Развитие коммуникативной культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
презентация к уроку на тему

Тарасова Любовь Михайловна

       Данный методический материал презентации можно использовать на итоговом занятии по английскому языку  в рамках программы по дополнительному образованию "Учимся говорить по английски".

Группа учащихся презентует свой проект ,например,по теме "Традиционные английские праздники". Участвуя в презентации,подростки демонстрируют свои способности и умения,а одноклассники оценивают их достижения.

     Готовясь к презентации, ученики знакомятся с коммуникативной технологией -"Школьное шоу".Учащимся предлагается побыть некоторое время в роли рекламных агентов и как можно убедительнее дать рекламу по теме, они сами определяют ее цель.

"Зрители " получают возможность оценить выступление  при помощи карточек трех цветов.Выступающие  имеют право попросить слушателей обосновать свой выбор.(см. приложение).

   В ходе занятия ученики познакомятся с процедурой выполнения  упражнения "Гляжусь в себя,как в зеркало..". Это поможет им адекватно оценить свои речевые умения и определить трудности с речевым высказыванием. Развивать потребность поддержки сверстников в формировании речевых умений.(см.приложение).

    Ученики развивают в себе умения активно общаться в ходе учебных занятий.Учащихся можно и нужно учить коммуницировать в рамках школьного урока уже с младшего возраста.

     Учитель может средствами своего урока помогать учащимся преодолевать проблемы в общении. С течением времени у них формируется мотивация компетенции,которая предшествует учебной компетенциии и учебным достижениям школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативной культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

Слайд 2

Развитие коммуникативной культуры Формирование Универсальных Учебных Действий является важнейшей задачей современной системы образования. В составе основных видов УУД выделяется коммуникативный блок. Государственные стандарты общего образования считают эту сторону одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникация рассматривается в своем полноценном значении, начиная от установлении контакта до осуществлении совместной деятельности. С точки зрения достижения целей образования по ФГОС коммуникация имеет ключевое значение для психического и личностного развития ребенка. Содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становление личности.

Слайд 3

Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе является : Умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; Умение не только высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать ,и уступать; Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Слайд 4

Основные составляющие организации совместных действий Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст для совершенствования способности объяснения учеником содержания совершаемых действий в форме социализированной речи(планирование, контроль, оценка). Необходима организация совместной деятельности учащихся: которая целенаправленно и систематически будет формировать в ходе обучения базовые коммуникативные компетенции поможет многим учащимся преодолеть негативные индивидуальные особенности(неуверенность в себе, демонстративное и агрессивное поведение и т.д) и вытекающие из этого трудности в развитии коммуникативных умений(умение отказывать, говорить перед классом, вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении).

Слайд 5

Роль иностранного языка в развитии коммуникативной культуры у младших школьников " Иностранный язык " как учебный предмет уникален по своим образовательным возможностям и является важнейшим средством воспитательного воздействия на личность. Обучение межкультурному общению способствует: Общему речевому развитию учащихся Развитию коммуникативной культуры Формированию активной жизненной позиции Содержание обучения ИЯ составляют коммуникативные умения по всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму .

Слайд 6

Образовательная программа дополнительного образования детей по внеурочной деятельности "Учимся говорить по английски". В течении учебного года группа учеников 4а кл. посещала занятия в рамках данной программы по внеурочной деятельности. Целью программы было: Развитие способностей и коммуникативной культуры у учащихся. Преодоление проблем и затруднений возникающих при общении.

Слайд 7

Мы работали над проблемами: Как связно построить речевое высказывание Как научиться слушать Как участвовать в споре, игре Как преодолеть неуверенность в себе перед выступлением, свободно говорить перед классом Как научиться считаться с мнением других Как отстаивать свои убеждения Как высказывать свою мысль образно, ярко

Слайд 8

Анализ проблем коммуникативной культуры у учащихся В конце учебного года проведено итоговое занятии с использованием элементов коммуникативных технологий. цель: выявления затруднений в коммуникативном общении. 1. выполнено упражнение для развития коммуникативной мотивации "Гляжусь в себя ,как в зеркало", 2.ученики через анкеты оценили свои речевые умения и определили трудности. 3.В ходе тренинга "Разговор в круге " они тренировали свободное говорение , коммуникативную культуру. 4.В ходе тренинга "Рекламная компания" учащиеся учились убедительно презентовать свою внеурочную деятельность по английскому языку. 5.Ученики – зрители оценивали выступление, обосновывали свой выбор. 6.В конце занятия учащиеся выработали критерии, отличающие " Убедительное обращение".



Предварительный просмотр:

                                         Приложение

Упражнения для развития коммуникативной мотивации учащихся

Упражнение 1.       Гляжусь в тебя как в зеркало.

Цели упражнения:

-помочь учащимся адекватно оценивать  свои речевые умения и определить  трудности, связанные с речевым высказыванием.

-развивать потребность поддержки сверстников в формировании речевых умений

Процедура выполнения упражнения.

Учитель предлагает учащимся в  течении 5 минут заполнить анкету, опрос проводится анонимно.

Учащиеся обмениваются анкетами, обсуждают их, определяют общие проблемы коммуникации, касающиеся всего класса.

Результат оформляется в виде плаката или записей на доске. Таким образом получится общее зеркало речевой коммуникации класса, которое позволяет построить дальнейшую работу с классом в этом направлении.

Материал для выполнения упражнения

-анкета

-фломастеры

Ватман  

                                                   Анкета

                        Уважаемый участник анкеты!

        Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом.

В настоящей анкете ты можешь запечатлеть свой опыт. Напротив предложений поставь знак «+» или  «- » в колонке «скорее тяжело», либо в колонке «скорее легко», в зависимости от того, насколько ты считаешь данное высказывание по отношению к себе правильным или неправильным.

Отвечай честно и откровенно. Помни трудности могут быть у каждого и у твоих одноклассников тоже, потому что это –нормальное явление.

Определив трудности ,гораздо легче их преодолевать.

Если сомневаешься в выборе ответа на тот или иной вопрос, пригласи учителя. Он тебе ,несомненно, поможет.

              Коммуникативные умения

скорее

Скорее

 Сделать это мне…..

легко

тяжело

Говорить перед классом

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

Отвечать у доски

Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания

Увлечь одноклассников своим ответом

Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии

 Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

 Внимательно и заинтересованно слушать своих одноклассников

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить

Сообща работать в группе

Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе

Упражнение 2      Рекламная компания

Цели упражнения

-тренировать свободное говорение учащихся, коммуникативную культуру.

-учить представлять свой проект и внимательно, с уважением относиться к проектам своих одноклассников.

Процедура выполнения упражнения

      Это упражнение можно использовать как в учебной работе по предмету, так  и в воспитательной работе. Оно уместно в изучении таких предметов, как иностранный язык и др.

    Учащимся предлагается побыть некоторое время побыть в роли рекламных агентов и убедительно дать рекламу мероприятия, проекта. Например, знакомство с традициями и обычаями страны и др.

     Группы по 5-6 человек готовят рекламное «обращение»  и представляют свои рекламные проекты перед классом.

     После каждого выступления зрители получают возможность оценить возможность оценить выступление при помощи карточек трех цветов: зеленая-«очень убедительно», желтая-«убедительно», красная-«не очень убедительно». В конце упражнения вырабатываются критерии, отличающие убедительное обращение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям,  к  незнакомому для школьников окружению.  Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке литературы

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры школьников является одной из важных в современном образовании. ...

Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)

В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания нос...