Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskrytie_tvorcheskogo_potentsiala_lichnosti_uchenika_sredstvami_inostrannogo_yazyka.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь».
На рубеже 20-21 веков ведущим педагогическим направлением в нашей стране становится личностно-ориентированное образование. Это обусловлено переориентацией в обществе, в научной сфере, в сфере образования на «человеческий фактор», на «проблему развития человека». Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Переход к информационному обществу требует полного развития личности, в том числе и ее коммуникативных способностей. Выпускник школы должен обладать для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Итак, развитие современного общества, потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением, а также вышеназванные причины привели к выбору именно этой темы проекта, а именно: «Раскрытие творческого потенциала личности ученика средствами иностранного языка»
Внедрение в жизнь Компетенции модернизации российского образования влечет за собой существенные перемены, но они не возможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Актуальность внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс становится все более очевидным. На смену ЗУН приходит формирование у обучающихся ключевых компетенций:
- Социальной
- Коммуникативной - культура общения
- информационной - использование современных образовательных технологий.
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме, можно выделить основные противоречия между:
- достаточной теоретической разработанностью особенностей обучения иностранному языку с целью раскрытия творческого потенциала обучающихся и недостаточным опытом применения его на практике;
- целесообразностью системы условий, направленных на организацию развития креативности обучающихся, и недостаточной разработкой этого вопроса;
- развивающим потенциалом заданий и его невостребованностью в процессе освоения обучающимися иностранного языка.
Гораздо труднее увидеть проблему,
чем найти ее решение.
Для первого требуется воображение,
а для второго только умение.
Бернар
Передо мной возник вопрос:
насколько возможна систематизация форм организации учебной деятельности, структурирование содержания и способов его реализации на практике, которые позволят максимально эффективно раскрыть творческий потенциал личности ученика?
Цель моего проекта:
- создать практико-ориентированную систему работы, способствующую раскрытию творческого потенциала личности ученика в процессе изучения иностранного языка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить и систематизировать учебно-методические материалы по совершенствованию у обучающихся ключевых компетентностей;
- разработать систему уроков и внеклассных мероприятий, позволяющих развивать творческий потенциал обучающихся.
Исходя из вышесказанного, я построила гипотезу проекта:
изучение иностранного языка будет более эффективным, если на уроках применять такие технологии, которые способствуют раскрытию творческого потенциала личности ученика.
В итоге ожидаемый результат – ученик, способный к анализу и синтезу, вычленению и решению проблем, работающий как самостоятельно, так и в команде,
способный порождать новые идеи, владеющий письменной и устной коммуникацией, инициативный и предприимчивый.
Работа по данной проблеме проходит несколько этапов:
1этап – изучение методической и психолого-педагогической литературы Ра основе трудов И.А. Зимней, Л.И. Лебедевой , С.В. Кульневич, Н.Ф.Коряковцевой О.А. Владыко, Л.С. Выготского, А.В. Петровского.
2 этап - отбор диагностического инструментария и диагностика развития ключевых компетентностей у обучающихся. Совместно с психологом нашей школы было проведено тестирование обучающихся 2, 8 классов по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций.
3 этап – отбор и систематизация форм проведения учебных занятий и технологий.
Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это дело с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к изучению падает, результаты обучения ухудшаются. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога.
(диаграмма «Уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»)
Наверное, почти у каждого учителя есть свои изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.
Наиболее эффективными формами проведения учебных занятий стали:
- урок-семинар
- дидактическая игра
- урок-дискуссия
- урок-спектакль
- урок-конкурс
- максимально эффективными технологиями считаю:
- технологию проблемного обучения;
- технологию сотрудничества;
- технологию коллективного взаимообучения (организованный диалог);
- технологию перспективно-опережающего обучения;
- элементы технологий игрового и интерактивного обучения.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Роль учителя – это роль координатора, участника и помощника:
- в повышение позитивного интереса ребенка к познанию мира.
- в создании условий, способствующих всестороннему развитию личности.
4 этап - реализация системы и изучение влияния созданных условий на динамику развития ключевых компетентностей учащихся
Каждый день, заходя в класс, я, конечно же, мечтаю о том, чтобы мои ученики запомнили новые слова и выражения, усвоили грамматические структуры иностранного языка. Но я понимаю, что это не самое главное в жизни ребенка, ведь многие наши ученики очень одаренные и творческие личности, поэтому я стремлюсь сделать все возможное, чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.
И мне кажется, что проектные задания на уроках английского языка – это отличный способ для учащихся проявить свои творческие способности. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Работа над проектом дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию. Они самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения, навыки в новую ситуацию, у них появляются новые идеи. Учащиеся сопоставляют различные точки зрения, объясняют и отстаивают свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты, на свой и чужой опыт. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся толерантное отношение к собеседникам, учит слушать и слышать, а так же взаимодействовать друг с другом.
Обучающиеся всех возрастных групп с удовольствием выполняют проектные задания, т.к в процессе подготовки каждый из учеников, в зависимости от своих способностей, вносит свой вклад в общее дело. Дети учатся брать на себя ответственность.
В рамках проведения недели иностранного языка ученикам предлагается приготовить стенгазеты, постеры, рекламы, кроссворды. Обучающиеся начальной школы выполняют микропроекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют открытки, участвуют в поэтических фестивалях. Для малышей предлагаю тему «Мои любимые животные», так как эта тема им наиболее близка. Изучив алфавит, обучающиеся 2 класса выполняют проектное задание по созданию английской азбуки.
Многие школьники выполняют презентации с мультимедиа эффектами, что делает работы более наглядными, динамичными и привлекательными.
(работы детей)
Также для обучающихся начальной школы был организован «Клуб любителей сказок». Ребята с увлечением занимаются в этом клубе. Они читают сказки на английском языке, а потом инсценируют их. С большим удовольствием дети представляют животных из сказок. Они умеют передать их характер, особенности поведения. Инсценировка сказки «Репка» доставила радость не только школьникам, но и их родителям.
5 (перспективный) этап – разработка и внедрение системы уроков и внеклассных мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование уровня развития ключевых компетентностей учащихся
Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить, развить, а не забить.
Согласитесь, очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, все реже и реже придется словами известной английской песенки «Are you sleeping, are you sleeping, brother James?» будить ученика, заснувшего от тоски и скуки на нашем уроке.
Результатом такой работы должен стать молодой человек, обладающий положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией, развитым интеллектом. Он должен быть коммуникабельным, толерантным, умеющим работать в коллективе, способным к успешной социализации в обществе и на рынке труда и к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика
Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...
Презентация статьи: " Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"
Презентация статьи: "Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"...
Внеклассная работа по предмету как средство развития личности учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя.
Презентация к выступлению на педагогическом совете....
Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка
План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...