучающиеся  всех возрастных групп с удовольствием  выполняют проектные задания, т.к в процессе  подготовки каждый из учеников, в зависимости от своих способностей, вносит свой вклад в общее дело.  Дети учатся брать на себя ответственность.

В рамках проведения недели иностранного языка ученикам предлагается  приготовить стенгазеты, постеры, рекламы, кроссворды. Обучающиеся начальной школы выполняют микропроекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют  открытки, участвуют в поэтических фестивалях.  Для малышей предлагаю  тему  «Мои любимые животные», так как эта тема им наиболее близка.  Изучив алфавит, обучающиеся  2 класса выполняют проектное задание по созданию английской азбуки.
        Многие  школьники выполняют  презентации с мультимедиа эффектами, что делает работы более наглядными, динамичными и привлекательными.

 (работы детей)

Также для обучающихся начальной школы был организован «Клуб любителей сказок». Ребята с увлечением занимаются в этом клубе. Они  читают сказки на английском  языке, а потом инсценируют их. С большим удовольствием дети представляют животных из сказок. Они умеют передать их характер, особенности поведения. Инсценировка сказки «Репка» доставила радость не только школьникам, но и их родителям.

5 (перспективный) этап – разработка и внедрение системы  уроков и внеклассных мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование уровня развития ключевых компетентностей учащихся

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить, развить,  а не  забить.

Согласитесь, очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, все реже и реже придется словами известной  английской песенки «Are you sleeping, are you sleeping, brother James?» будить ученика, заснувшего от тоски и скуки на нашем уроке.

Результатом такой работы должен стать  молодой человек, обладающий положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией, развитым интеллектом. Он должен быть коммуникабельным, толерантным, умеющим работать в коллективе, способным к успешной социализации в обществе и на рынке труда и  к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности  на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Презентация статьи: " Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"

Презентация статьи: "Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"...

Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка

План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...