Особенности подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по Лексике и Грамматике
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс) на тему

прокошева кристина игоревна

Данная статья актуальна сегодня, так как каждый учитель готовил обучающихся к ЕГЭ или ГИА.Здесь подробно приведены современные методы изучения лексики и грамматики, автор делится личным опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.71 КБ
Файл statya_2.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по Лексике и Грамматике

Подготовила статью учитель английского языка

Г.Вольска Саратовской области

МОУ СОШ №4

Прокошева Кристина Игоревна

Аннотация.

Статья составлена молодым специалистом Прокошевой Кристиной Игоревной 24.09.2016г.Данная статья актуальна сегодня, так как каждый учитель сталкивался с ситуацией, когда ученик готовился к сдачи ГИА. Это всегда ответственный момент, каждый ученик является представителем, «лицом» своего учителя. Здесь подробно приведены современные методы изучения лексики и грамматики, автор делится личным опытом.

Обычно на выполнение заданий по лексике и грамматике английского языка на ГИА (государственная итоговая аттестация) дается всего 30 минут. За это время обучающийся должен решить несколько языковых задач с использованием ранее полученных знаний грамматики. Подготовка к ГИА должна сопровождаться повторением пройденного материала и закреплением важнейшей составляющей английского языка – базовых разделов грамматики. Только знания частей речи и особенностей построения словосочетаний и предложений помогут правильно выполнить все тестовые задания и упражнения.

Количество баллов, которые учащийся сможет «заработать» на экзамене за счёт знания грамматики, ничтожно мало по сравнению с баллами, которые может обеспечить хорошее знание лексики. Однако работать с грамматикой учителю привычнее и понятнее, чем совершенствовать лексические навыки учащегося. Проблема работы с лексикой же состоит в том, что учителю нужно не только разработать комплекс условно-речевых или речевых упражнений по той или иной группе лексических единиц - сами эти лексические единицы необходимо тщательно отобрать. Современные учебники по английскому языку, как отечественного, так и зарубежного авторства, имеют один и тот же серьёзнейший недостаток. Перенасыщая учебник лексикой, авторы зачастую не предлагают никаких упражнений для отработки этой лексики. Логика таких авторов, разумеется, понятна — перенасыщение учебника лексикой предполагает, что учитель сам отберет нужные лексические единицы, а что именно учитель отберет, автор, разумеется, предвидеть не может. Исключение составляют речевые клише, этикетные слова. Я, молодой специалист, работаю в школе около 4 лет, мне было сложно разработать программу по подготовке учеников. Конечно сейчас полно учебных пособий и демоверсий, но бывает этого недостаточно. Мы имеем дело с детьми, которых чтобы заинтересовать надо идти на маленькие хитрости.

Особенности аттестации

ГИА по английской лексике и грамматике – это набор заданий, состоящий из более чем 10-ти вопросов. Большинство из них – на грамматическое и лексическое преобразование слов. Например, дано предложение, где нужно существительное преобразовать в прилагательное определенной степени с добавлением суффикса. В данном случае важно обращать внимание на окончание слова. В стрессовой ситуации, в связи с дискомфортной атмосферой экзамена, легко запутаться и сделать ошибки, которые повлияют на итоговый результат, при этом суть предложения может быть передана верно. Как этого избежать:

  • Необходимо готовиться весь предэкзаменационный период. Для этого не лишним будет пролистать учебники младших классов, в которых заложена вся основа грамматики.
  • Перед экзаменом еще раз просмотреть все моменты, в которых обычно возникают трудности и ошибки.
  • При ответах на вопросы ‒ начинать с простых заданий и затем возвращаться к более сложным. Это поможет сэкономить значительную часть времени. Так как сидя над одним вопросом 5 минут, можно не успеть сделать даже самые понятные и легкие задания, а это повлияет на результат не в лучшую сторону.
  • Следить за правильностью написания слов. Ведь даже если ответы на вопросы были даны верно, но есть несколько орфографических ошибок, увы, баллы будут сняты. При подготовке неплохо будет лишний раз открыть учебник или словарик, чтобы просмотреть написание слов, в которых есть сомнения.

Подготовка

8й класс – время подготовки к ГИА в 9-м классе. Для этого необходимо уделить много внимания грамматике английского, освежить в памяти весь курс школьной программы и добавить новые знания. Хорошим способом подготовить своего ребенка к ГИА, а потом и к ЕГЭ, станут индивидуальные занятия с репетитором или посещение специализированных курсов в языковых школах.

