«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»
статья по музыке по теме
Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям, к незнакомому для школьников окружению. Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно наладить контакт со сверстниками. Развитие коммуникативных учебных действий на уроках музыки помогает школьникам обрести социальную компетентность и научить детей интегрироваться в группе сверсников и строить продуктивное сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_navyki.docx | 46.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Прогимназия №2»
«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного
возраста на уроках музыки»
Учитель музыки высшей категории
Фламенбаум Ольга Анатольевна
г. Воркута
2011г.
Главной задачей, стоящей перед учителями на сегодняшний день, является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом у школьников трудностей. Не секрет, что современные школьники испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям, к незнакомому для них окружению. Многие из них, попадая в начальные классы школы, имеют весьма, недостаточный опыт общения со сверстниками. На это могут быть самые различные причины, например: наличие одного ребёнок в семье, невозможность посещать детское дошкольное учреждение до поступления в школу, проблемы с правильным произношением и плохой дикцией, скудный словарный запас. Многим ребятам, присущи такие черты характера как застенчивость и робость, и поэтому, наладить контакт с такими первоклассниками учителю всегда довольно трудно.
Эффективность же обучения, как известно, зависит от гармоничного развития психических функций ребенка, как-то: память, мышление, внимание, воображение. Содержание и способы общения учителя и ученика на уроке, должны активизировать и развивать у ребёнка способности к регуляции собственного поведения, определить образ собственного «Я» как систему представлений школьника о себе, дать целостно – образного восприятие об окружающем его мире. Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей и формируют умения:
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен соответствовать законам музыкальной выразительности и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли уважительно относится к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко, по сути обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.
Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным учебным универсальным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В своей работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках музыки, я выделила для себя такие критерии сформированности коммуникативных УУД:
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками:
согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания
Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения:
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение договариваться, находить общее решение
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества:
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Ориентация на партнера по общению:
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Умение слушать собеседника:
учет разных мнений и умение обосновать собственное, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Я использую такие формы работы, как работа в парах, групповая работа.
Работа в парах. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.
Одна-две пары работают у доски, чтобы дети хорошо восприняли алгоритм работы. Даю задание, ставлю цель. Например, прошу по карточкам простучать ритм (ритмическую формулу) изображенного слова (картинки или по нотам). Второй человек из пары должен проконтролировать правильность выполнения задания. Затем спрашиваю: кто ещё хочет показать нам, как это делать? И объясняю, что вот сейчас будем работать так за партами.
Теперь все так работают. По моей команде учителя простукивает ритм первый ребенок, а второй контролирует правильность выполнения. Потом по команде меняются ролями.
На следующем уроке можно повторить алгоритм, но пересаживаются дети "на одного человека вперёд", - строго по моей команде. Я пересаживаю почти каждого "за руку".
Через несколько уроков дети уже прекрасно усваивают алгоритм работы и довольно хорошо нарабатывают умение общаться и работать в парах.
Поэтому тема мне эта очень интересна.
Еще можно раздвинуть столы к стенам, поставить стулья в круг и сесть в круг теми же парами. Теперь они по очереди, - по кругу, - выстукивают ритмические формулы картинок (это уже не парная работа, а фронтальная "один говорит и работает - все слушают"). Если партнёр что-то не точно делает, то другой ученик тут же поправляет.
Универсальным учебным действием при работе в парах служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Групповая работа. Я вижу большие плюсы в использовании групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД, так как:
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
На своих уроках я обязательно применяю различные составляющие музыкальной терапии, такие как: вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания, скороговорки, музыкально – двигательные упражнения.
Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение ещё иначе называют омузыкаленной речью. Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Здесь также играет свою роль и стеснение,так как не все могут сразу свободно петь. В этой ситуации можно использовать для начала скороговорки, которые оказывают огромную помощь в речевом развитии младших школьников. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Я использую этот приём перед исполнением песен. Работу со скороговорками я провожу следующим образом. Вначале произношу текст медленно сама. Затем, разбиваю её на несколько частей (для разучивания) и произношу её с группами школьников (по рядам). Затем произносим её всем классом, по жесту моей руки постепенно ускоряя темп.
Примеры скороговорок:
Прохор и Пахом ехали верхом. Тощие щёки у тощей щуки.
Дружба дружбой - служба службой. Федот, да не тот.
Дед Евсей пасёт гусей. Водолаз вёз воду из водопровода.
Чешуя у щучки, щетина у чушки. Курьера курьер, обгоняет в карьер.
У ежа ежата, у ужа ужата. Сорок сорок съели сырок.
