Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
статья на тему

Технология раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Любимова Ирина Викторовна

17.06.2018

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

Эта технология раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений учащихся.

Структура урока:

1. Самоопределение в деятельности. На этом этапе  организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.

2. На этапе учебно-познавательной  деятельности организуется освоение содержания учебной темы, которое  необходимо для выполнения ситуативного задания.

3. На  этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности  учащиеся выбирают уровень  выполнения ситуативного задания и  самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.

4. На  этапе рефлексивной деятельности  полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка.

Цель: научить учащихся оценивать свои личностные качества, свой психологический профайл; помочь проанализировать различные линии поведения в разных жизненных ситуациях; познакомить с алгоритмом обсуждения и решения проблемы (discussing problem-solving) в рамках выполнения ситуативного задания.

Задачи:

1. Сфокусировать мотивацию учащихся на изучение определенной темы; вызвать имеющиеся лексико-грамматические знания.  

2. Изучить новые лексико-грамматические единицы (структура “If you were….”).

3. Познакомить учащихся со стилистическими особенностями короткого рассказа, в частности со стилистическим литературным приемом аллитерации.

4. Развивать навыки решения коммуникативной задачи путем организации обсуждения в группах, проведения сравнительного лексического, стилистического анализа и анализа текста на понятийном уровне, формирования законченного монологического высказывания в рамках конкретной жизненной ситуации.

5. Подвигнуть учащихся на анализ проделанной работы, оценку своей деятельности, исправление ошибок.

        Пример использования:

Этап 1. Учащимся предлагается ознакомиться с определенной темой обсуждения в рамках конкретного ситуативного задания:

Topic: What kind of a problem-solver are you? When you are faced with a problem, do you:

  • try to patiently solve it?
  • ask advice about what you should do?
  • get irritated?
  • try to ignore it?
  • have another way of dealing with it?

Long-term target/Цель (которая, мы предполагаем, будет реализована в конце урока):

Чтобы каждый учащийся выработал для себя свой алгоритм решения той или иной проблемы в целом (problem-solving algorithm), в ходе осмысления и обсуждения преимуществ и недостатков своего собственного problem-solving стиля и стилей своих собеседников.

Этап 2. Для этого на этапе познавательной деятельности, студентам предлагается самостоятельно заполнить маленький опросник для выявления, к какому типу личности относится тот или иной учащийся.

Are you an introvert or an extrovert? Fill in this questionnaire to find out:

1.        You are planning your holiday – do you choose a crowded, bustling, active holiday resort rather than a quit, peaceful retreat? YES/NO

2.        You are just settling down in comfortable clothes to an evening with a book or the television when some friends pop in unexpectedly. Are you pleased to see them? YES/NO

3.         You are planning a party with friends. Would you suggest playing games? YES/NO

4.        You are at a dinner party. Your hostess serves up a dish that you think is horrible. Would you refuse to eat it? YES/NO

5.        You are spending an evening at your English teacher’s house. Suddenly, it is announced that everyone must sing, dance, or tell a story to entertain the others. Would you enjoy doing it? YES/NO

6.        Do you feel comfortable when you walk into a room full of people you don’t know? YES/NO

7.        You are in slow-moving traffic. Do you get frustrated and irritable? YES/NO

8.        You arrive just as the lift doors are closing. Would you walk up the stairs rather than wait for the lift? YES/NO

9.        Would you prefer an exciting job with few prospects and no pension to a safe job with good prospects and a pension? YES/NO

10.        Do you like wearing unusual clothes rather than fashionable clothes? YES/NO

11.        Do you usually make your mind up quickly rather than consider each decision thoroughly? YES/NO

12.        Someone is boasting to you about their many possessions. Do you try to impress them by talking about all the things you have? YES/NO

Count up the number of “YES” answers you gave.

Scores:

If you scored between 8 and 12, you are definitely and extrovert.

If you scored between 4 and 8, you are neither totally introvert, nor totally extrovert. Your mood and attitude change according to different situations.