Благодаря специально разработанным методикам подготовки учащихся к испытательному периоду, подготовка проходит быстрее и эффективнее. Ученик запоминает материал гораздо лучше. Этому способствуют:

  • отсутствие заучивания;
  • объяснение и акцентирование внимания на сложных разделах грамматики;
  • использование визуальных и электронных материалов;
  • примеры использования грамматики английского на понятных интересных и современных темах.

Методы подготовки обучающихся по лексике

- использование современных технологий( компьютера и интернета), регистрируемся на англоговорящих сайтах, группах, выполняем всевозможные задания. На многих сайтах можно учить в день определённое количество слов бесплатно и выполнять разнообразные упражнения на их отработку, зарабатывать баллы, ученикам нравится соревноваться с учителями. Участвуем в он-лайн конференциях на английском, олимпиадах, конкурсах, общаемся с носителями языка.

- смотрим фильмы с субтитрами, мультики, видео-диалоги

- проводим англоязычные мероприятия в школе.

-  готовим проекты, презентации по каждому разделу учебника

- стараемся читать дополнительную литературу в оригинале

- учим песни, поём, стихи, устраиваем конкурсы чтецов

- отрабатываем фразовые глаголы, учим идиомы, пословицы и поговорки

Разумеется, грамматика неразрывно связана с лексикой, и "окунаться с головой" лишь в одну из них несообразно. Если лексика - это пласт знаний, постоянно нуждающийся в обновлении и расширении, то грамматика английского языка - статичное понятие, имеющее довольно ограниченный круг правил. В связи с этим на начальном этапе обучения к грамматическому строю английского языка стоит отнестись вдвойне внимательно.

Методы подготовки учащихся к грамматике

  • -  изучение правил и тренировка с использованием учебника, методических пособий, таких как
  • Headway
  • Round Up
  • Face2Face
  • Streamline
  • Cutting Edge

Из российских авторов стоит отметить таких, как Галицинский, Бонк, Верещагина. Одним из самых востребованных среди тех, кто начинает изучать грамматику английского языка является Essential Grammar in Use от Raymond Murphy. Это одно из лучших изданий не только для новичков, но и для всех, кто хочет отлично разобраться в базовых правилах языка.

- заучивание правил, исключений

- он-лайн тесты

- брей ринги

В заключении хочу сказать что это очень долгая и кропотливая работа, которая занимает ни один год и здесь важна взаимосвязь всех членов команды- учителя, ученика и их родителей



Предварительный просмотр:

Актуальность данной статьи в современном подходе к подготовке обучающихся к ЕГЭ письменной части, учитель делится опытом, приводит научные аргументы и доводы.

                                                                                                 Подготовила :

учитель английского языка

 Прокошева Кристина Игоревна  

учитель английского языка

МОУ СОШ 4 г.Вольска

 Саратовской области

 

«Совершенствование навыков письменной речи на уроках английского языка- залог успешной сдачи экзамена»

The mere process of writing is one of the most powerful tools we have for clarifying our thinking. I am never as clear about any matter as when I have just finished writing about it.
James Van Allen.

Я нашла известные слова Джеймса Ван Алена и мне кажется они идеально подходят для моей статьи. В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в соответствии с этим заказом. Вместе с ним менялись цели и задачи обучения. На настоящий момент обучающиеся готовятся к ОГЭ после 9 класса и к ЕГЭ после 11, которые состоят из нескольких частей, одна из них письменная часть.

Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна и та же графическая система языка. Таким образом, как мне кажется, письмо идеально подходит для систематизации знаний и умений учащихся, их самоконтроля и самокоррекции. Так же стоит учитывать, что овладение устной речью упрощает часть письма, ведь если обучающийся хорошо подкован в ораторском умении, ему не составит труда изложить это всё на бумаге.

Следует иметь ввиду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном случае научить учащихся писать те же тексты, которые любой образованный человек может писать на своем родном языке. Это может быть:

  • заполнение анкет
  • написание различного рода писем и ответов на них, включая как официальные, так и личные
  • составление резюме, биографий, автобиографий
  • написание различных заявлений
  • написание рецензий
  • написание аннотаций
  • написание докладов
  • написание сочинений, эссе
  • написание поздравительных открыток
  • написание записок и т. д.

