Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке литературы
статья по литературе
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры школьников является одной из важных в современном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 507 Московского района
Санкт – Петербурга
Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке литературы
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры школьников является одной из важных в современном образовании.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из основных факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
О.Ю. Богданова отмечает, что, осуществляя речевое развитие детей на занятиях по литературе, педагогу следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее её осуществление. Общение рассматривается как деятельность практическая.
Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план.
Важность этого отмечал психолог А.Н.Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».
Задача педагога - помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Именно преподаватель литературы и русского языка должен научить обучающихся логично и связанно строить речевое высказывание, слушать себя и других, участвовать в диспутах, спорах, дебатных играх, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению на уроках, научиться считаться с мнением других и отстаивать свои убеждения.
Интенсификация коммуникативного обучения на уроках литературы – это возможный путь, который поможет и педагогу и обучающимся ощутить удовлетворённость и успех в процессе учебной деятельности на уроке литературы. Если каждый воспитанник разовьёт в себе умение активно общаться в ходе учебных занятий, а педагог поможет ему в этом не на словах, а на деле – возрастёт эффективность урока.
Поставив перед собой задачу развития коммуникативных умений обучающихся, мы подобрали основные формы учебной коммуникации, которые можно использовать на уроках литературы.
Монологические формы речевой коммуникации:
- выступление с готовой заранее речью;
- пересказ;
- доклад;
- сообщение;
- ответы на вопросы;
- выступление с неподготовленной речью;
- критика;
- доказательства и опровержения.
Диалогические формы речевой коммуникации:
- беседа в парах/группах;
- дискуссия;
- дебаты;
- ролевая игра;
- театрализация;
- защита проекта.
На уроках литературы используются инновационные технологии и методики, направленные на воспитание и развитие ребенка как субъекта познания, общения, оценки, деятельности, собственной жизни, который способен мыслить и творить, любить и сопереживать, развивать себя по законам красоты и добра. К числу таких технологий относятся: методика проблемного обучения, проектная и игровая технология.
В рамках игровой технологии мы используем игры для развития коммуникативной мотивации обучающихся («Гляжусь в себя как в зеркало», «Разброс мнений», «Карикатуры»), коммуникативных умений и свободного говорения («Моё мнение о…», «Редакторы», «Книжная ярмарка», «Творческий ландшафт», «Как наше слово отзовётся», «Разговор на заданную тему», «Речевая карусель»).
Методика проблемного обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. На уроках литературы, при изучении художественных произведений, рассматриваются следующие проблемы, которые действительно интересны обучающимся и являются для них личностно значимыми: проблема ответственности, проблема чести и совести, проблема отцов и детей, проблема истинного и ложного патриотизма, проблема добра и зла, проблема коррупции и т.д.
Проектная технология ценна именно тем, что в ходе ее выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что именно воспитанник, а не педагог определяет, что будет содержаться в проекте, в какой форме и как пройдет его презентация.
Проект – это возможность для обучающихся выразить свои собственные идеи в творческой форме. Не случайно современный этап развития методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности в обучении русскому языку и литературе, так как он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Межпредметные знания, полученные в результате освоения обучающимися нескольких учебных предметов и, главное, универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникационные и др.), активно применяются как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях.
Общение в учебном заведении и в пределах урока - это не только особый тип коммуникации, который никто в жизни не сможет избежать, но и особый тип социальной адаптации. Это время превращения индивида в члена сообщества от новичка до продвинутого члена группы.
Социализация в данном случае означает передачу правил поведения, в том числе и языкового, и контроль за их соблюдением.
Эта культура не формируется стихийно: необходима длительная, целенаправленная работа в ходе обучения и в большой степени формирование коммуникативной компетентности обучающихся происходит на уроках литературы.
Литература
1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю.Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чёртов; Под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 400 с.
2. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – Минск, 1995 – 239 с.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993 – 115 с.
4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки воспитанников учреждении для детей-сирот к самостоятельной жизни "Построй себя сам" и программа на развитие коммуникативной культуры школьников с занятиями
Программа "Построй себя сам" предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме, состоит из 13 разделовДанный курс по программе на развитие коммуникатив...
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка
...
"Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"
Доклад на тему "Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"...
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)
В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания нос...
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...