Психолого-педагогические особенности подготовки обучающихся к экзамену по выбору в форме ГИА. Физика.
статья по физике (9 класс) на тему
Данный материал является результатом работы по подготовке учащихся общеобразовательных классов к экзамену в форме ГИА и был опубликован в общественно-политическом журнале "Школа. Гимназия. Лицей."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шпилевская Татьяна Ивановна,
заместитель директора по УР МОУ СОШ №1 с УИОП,
г. Фрязино Московской области.
учитель физики,
Почетный работник общего образования РФ,
высшая квалификационная категория.
Психолого-педагогические особенности подготовки обучающихся
к экзамену по выбору в форме ГИА.
Физика.
Все российские школы перешли на стандарты второго поколения, которые декларируют компетентностный и системно-деятельностный подходы, предусматривающие обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Новые образовательные стандарты также предусматривают прогнозирование и фиксирование результатов обучения. Но учителя-практики предметов естественнонаучного направлений понимают, насколько трудно выполнить то, что заложено стандартами в классах основного и старшего звена. Причины известны всем: уменьшение количества часов в неделю на предметы указанного цикла, переход к концентрической системе построения курса физики привел к изменениям в логике и структуре изучения материала в основной и старшей школе, в нарушении причинно-следственных связей при изучении курса физики основной и средней школы.
В минувшем 2012-13 учебном году, по мнению учителей, экзамен по физике в форме ГИА был одним из самых трудных. Следует отметить, что становится больше детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации. Как правило, это ученики, отстающие в учении и имеющие отклонения в поведении. Практика показала, что наиболее глубинные процессы, являющиеся общими как для отстающих в учении, так и для отклоняющихся в поведении учащихся, носят в основном, психологический характер. И очень важно найти психологические причины нарушения умственного и личностного развития, т.к. это позволяет преодолеть разрыв между интеллектуальным и личностным развитием учащегося, рассогласованность между мотивационной и операционной сферами учебной деятельности детей.
Как быть? Как, следуя семи дидактическим принципам дидактики -
формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется только в процессе его собственной деятельности, принцип непрерывности, целостного представления о мире, принцип минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества – выпустить из школы человека с достойным багажом научных знаний, позволяющих ориентироваться ему в окружающем мире, готового к дальнейшему самоопределению?
Выход их сложившейся ситуации я нашла для себя сама: по одному часу было выделено за счет муниципального и регионального компонентов для урока физики, который вошел в сетку часов расписания, и элективного курса по физике, проводимого после уроков во второй половине учебного дня. Результат упорного труда увенчался успехом для моих выпускников основной школы - 9-тиклассников, и меня, учителя работающего в общеобразовательных классах. Средний балл 13-ти выпускников трех
общеобразовательных класса, сдававших физику по выбору в форме ГИА, составил 4,15 балла, а 29-ти учеников 9-го физико-математического класса - 4,34 балла.
На уроках и занятиях элективного курса использовала решение типовых профессиональных задач, возникающих при подготовке к каждому занятию: формулирование целей, разработка структуры урока и содержания каждого его этапа.
Для этого многократно использовала задания программы «Статград», которые как раз и являются образцом типовых заданий ГИА. Изменила технологию своей деятельности, отличающуюся от традиционной тем, что использовала в качестве «рабочего инструмента» четкие, логически обоснованные положения философии о человеческой деятельности. Технология исходит из того, что учащиеся должны выполнить те же виды деятельности, которые выполняют взрослые и на производстве, и дома, причем, любая деятельность осуществляется не по указке свыше, а по своей собственной потребности. «Механизм» планирования уроков, на которых главным действующим лицом является ученик, обнаруживается при условии, что деятельность учителя уподобляется любой другой
Шпилевская Татьяна Ивановна – учитель физики, заместитель директора по УР МОУ СОШ №1
г. Фрязино Московской области; e-mail: shpilevskaya48@mail.ru
профессиональной деятельности. В этом смысле она может быть проанализирована на основе философской категории «человеческая деятельность».