На уроках английского начиная с 4 класса мы начинаем писать поздравительные открытки, заполняем анкеты, пишем записки, в 7-8 классе учимся писать сочинения, рецензии, доклады, в 9-11 классах это уже эссе.

Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост, но если работа над ее развитием начата на раннем этапе обучения иностранному языку и соблюдаются такие принципы как последовательность и систематичность, то результат не заставит себя долго ждать.

Если говорить об этапах обучения, то следует рассмотреть следующие:

  1. Обучение графики;
  2. Обучение орфографии;
  3. Обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов);
  4. Обучение написанию различных письменных текстов (написание резюме, писем различного характера и назначения, заполнение бланков, написание статей, рецензий на книги, фильмы или выставки, написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни, написание инструкций, репортажей и др.)

- упражнения на написание отдельных букв, полностью или частично совпадающих в английском и русском языках (например: Aa, Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr и др.)
- упражнения на списывание, копирование отдельных слов, фраз, предложений текста
- упражнения на звуко - буквенный анализ отдельных буквосочетаний
- составление тематических словарей
К специальным упражнениям, развивающим навыки орфографии, относятся:
- копирование слова, текста, т. е. списывание с целью усвоения основных правил орфографии и пунктуации
- списывание, осложненное дополнительными заданиями. Например: подчеркиванием указанных букв или буквосочетаний, заполнением пропусков недостающими буквами или словами с трудным написанием и др. 
- группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; производных слов с указанным суффиксом и т.д.)
- орфографические игры (кроссворды, чайнворды, загадки, лото и т.д.)
- диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, самодиктант
- упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-монографы).

Можно воспользоваться следующими идеями для 10-минутного письма, в котором учащиеся учатся кратко излагать свои мысли и в то же время развивать их. Вот они:

-Softly falling snow is like…

-Sometimes I feel…

-When I see…I remember…

-When I hear…I think of…

-I wonder…

-Tomorrow…

-I cannot… but I can…

-Once I…but now…

A little…is…

As for me….

I think that…..

As far as I know….

На лето или на каникулы старшеклассникам можно предложить завести дневник, где бы они коротко описывали происходящие с ними события. Интересной формой письменных творческих заданий может быть написание стихотворений, где учащиеся могут сочинять как свои собственные стихи, так и лимерики по образцу. Например, управляемым поэтическим упражнением является стихотворение, которое сочиняется в ответ на специально подготовленные вопросы или по шаблону.

Письменные задания могут быть в форме психологических опытов. Например, учащимся предлагается ответить на вопросы.

Важной частью письменных заданий является планирование письменной речи. Оно может принимать различные формы:

  • mind-map (в центре главное понятие, от него расходятся идеи для написания работы)
  • brainstorming (секрет этого способа - думать быстро и воздерживаться от критики. Слова «это не подходит, это уже было и т.п.» снижают энтузиазм и перекрывают источник идей.
  • freewriting- это уровень предложений, можно позволить детям допускать ошибки.
  • list-making and scratch outlining (используются для организации идей, мыслей. Особенно это необходимо, когда вы имеете много информации. Чтобы написать список надо написать тему, а потом ее детализировать).
  • questioning (традиционно это 5-«W» и «H», т.е. why? what? who? when? where? how?)

На последних уроках по каждой теме учащимся можно предложить подготовить творческий проект. При его подготовке у учащихся непременно формируются навыки письма, так как проект предполагает наличие наглядного материала, описание различной информации, интервью, выписывание различных фактов и их оформление. Здесь очень эффективна работа в парах или группах.

Исполнение письменного замысла зависит от того, как учащиеся владеют варьированием стиля и объема письменного произведения речи. Формированию этого умения способствует сравнение и анализ разных текстов. Подобный опыт позволяет учащимся подражать в письменной речи как официальному, так и разговорному стилю. При обучении важна тренировка воображения. Возможны задания, начинающиеся со слов « Imagine that you are…».

Также к заданиям на развитие письменной речи относятся такие, как составление рассказов по картинкам, составление кроссвордов по теме, написание собственно сочинений. В школе дети в основном пишут, чтобы показать, что они знают ту или иную сумму слов по определенной теме, умеют создавать тезисы и организовывать параграфы, чтобы показать как они умеют пользоваться знаками препинания и уровень владения грамматикой.