Скороговорки можно использовать не только для речевого развития, но и для формирования навыков правильного дыхания. От правильного вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения вокального произведения. Упражнение «Горка» на развитие долгого и ровного выдоха основано на русской скороговорке про Егорку. Оно развивает длину выдоха, дикцию. Выполняется как в группе, так и индивидуально. Нужно нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки жили – были три Егорки…
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…. И.д. Количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт больше Егорок.
При знакомстве с музыкальными и шумовыми звуками, провожу на уроках такие игры, как: «Весёлая песенка», «Что шумит, кто звучит?», «Шумит, поёт, играет». Эти игровые задания развивают представление школьников о мире звуков вокруг них, учат различать музыкальные и шумовые звуки, развивают тембровый и музыкальный слух, прививают навыки коллективного игрового творчества. В этих играх, я пользуюсь карточками с изображением различных предметов, способных издавать какие-либо звуки. Школьники называют предмет или объект, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой. Когда предметы определены, игроки с карточками в руках могут спеть весёлую песенку в соответствии с тем или иным изображением по «цепочке». Примеры вопросов и ответов: Колокольчик – звенит, пчёлка - жужжит, волна – шумит, дудочка – играет. Примеры карточек:
Аналогичную игру «Шумит, поёт, играет» можно выполнять в различных вариантах. Небольшими группами по очереди, всем классом, с учителем или водящим-ребёнком. В игре «Что шумит, кто звучит?» использую детский мяч. Дети, стоят в кругу, лицом друг к другу. В центре – водящий с мячом в руках. Он бросает каждому играющему мяч и называет любой предмет. Играющий ловит мяч и называет звуки, присущие этому предмету.
Например: молоток – стучит, стекло – звенит, море – шумит, скрипка – звучит, гром – гремит и т.д.
В роли ведущего выступает учитель, или один из обучающихся. У этой игры возможен ещё один вариант. Сначала водящий называет действие звучащего предмета, а игрок должен назвать сам предмет. Например: шуршит – мышь, скрипит – дверь, звучит – фортепиано и т.д.
Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков, играет, по моему мнению, танцевально-двигательная терапия. Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Я в своей практике применяю на уроках музыки исполнение песен с движениями в характере музыки, провожу на уроках небольшие музыкальные физкульт - минутки, придумываю вместе с учениками небольшие музыкально-ритмические номера на песни с ярким, образным содержанием. Например, моим ученикам очень нравятся такие песни как, «Аэробика для Бобика» муз.Д.Тухманова, «Зверобика» муз А. Савельева, «Пластилиновая ворона» муз.Г.Гладкова.
Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.
Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому, чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками.
Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока. Это: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).
Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии.
Они усиливают положительную мотивацию к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке, формируют информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся, дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и.д.).
Наличие компьютера, DVD, проектора позволяет мне широко использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.), включать видео- вопросы при проведении тестирования при завершении изучения больших тем и разделов учебной программы.
Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, позволяют мне формировать коммуникативные умения и навыки буквально с первых уроков. В конечном итоге, эта работа способствует повышению статуса предмета «музыка» среди других школьных дисциплин, хорошими результатами обучения моих учеников. Создаётся благоприятная атмосфера на уроке, помогая детям научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении общих задач.
Используемая литература:
- ФГОС начального общего образования;
- Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие / составитель Трифонова И. – Спб., 2000;
- Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика при вашей болезни (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. – Ростов-на-Дону: Издательство «Баро-пресс», 2004;
- «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» (Сост\автор Ю.Круглов) – М.Просвещение,1990;
- «Весёлые уроки музыки в школе и дома» Атор-составитель З.Бугаева.М.ООО «Издательство АСТ».
- Интернет-ресурсы.
- «Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения», М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки воспитанников учреждении для детей-сирот к самостоятельной жизни "Построй себя сам" и программа на развитие коммуникативной культуры школьников с занятиями
Программа "Построй себя сам" предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме, состоит из 13 разделовДанный курс по программе на развитие коммуникатив...
Конспект открытого занятия - "Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста".
Может быть использован на уроках общения....
Опыт формирования коммуникативных данных детей младшего школьного возраста
писан опыт формирования коммуникативных данных детей младшего школьного возраста...
Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые...
Развитие коммуникативной культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
Данный методический материал презентации можно использовать на итоговом занятии по английскому языку в рамках программы по дополнительному образованию "Учимся гов...
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"
В статье расскрывается понятие "координационные способности" как функции центральной нервной системы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных спо...