Структурные элементы человеческой деятельности:
- Цель, в которой указывается образец того физического объекта, который должен быть создан в процессе деятельности;
- Объект, или предмет деятельности – природные или созданные в процессе предыдущей деятельности объекты, на которые направлена активность субъекта деятельности;
- Орудия (средства) деятельности – те материальные или идеальные предметы, которыми пользуется субъект для воздействия на объект деятельности;
- Материальные условия деятельности – та обстановка, в которой эта деятельность выполняется;
- Конечный продукт (результат) деятельности – тот реальный объект, который получился вследствие воздействия на объект деятельности
Отличительный признак человеческой деятельности заключается в том, что в конце труда получается результат, который идеально существовал в представлении человека (поставлена цель - решить конкретную физическую задачу – задача решена, задана цель вычислить сопротивление резистора – сопротивление вычислено и т.д.).
И так, деятельность всегда начинается с формулирования цели, указывающей, какой конечный продукт и с какими свойствами должен быть задан.
Цель только тогда побуждает человека к деятельности, когда она порождается его потребностью. Цель, сформулированная по потребности – сознательная цель.
Сознательная цель, как закон, определяет способ и характер деятельности человека по ее достижению.
Деятельность человека по достижению сознательной цели осуществляется в три этапа:
- на ориентировочном этапе человек разрабатывает программу объекта деятельности в конечный продукт с заданными свойствами. Этому я обучаю учеников на занятиях элективного курса. Причем, для этого использую ситуации из реальной жизни, не обязательно связанные с физическими явлениями и процессами;
- на втором – исполнительном этапе ученик, действуя с материальными объектами и средствами, в соответствии с разработанной программой, создает конечный продукт;
- на третьем – контрольном этапе обучающийся, используя созданный конечный продукт в соответствии с заложенными в него свойствами, устанавливает, действительно ли он удовлетворяет ту потребность, ради которой он был создан.
Практическое использование описанных выше элементов технологии показало, что повышается эффективность учебного процесса, появляется у большинства учащихся интерес к учебе, к урокам, а мечта о педагогическом сотрудничестве учителей и учащихся превращается в реальность.
Готовясь к каждому занятию, всегда помню основное свойство предмета труда учителя, которое считаю важным методическим законом:
человека нельзя научить, развить, воспитать. Он может только научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ, т.е. изменить себя сам, через собственную деятельность.
Все знания, умения и качества личности человек приобретает только через свою собственную деятельность.
Шпилевская Татьяна Ивановна – учитель физики, заместитель директора по УР МОУ СОШ №1
г. Фрязино Московской области; e-mail: shpilevskaya48@mail.ru
В подтверждение сказанного выше привожу диаграммы, которые демонстрируют итог совместной деятельности учителя и учащихся, выпускников основной школы. Мои самые обычные ученики общеобразовательных классов, у которых есть желание глубже изучить такой увлекательный предмет как физика, сами себе доказали, что могут добиться многого. И не только в учебной деятельности, но и в других областях знаний, потому что элементы используемой технологии универсальны.
Литература:
Литература.
- Анофрикова С.В., «Азбука учительской деятельности»,
иллюстрированная примерами деятельности учителя физики.
Часть 1,2,3. Разработка уроков. Москва -2001.
- Шпилевская Т.И., «Разработка фрагмента урока-практикума для
получения учащихся», усвоивших понятия «Равноускоренное
движение», «Ускорение». 2013. Педагогический университет «Первое
сентября».
Шпилевская Татьяна Ивановна – учитель физики, заместитель директора по УР МОУ СОШ №1
г. Фрязино Московской области; e-mail: shpilevskaya48@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая и предметная подготовка выпускников к ЕГЭ
Из опыта работы...
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки
Сборник адресован педагогам, ведущим профориентационные курсы...
План работы психолого-педагогического сопровождения по подготовке учащихся 9-11 классов к государственной итоговой аттестации и единому государствен
План работы психолого-педагогического сопровождения ...
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки годичной командой педагогов
Психолого-педагогическое сопровождение школьников в их самоопределении — сложная, полифункциональная проблема, решить которую можно лишь в том случае, если объединить ресурсы всех субъектов обра...
Презентация"Роль классного руководителя в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА"
Роль классного руководителя во время подготовки к ГИА трудно переоценить. Именно мы выполняем координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Н...
К вопросу о психолого-педагогической готовности учащегося к выпускному экзамену в современной школе
Аннотация: в представленной статье автор рассматривает основные сложности (три группы трудностей), с которыми сталкиваются на сегодняшний момент ученики при сдаче итоговой аттестации.Ключевые слова: м...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...