Сейчас, в век информатизации, люди стали писать настоящие письма реже, но зато на первый план выходит смс-общение и общение в интернете. Сотни слов имеют SMS-эквивалент, SMS-язык стал вторым для миллионов людей, особенно для англоязычных пользователей. К сегодняшнему дню этот способ общения является одним из самых распространенных. Подобное явление наблюдается почти во всех странах, национальных языках, но особенно SMS-сокращения распространены в США. Все это тоже требует определенных знаний и умений, связанных с письменной речью. Современным школьникам будет интересно познакомиться со списком смс - сокращений слов и предложений. Это внесет некоторое разнообразие и повысит интерес учащихся к изучаемому языку, а также сблизит их со сверстниками из англоязычных стран. Задания на «зашифровку» письма в стиле смс им очень нравятся. В качестве примеров можно привести такие сокращения:

  1. Одна буква или цифра заменяет целое слово: be – b (быть); ate – 8 (ел); see– c (смотреть); for – 4 (четыре); are – r; to/too – 2 (два);you– u (ты); why – y (почему).
  2. Одна буква или цифра заменяет слог: activate – activ8 (активизировать); great – gr8 (отлично); mate – m8 (товарищ); later – l8r (позже); before – b4 (вперед, перед); therefore – there4 (поэтому); today – 2day (сегодня); wait - w8 (подожди).
  3. Изменение значения символов: ss – $; oo – %; -orr- – oz; sorry – soz (огорченный), tonight - 2NITE (сегодня вечером); thanks - TX (спасибо); today - 2dA (сегодня).
  4. Сокращение букв и пунктуационных знаков, когда:
  • исключаются гласные: between – btw (между); because - bcs (потому что); your - YR (твой); speak - SPK (говорить); people – PPL (люди).
  • используется аббревиатура «/»: with – w/t (с); something – s/t (кое-что); boyfriend - b/f (парень); girlfriend - g/f (девушка); bedroom - b/r (спальня).
  • использование транскрипций, сленга или диалектных вариантов: because – cos (потому что).

Примеры SMS - предложений с отсутствием пунктуации

  1. hi m8 u k? i soz i 4gt 2 cal u lst nyt-y dnt we go c film 2moz (60 символов)

Hi, mate. Are you okay? I am sorry that I forgot to call you last night. Why don’t we go and see a film tomorrow? (120 символов).

Мы такого рода упражнения выполняем в 9 классе по учебнику Биболетовой, но я уверена что детям и более ранней категории будет очень интересно научиться писать такие смс сообщения.

Таким образом, подводя итог, хочется еще раз сказать о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, которые могут быть предложены детям.

В конце своей статьи хотела предложить типичное задание для обучающихся 11 класса, написать письмо-ответ на предложенную тему.

You have received a letter from your English -speaking pen-friend Mary who writes:

…At the lessons of biology we are studying different plants native to a certain area. Could you tell me which trees are the most wide spread in Russia?
As for our news, we are in Scotland. What a relaxing place it is! I wish I could describe how beautiful the local lochs are…

Write a letter to Mary.
In your letter:
• answer her questions
• ask 3 questions about her holiday in Scotland
Write 100—140 words.
Remember the rules of letter writing.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 5 класса в формате ГИА. Лексика и грамматика.

Небольшой рассказ с пропущеннми словами. Ученики должны исходя из содержания текста вставить слова, которые. им предложены....

Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ

Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе. Из опыта работы в старших классах МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды....

Психолого-педагогические особенности подготовки обучающихся к экзамену по выбору в форме ГИА. Физика.

Данный материал является результатом работы по подготовке учащихся общеобразовательных классов к экзамену в форме ГИА и был опубликован в общественно-политическом  журнале "Школа. Гимназия. Лицей...

Тест для 9 класса к учебнику Биболетовой. Лексика и грамматика.

Тест  для 9 класса к учебнику Биболетовой. Лексика и грамматика с ответами....

Контрольная работа по теме: «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».   Для дифференциации экзаменуемых по уровн...

Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Упражнения на повторение видовременных форм глагола, действительного и страдательного залогов-Put the verbs in brackets into the correct past tense form.-Open the brackets and use the verbs in the Act...

Подготовка к ОГЭ по английскому языку (лексика и грамматика)

В данном материале Вы найдете пошаговую стртегию работы с лексикой и грамматикой на ОГЭ по английскому языку....