If you scored under 4, you are definitely an introvert.

После подсчета результатов и определения профайла каждого, можно предложить студентам поразмышлять, действительно ли результаты опроса отражают особенности характера каждого из них.

Затем можно предложить тем, кто набрал более 7 баллов, составить перечень преимуществ человека, который является экстравертом, а тем, кто набрал менее 6 баллов, аналогичный список – для интровертов.

В конце, можно попросить перечислить недостатки, которые идут в противовес тем преимуществам, которые были перечислены.

В связи с тем, что опросник выступал в качестве warm-up activity, в рамках этого же этапа студентам предлагается прочитать короткий рассказ-басню про утку и колибри (нектарницу) “Dazzler” by Suniti Namjoshi:

The sunbird was showing off to such a degree, making the light vibrate off her wingtips, obviously and blatantly singing to herself, that the duck frowned. The sunbird ignored her; she was executing a wholly unnecessary somersault. The duck spoke: ‘You ought not to racket and rocket about in quite that manner.’ The sunbird was astonished. She stopped in mid-flight and reversed herself. The duck winced – more showing off. ‘Why not? It’s great fun. Come and try it yourself.’ ‘You spoil the atmosphere.’ The duck was sounding more and more cross. The sunbird by now was bouncing up and down on the end of a twig. ‘What, by flying in it?’ Suddenly she shot high into the air. The duck felt pacified – she had driven away the nuisance, when the sunbird whizzed past. ‘You’re a hyperactive headache!’ the duck shouted. ‘Why? What do I do wrong?’ The sunbird was swinging from a nearby creeper. ‘You occupy space,’ muttered the duck. ‘Not as much as you,’ retorted the sunbird. The duck lost her temper. With a great flapping of wings she rushed at the sunbird. The sunbird dodged. The duck chased her. At last when the duck was certain that the sunbird had gone, she settled down again to sun herself. Three seconds later she heard the sunbird saying, ‘I told you it was fun. Now I’ll chase you and you dodge.’

Question: If you were a duck, what would you do?

(a) practise patience

(b) move

(c) start a campaign to make sunbirds illegal

(d) ask the sunbird for flying lessons.

Этап 3. На следующем этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности студентам предлагается самоорганизоваться, разделившись на 2 группы разного уровня (средний/более сильный),  чтобы параллельно выполнять 2 вида упражнений, для того, чтобы в конце выдать общий результат (причем более сильная группа использует в своей работе наработки, подготовленные группой среднего уровня):

- для группы среднего уровня: работа с лексическим материалом, отбор, логическое расположение, с элементами прогнозирования;

- для группы более высокого уровня: анализ смысловой нагрузки и подтекста прочитанного, сопоставление с результатами опросника, формулировка основной идеи текста.

Первый тип упражнений:

A Выпишите из текста все глаголы и прилагательные, разместив их в таблице следующим образом:

Verbs

Adjectives

Put as many words as you can from the story into these categories. Which list is longer?

B Просмотрите новую лексику – перечень глаголов, используя языковую догадку, и попытайтесь спрогнозировать: если бы мы продолжили повествование, какие глаголы из предложенного списка мы бы использовали для характеристики действий колибри, а какие – для действий утки:

wept        tantalized        groaned        retreated

blustered        whistled        snapped        flashed

C Разместите нижеприведенную лексику - характеризующую утку, либо колибри, либо их обеих - в те области частично совпадающих / перекрывающих друг друга диаграмм, где она более всего уместна. Дополните список своими вариантами.

Are these words appropriate for the duck or the sunbird – or both?

sociable                assertive        calm              dominating

introvert        extrovert        mature        intelligent

sensitive                wise             formal        daring      thoughtful

considerate        exciting        impulsive        interesting

(would be a) good colleague        good parent        good boss

good teacher        good musician     good friend     good dancer

good politician

Второй тип упражнений:

A Сформулируйте Ваши предположения: какое количество положительных ответов на вопросы заполненного Вами опросника дала бы утка? И какое количество – колибри? Сравните Ваши предположения с идеями других участников Вашей группы.

