Игровые приемы на уроках английского языка: из опыта работы
статья по теме
Статья представляет собой материал, систематизированный за несколько лет работы в школе. В первой части рассматривается понятие "игровые педагогические технологии", во второй части представлен личный опыт использования игровых приемов на уроках английского на разных ступенях обучения. Учитель предлагает собственную классификацию угровых приемов - по характеру поставленной на конкретном этапе урока задачи. Для удобства игровые приемы объединены в таблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы на уроках английского языка: из опыта работы
Общеизвестно, что в процессе игровой деятельности происходит формирование, развитие и социализация личности. Д. Б. Эльконин и другие исследователи в области психологии справедливо утверждают, что процесс игры характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет участников для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи. В связи с этим актуальность использования игровых технологий в учебном процессе совершенно очевидна.
Понятие «игровые педагогические технологии» в современной методике преподавания включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Эта группа методов и приёмов обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения, которая характеризуются учебно-познавательной направленностью, и способствует достижению педагогического результата.
В современной методике существует несколько классификаций педагогических игр.
Самыми известными из них являются следующие:
1) по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные;
2) по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;
3) по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации;
4) по игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.
По определению исследователя Г. К. Селевко, педагогические игровые технологии имеют различную целевую направленность.
1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
2.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
3.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
4.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, социализация, психотерапия.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит, как правило, по следующей схеме:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства.
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Как учитель-предметник, рассматриваю использование игровых технологий на уроках неотъемлемой частью своей работы. Считаю, что именно игровые элементы, грамотно включённые в учебный процесс, способны помочь в реализации главной цели обучения иностранному языку в совокупности её составляющих – формированию коммуникативной компетенции учащихся. При этом для успешной реализации главной цели обучения я ориентируюсь на выполнение более узких, но не менее важных задач:
1)создание «ситуации успеха» для каждого участника игры;
2) повышение мотивации изучения предмета;
3) обеспечение личностного роста каждого участника;
4)совершенствование умений активного и доброжелательного взаимодействия друг с другом;
5) активизация психической, познавательной и творческой сфер личности средствами иностранного языка;
6)формирование и совершенствование основных аспектов иноязычной речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, говорения.
В процессе включения игровых элементов в учебную деятельность полагаю целесообразным руководствоваться такими методическими принципами:
1)соответствие задачам урока;
2)обучение «в зоне ближайшего развития»;
3)соответствие возрастным особенностям учащихся;
4) сочетаемость с другими видами деятельности на уроке;
5)целесообразность затраченного времени;
6)вариативность.
В своей работе стараюсь использовать игровые приёмы разнопланово.
1.На разных типах уроков:
- уроках формирования лексических и грамматических навыков,
- уроках активизации лексико-грамматического материала,
- уроках аудирования,
- уроках домашнего чтения,
- комбинированных уроках,
- повторительно-обобщающих уроках,
- уроках-зачётах,
- уроках страноведения,
- уроках развития творческих способностей учащихся,
- уроках-дискуссиях/диспутах/дебатах/конференциях.
2.Как самостоятельную единицу учебного процесса, т.е. урок-игра.
3.На разных этапах урока:
- вводно-мотивационном,
- повторения,
- проверки домашнего задания,
- введения нового материала,
- закрепления,
- рефлексии.
4.В процессе внеурочной деятельности:
- ролевая игра –драматизация,
- на элективных курсах.
Включаемые мной в урок игры можно рассматривать с точки зрения разных классификаций: и по характеру педагогического процесса, и по виду деятельности, и по характеру игровой методики, и по виду игровой среды, и по компонентностному аспекту (лексические, грамматические, фонетические, орфографические, страноведческие). Однако мне удобней систематизировать игровые приёмы, применяемые в учебной деятельности по характеру поставленной задачи (например, PUZZLE TIME – решить/составить кроссворд, чайнворд, найти слова и т.д.; QUESTION TIME – ответить на вопросы и т.п.). Они представлены в следующей таблице.
№ | Name | Activity |
1. | Puzzle Time | 1)find the words (hide-and-seek or word search) 2)make up a crossword/chainword (using the basic/ initial word) 3)do the crossword/chainword ( on the questions given) 4)name the pictures to do the crossword/chainword 5)complete the word (only one letter is written) 6)unjumble the word (“The muddle”) |
2. | Guess Time | 1)fill in the gaps (from the words given/ using rhyming words) 2)guess the topic of the class (using the picture, unjumbling the word, reading the rhyme, etc.) 3)guess the word by its definition 4)guess the person / animal (making descriptions: “This person/ animal is …”) 5) guess the place (hide-and-seek in the room “Are you behind the curtain?”) 6)guess the object (memorizing words: “Is it a ruler?”) 7)guess the rhyming word |
3. | Question Time | 1)ask/answer the questions(general, special, alternative, disjunctive on the topic… (the vocabulary of the lesson is supposed to be practised) 2)ask/answer the questions (different types) using …(the grammar tense or structure that is under study at the classes) 3)give the English variant for the Russian word ( “the interpreters”, with/without a ball) |
4. | Racing Time | 1)write down the English variant for the Russian word on the board/whiteboard (vocabulary races)as quickly as you can 2)write down the time 3)write down question tags 4) write down the missing verb (am, is, are , was, were, have, has, do, does) 5)write down the missing letter (spelling check) |
5. | Snowball Time | 1)make a snowball of words 2)make a snowball of sentences 3)make a snowball of countries |
6. | Match Time | 1)match the parts to make the word 2)match the parts to make a sentence 3)match the word and the definition 4)match the verb/adjective and the preposition 5)match the word/picture and the object/colour 6)match the sound and the word 7)match the command and the action/the action and the word 8)match the country and the flag 9)match the forms of the irregular verbs |
7. | Miming | 1)mime the action (to sleep, to jump, to run, etc.) 2)mime the sentence ( She is talking on the phone ) 3)mime the situation/ the rhyme/the poem / the song |
8. | Transformations | 1)reorder the words to make a correct sentence/question 2)reorder the lines and read the rhyme/poem/proverb/tongue-twister 3)reorder the parts to make the story logical 4)restore the deleted words (in the poem/rhyme/proverb/tongue-twister) |
9. | Role-Play | 1)act out the role of the teacher and organize a PE break (“The teacher”) 2)act out the role of Mr. Know-How and write the words in the air (“Mr. Know-How”) 3)act out the dialogue/interview/ meeting/ an episode from the conference (the topic is defined, the language support is provided) |
Помимо игровых элементов включаю в процесс обучения урок-игру, как правило, во время повторения изученного материала:”Brain Ring” ,”Smart People”, ”Sea Battle”, ”Magic ABC”, ”Magic Fairy Land”, ”A Trip to London”, “The Star Hour”, “Mr. Know-All”, “Funny English”, “ Trick or Treat”, “A Step Up to English” и другие. Также приветствую такую форму работы, как урок-драматизация: “Donkey’s Birthday”, “Red Riding Hood”, “Three Men in a Boat”, “The Rose and the Nightingale”.
Библиографический список:
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. – 350 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы на уроках английского языка
Представлена разработка игровых моментов, позволяющих закрепить пройденный материал в интересной для учащихся форме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/08/picture-69641-1439024182.jpg)
Разработка урока английского языка в ПО SmartNotebook:"XC и игровые приемы на уроке английского языка"
Разработка для урока английского языка по теме:"Earth Day" в ПО Smart Notebook с использованием дополнения к ПО SMART NOTEBOOK 11- Extreme Collaboration, которое дает возможность учащимся ...
Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...
Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"
Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...
использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. В игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особеннос...
Игровые приемы на уроках английского языка (лото)
Лексическое лото по изучаемым темам. Образцы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/29/picture-1535164-1727592687.png)
Использование игровой технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
В данной статья делюсь опытом работы об использовании игровой технологии с педагогической деятельности, привожу примеры использования методов и приемов на уроках англйского языка....