"Арт-терапия. Использование методики театроведения в изучении иностранного языка детьми с ОВЗ"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Последние 10 лет являются воплощением бурного развития и внедрения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов по работе с детьми с ОВЗ вызывает арт-терапия. Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения психических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_art-terapiya.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия. Театроведение в системе изучения иностранных языков детьми с проблемами в развитии.
В педагогической деятельности 21 века все большую популярность приобретают уникальные методики гармоничного развития детей с помощью формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы. Одним из таких инструментов является арт-терапия как метод коррекции эмоционального состояния. Коррекционные занятия с использованием искусства в лечебно-профилактических целях дают возможность самым наилучшим образом дать стимул формированию ребенка в унисон с его возможностями.
Педагогическая практика большого числа специалистов показывает, что в последние годы в дошкольные детские учреждения и школы приходят дети с неустойчивой психикой. Дети с ограниченными возможностями не во всех семьях получают достаточно любви, тепла и внимания в связи с большой занятостью родителей. Часто это отражается на их психоэмоциональном состоянии и способствует формированию отрицательных черт характера.
Главной успешной методикой является комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик, включая арт-терапию в работе с детьми с ОВЗ. Последняя предполагает коррекцию психоэмоционального состояния путем выполнения различных творческих задач. Представленная методика с использованием интерактивных средств доказала свою эффективность при проблемах эмоционально-личностного развития, например, при аутизме, задержке умственного формирования, нарушениях речи и двигательных функций.
Многие воспринимают арт-терапию как работу с рисунком, лепкой и прочим. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции – сказкотерапия, психодрама.
Ребенок-дошкольник чаще всего слышит не просто слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты утверждают, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и многие другие.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Так, остров стает вопрос о способах поддержки таких детей, как помочь им увидеть, услышать и понять окружающий их мир. Средством, способным помочь решить все эти задачи, является искусство-драматизация
Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ иноязычной культуры, социальная адаптация с ровесниками посредством постановочных номеров и театра. Где можно не стесняясь выразить свои эмоции, снять напряжение и погрузиться в культуру изучаемого языка
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих скрытые возможности человеческого организма, является актуальной проблемой. Мнения многих исследователей современности все больше обращаются в сторону различных видов искусства.
Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является имаготерапия(театр и драма) — лечебное воздействие, коррекция посредством театральной деятельности.
— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации детьми
— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Имаготерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях театраловедение, помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами. [1, c.175]
Игровое пространство, известная литература, классическая музыка являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
Театральная жизнь ребенка — это его самовыражение на сцене и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках английского языка и репетициях — способность овладеть средствами и техниками изображения и выражения своих эмоций.
На учебных занятиях главными способами предстают тренировки и отработки фраз, далее при репетициях и выступлениях происходит перевоплощение в героев, тем самым заучивание новых слов становится интересным и увлекательным процессом происходящим в тандеме с основной учебной задачей.
В имаго-терапии учитель помогает детям понять и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в представлении и определить выход из нее.
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом индивидуального подхода и загруженности в изучении иностранного языка
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении изучения английского языка основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является значимой движущей силой его развития.
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми и тем самым процесс погружения в иноязычную среду идет увлекательно и естественно.
Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями.
Использование арт-терапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом
Арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Этапы имаго-терапии:
Занятия имаго-терапей, как правило, проходят в три этапа, каждый из которых имеет свое особенное значение, при этом каждый из них дает свои конкретные результаты.
1-й этап, когда ребенок– рассказчик, либо слушатель. На данном этапе происходит вживление в образ выбранного героя. Важно чтобы ребенок испытал все те чувства, которые переживает его герой. Кроме того, проводятся инсценировки – импровизации ситуаций из жизни. Цель первого этапа – развитие и фиксация сбалансированного образа себя и соответствующего поведения.
2-й этап, когда дети участвуют в инсценировке той или иной истории. Это может быть фрагмент сказки, повести, рассказа. Все участники дети должны быть вовлечены в эмоциональные переживания героев. Еще одно условие – присутствие положительного образа себя, наработанного на первом этапе.
3-й этап, когда детям могут предложить роль в другой эмоциональной группе. Таким образом, может наблюдаться изменение определенных черт характера.
Подводя итог, можно выделить главные преимущества использования арт терапии при работе с детьми с ОВЗ:
- Возможность достижения здоровой реакции на сложившуюся ситуацию.
- Создание благоприятных условий для выражения собственных переживаний и чувств.
- Помощь в преодолении коммуникативных барьеров, снятие психологического дискомфорта.
- Повышение эмоциональной устойчивости, содействие саморазвития личности ребенка.
- Помощь в повышении уверенности в себе и приобретении чувства социальной значимости для других.
Положительная динамика в арт-терапии доказывает то, что художественно-творческая деятельность представляет собой наилучший способом снять внутреннее напряжение и агрессию. Она помогает максимально безболезненно восстановить жизненные ресурсы детей с различными ограничениями.
Использованная литература:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
2. Васина Е., Барыбина А.: Арт-альбом для семейного консультирования. Детский. СПб: Речь, 2006. – 24 с.
3. Грегг М. Ферс: Тайный мир рисунка. Перевод с англ. – СПб «Деметра», 2003. – 176 с.
4. Луговых Н.И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д.в. 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основно...
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...
Наиболее эффективные современные образовательные технологии и/или методики, применяемые при изучении иностранного языка
Данная презентация была представлена на метод. объединении учителей иностранных языков Ленинского района Московской области педагогами ВХТЛ. Может оказать помощь при подготовке учителя к аттестации....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Использование методики Монтессори на уроках иностранного языка при изучении числительных
В презентации я описываю и помещаю фото, рассказывающие о том, как я работаю с темой "Числительные", применяя авторские дидактические материалы по методу Монтессори....
Использование приёмов мнемотехники при изучении иностранного языка (второго иностранного языка)
В этом материале представлены мнемотехнические приёмы, которые можно использовать на уроке иностраннного языка (немецкого) при изучении новых лексических единиц....
Изучение иностранного языка детьми с дефектами речи.
В качестве первого иностранного языка для ребенка с логопедическими проблемами, рационально выбрать тот, с которым ребенку будет легче справляться в устной форме, то есть тот, в ко...