B Какой из двух персонажей басни Вам более близок по духу? Сравните Ваши мысли с предположениями остальных участников Вашей группы и выясните, кого в Вашей группе больше: «уток» или «колибри»?

С Обсудите нижеприведенные утверждения с одним или двумя участниками Вашей группы и выберите одно из утверждений, которое, с Вашей точки зрения, наилучшим образом отражает основную идею короткого рассказа/предложите свой вариант утверждения:

The story is about the conflict between introverts and extroverts.

The story is about different ways of coping with problems in life.

The story is about decision and indecision, and their results.

The story is about __________________________________.

В целях расширения лингвистического кругозора на этом же этапе урока можно предложить выполнить задания, посвященные раскрытию стилистических особенностей жанра «короткого рассказа», а также проиллюстрировать такой художественно-стилистический прием как «аллитерация»:

  • На основе выполненного задания A из первого типа упражнений (распределение глаголов и прилагательных из текста в таблице), обсудить возможные предпосылки очевидного преобладания глаголов действия в рассказе, и того, как это отражается на стиле повествования:

Verbs are usually action words.

If a text has few verbs, is the effect static or calm?

If a text has a lot of verbs, is the effect lively? Action-packed?

What is the effect in this story?

Adjectives are usually descriptive words. Are there a lot of adjectives in this story? What is the effect?

  • По аналогии с встречающимися в тексте вариантами аллитерации (повторением первых, одинаковых, обычно согласных, звуков в серии слов): ‘hyperactive headache’ и ‘racket and rocket’, используемыми для придания тексту большей звуковой выразительности, студентам в группах предлагается, составив список из двух/трех людей, лично знакомых всем присутствующим, либо список знаменитостей, придумать один глагол или прилагательное, которые характеризовали бы каждого из них, а затем добавить к ним по крайней мере по одному слову-аллитерации. Другие участники группы должны догадаться, кого из людей из списка описывают эти фразы-аллитерации.

Этап 4. На этапе рефлексивной деятельности в целях закрепления формирования механизма problem-solving, учащимся одной группы предлагается ответить на финальный вопрос нашего короткого рассказа: ‘What would you do if you were a duck?’

Учащиеся другой группы могут написать четыре варианта развития событий с точки зрения колибри: ‘What would you do if you were a sunbird?’

Участники первой группы выбирают понравившиеся им варианты решения проблемы и анализируют, каким вариантам отдает предпочтение большинство, и пытаются сформулировать, по какой причине.

В завершение можно инициировать дискуссию на тему позерства, показухи и хвастовства:

How is showing off viewed in your society? Are people who show off sometimes admired? Do other people find them irritating?

В небольших группах предлагается описать две ситуации, в которых выпендреж мог бы иметь место гипотетически, и попытаться просчитать, как в таких ситуациях стали бы вести себя люди, присутствующие здесь.

Результаты использования:

1. Развитие коммуникативных и лексико-грамматических навыков (предметный).

2. В ходе поддержания интереса учащихся к обсуждению личностно-значимой темы развитие уверенности студентов в возможности использовать полученные знания в конкретной жизненной ситуации (личностный).

3.  Формирование умения прогнозировать свое речевое поведение в различных ситуациях общения, анализировать предпочтения собеседников, проводить сравнительный анализ на разных уровнях, обобщать имеющуюся информацию, корректно отстаивать свою точку зрения, выдвигать альтернативные предложения и гипотезы (метапредметный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...

Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"

Информационно-интеллектуальная компетентность формируется  в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....

Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"

Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...

Конспект урока по физической культуре:Спринтерский бег. По "Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности педагога" (ТРИИК).

Цели  Сформировать представление о технике спринтерского бега.Ввести нормативы в спринтерском беге.Научить использовать приобретенные знания для достижения высоких результатовОсновное содержание ...