Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку
В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания носителей языка, понимать уместность использования тех или иных фраз в различных ситуациях общения. В отсутствии естественной иноязычной среды такая способность может быть сформирована у ребенка только учителем иностранного языка. Формирование коммуникативной культуры школьников состоит в развитии речевых умений (говорение, чтение, аудирование, письмо) при попутном знакомстве с культурными и историческими реалиями стран изучаемого языка и создании ситуации общения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова А.В., учитель английского языка
ГБОУ СОШ №564 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)
Процесс глобализации и развитие электронных средств связи превращают мир в единое коммуникативное и поликультурное пространство, в котором люди должны быть способны сотрудничать друг с другом и находить совместные решения глобальных проблем. По этой причине возникли идеи об обучении межкультурному общению как одной из необходимых составляющих изучения иностранного языка. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом в области иностранного языка одной из главных целей в обучении языкам является формирование коммуникативной культуры личности.
В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания носителей языка, понимать уместность использования тех или иных фраз в различных ситуациях общения. В отсутствии естественной иноязычной среды такая способность может быть сформирована у ребенка только учителем иностранного языка. Формирование коммуникативной культуры школьников состоит в развитии речевых умений (говорение, чтение, аудирование, письмо) при попутном знакомстве с культурными и историческими реалиями стран изучаемого языка и создании ситуации общения на уроке.
При планировании урока учителю стоит ставить такую цель чтобы она соответствовала реальной, а не искусственной ситуации общения и помогала учащемуся осознать пути ее достижения. Допустим, на уроке учитель предлагает рассказать о жизни в своем городе сто лет назад, но для этого нужно использовать Past Simple (прошедшее время). Учитель использует вопрос: «What was there in your city 100 years ago?» (Что было в твоем городе сто лет назад?) для создания проблемной задачи и определения речевой ситуации. Следовательно, учитель соединяет и коммуникативную потребность, и цель – употребление прошедшего времени в речи. То есть в основе преподавания лежит принцип осознанности.
Также в своей практике, помимо учебника, я использую аутентичные языковые материалы (видео, подкасты, статьи), что позволяет учащимся познакомиться с «живым» языком. Не секрет, что в школах изучается так называемый «королевский» английский и чаще всего, попадая в англоязычную среду, ученики впадают в панику, не понимая, о чем вокруг него говорят. Во избежание подобного я часто задаю ситуацию общения с определенными условиями. Например, вам нужно спросить у человека «Как твои дела?» учитывая, что: а) это ваш начальник, б) это ваш старый друг в) это ваш сосед? Таким образом школьники учатся выбирать подходящие конструкции в зависимости от ситуации и условий коммуникации.
Следующий вид работы, который я часто использую на уроке, это перефразирование высказываний при помощи фразовых глаголов, идиом и фразеологизмов, которые являются неотъемлемой частью разговорного языка. Таким образом учащиеся получают возможность научить выражать одну и ту же мысль разными способами.
В отсутствии реальной коммуникации с носителями языка формирование коммуникативной компетенции происходит в общении на языке с одноклассниками и учителем. Для создания ситуации общения и применения полученных знаний я использую сюжетно-ролевые задания, что также позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению языка. К таким заданиям относится составление диалога с заданным развитием сюжета, на более высоком уровне изучения с заданным итогом. Часто уроки проходят в формате дебатов, где группы учащихся формируют и защищают свое мнение по тому или иному вопросу, что особенно ценно для подросткового возраста.
Одним из способов знакомства с культурными и историческими реалиями изучаемого языка я считаю веб-квесты, сравнительно недавно появившуюся в нашей стране технологию. Выполняя задания веб-квеста ученики активно пользуются ресурсами Всемирной паутины, посещая различные иноязычные ресурсы в поисках необходимой информации, что способствует развитию речевых навыков, а также формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Подводя итоги хочу еще раз обозначить ключевые принципы моей работы при обучении школьников иностранному языку:
- использование аутентичных материалов;
- постановка цели от ситуации общения к средствам достижения коммуникации;
- знакомство с различными вариантами английского языка и развитие умения выражать свои мысли разными способами;
- использование современных технологий для познания культурных особенностей других стран;
Гармоничное и разумное сочетание этих приемов и методов позволяет воспитать ученика с широким кругозором, не ограниченного стереотипами, готового к диалогу культур, то есть способствует формированию коммуникативной культуры личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/31/picture-434783-1409474765.jpg)
Использование форм групповой и парной работы как средства развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Из моего опыта работы на уроках английского языка (УМК "Английсктй нового тысячелетия")...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-259505-1391695777.jpg)
Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны
В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-930422-1497397509.jpg)
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/31/picture-1076582-1541011406.jpg)
Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке литературы
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры школьников является одной из важных в современном образовании. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1170478-1570114870.jpg)
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...
Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников....