Роль домашнего задания при изучении иностранных языков
статья по теме
Роль домашнего задания при изучении иностранных языков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль домашнего задания при изучении иностранных языков. | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Роль домашнего задания при изучении иностранных языков».
Учитель: Михайлова И.А.
Выполнение учениками домашнего задания играет очень важную роль при изучении иностранных языков.
Этот этап учебной работы школьников начинается на уроке, выполняется дома, затем снова продолжается на уроке. Выполнение домашних заданий – продолжение начатой на уроке работы по усвоению учебного материала и его закреплению. Я считаю, что необходимость выполнения домашней работы очевидна, она способствует лучшему усвоению пройденного материала. Как правило, ученики, выполняющие домашнюю работу на постоянной основе, имеют более высокие результаты и более крепкие знания.
Можно выделить три положительных эффекта. Во-первых, непосредственное влияние на обучение, в том числе сохранение в памяти знаний, более глубокое понимание, умение самостоятельно обрабатывать информацию, улучшение мышления. Во-вторых, долгосрочность эффекта обучения. И в-третьих – неакадемический длительный эффект, включающий улучшение самодисциплины, самоуправление, организацию времени, любознательность и самостоятельное решение проблем.
Ценность домашней работы по иностранным языкам заключается в том, что она:
- Дополняет обучение в классе, особенно если учащиеся только два или три часа в неделю изучают язык.
- Развивает привычки самостоятельного обучения. Ученики могут использовать дополнительные ресурсы — словари, справочники по грамматике, интернет.
- Позволяет перенести повторяющиеся, механические упражнения из класса в домашние условия.
- Создает отношения между школой и домом. Ученики, учителя и родители могут следить за прогрессом изучения языка. Учитель может вовлечь родителей в процесс обучения.
- Может быть полезным инструментом оценки.
Как сделать домашнее задание эффективным?
- Ученики должны понимать полезность домашних заданий. Для этого учитель должен объяснить как цель домашней работы в целом, так и отдельных упражнений.
- Упражнения должны быть актуальными, интересными и разнообразными.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников.
- Учитель должен помнить, что детям даются домашние задания и по другим предметам. Поэтому объемные упражнения давать не следует.
- Обязательно проверяйте выполнение домашних заданий. Проверку нужно включить в общую схему работы и учитывать при планировании урока.
- Домашние задания должны обобщать классную работу, но не должны повторять ее.
- Если дана работа на дом, то оцените ее каким-либо образом. Иногда можно привлечь сверстников для оценки выполненной работы.
В отличие от работы в классе домашняя работа носит характер самостоятельной деятельности, поэтому, зачастую, возникают проблемы с её выполнением.
Проблемы организации домашней работы связаны с преодолением присущих её типичных недостатков: перегрузок, однообразия видов деятельности, невыполнения домашних заданий. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо совершенствовать методику разработки, постановки и проверки домашних заданий, подготовки учащихся к их выполнению, с учётом возрастных особенностей, исходя из способностей ученика.
С методической точки зрения домашние задания можно разделить на следующие виды: задания, направленные на подготовку к восприятию нового материала при изучении новой темы, задания на закрепление ЗУН, на применение знаний на практике, задания творческого характера.
Итак, задания могут быть разные, но их объединяет общая цель. Цель домашней работы – формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки учащихся к самообразованию. Домашняя работа опирается на самостоятельность, осознанность, активность и инициативность самого школьника, служит для его саморазвития и самовыражения. Учит самостоятельно определять время её выполнения, темп, ритм. Всё это имеет не только образовательное значение, но и большое воспитательное, так как у учащихся формируется чувство ответственности, усидчивость, аккуратность и другие социально – значимые качества.
Например: на уроке английского языка формируется умение смысловой переработки информации, нахождение и извлечение информации из источников разных типов: печатных, интернет-ресурсов, таблиц, диаграмм, формируется умение пользоваться словарем, приложениями учебника. В ходе изучения устных тем учащиеся задумываются над экологическими проблемами, о здоровом образе жизни, способах решения конфликтных ситуаций, знакомятся с культурой.
Любое домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнял в классе. Должно стимулировать его любознательность, жажду познания.
Поисковый характер - главный признак домашней работы в системе современного обучения в школе. Например: при работе с текстом учащиеся ищут новые, интересные факты о каком-либо событии, выдающейся личности, знаменитом человеке, артисте, писателе. Семантизация новой лексики также носит поисковый характер при помощи картинок, контекста, загадок, через анализ звукового образа слова.
Задания на дом, так же как и задания в классе задаю, соблюдая принцип индивидуального, дифференцированного подхода, учащимся предоставляется право выбора. При работе с текстом одни получают задание озаглавить или подобрать одно из предложенных заголовков, соотнести части текста с картинками. Что требует общего охвата содержания. Это задание для слабых учащихся. Сильные ученики отвечают на уточняющие вопросы. Извлекают более точную, детальную информацию.
Для того, чтобы домашняя работа отвечала современным требованиям каждое задание должно сопровождаться четким и ясным инструктажем, помогающим самостоятельно учиться. Постановка домашнего задания должна способствовать созданию ситуации успеха на следующем уроке. Постановка домашнего задания возможна на разных этапах современного урока (и в его начале, и в конце). В младших классах я часто заостряю внимание на тех упражнениях в ходе урока, которые пригодятся для выполнения домашнего задания. При работе с речевыми образцами и моделями. Сообщаю, что они помогут при составлении рассказа. Сообщения, когда подвожу итог этапа работы над грамматикой. То есть для информирования о домашнем задании выбираю оптимальное место на уроке. Содержание этапа информирования о домашнем задании – предупредить о возможных затруднениях и способах их ликвидации, повысить интерес к домашнему заданию (через поисковый характер; сказать, что оно будет использовано в игре на следующем уроке; изученная лексика понадобиться для разгадывания кроссворда). Способы активизации ДЗ возможны через дифференциацию, творческий характер их выполнения.
Ошибки, допускаемые при реализации этапа информирования о домашнем задании: после звонка, большой объем, высокая сложность. Отсутствие ясности цели и способов выполнения заданий. По объему задания на дом не должны превышать допустимых нагрузок, В совокупности в день на выполнение всех ДЗ по всем предметам учащиеся должны тратить: 5-6 кл. до 1.5 часов , 7-9 кл. до 2 часов, 10-11 кл. до 2.5 часов. Причем, общее время на работу в классе и дома не должно занимать у детей более 8 часов в день. К тому же не рекомендуется давать ДЗ на выходные и праздничные дни.
Рекомендуется чередование и сочетание различных видов домашних заданий. Классификация видов ДЗ:
- устные и письменные;
- связанные с усвоением, обобщением ЗУН;
- репродуктивные, конструктивные, творческие;
- обязательные, по выбору, по желанию;
- общие, дифференцированные. Индивидуальные;
- регламентированные (проектные задания);
- комбинированные.
Говоря о формах проверки ДЗ, можно выделить следующие:
- фронтальные;
- вызов одного ученика к доске;
- «уплотненный опрос»;
- внеурочная проверка учителем тетрадей;
- самопроверка путем сверки с образцами;
- косвенный контроль ДЗ с помощью тестов, диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включен материал, идентичный ДЗ;
- ролевая игра (ученик заменяет учителя, класс отвечает на вопросы). В режиме ученик-класс проходит контроль лексики. Такие игры обычно называю «Буратино», «Незнайка», «Корреспондент», «Зарубежные гости», «Инопланетяне» в зависимости от ситуации и темы.
А так же рекомендуются консультации. Во внеурочное время ученики могут найти ответы на свои вопросы, заданные накануне, поработать с методическими материалами в уголке «Спрашивайте – отвечаем». В заключении, хочется пожелать качественно выполненных домашних заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О роли обучающих игр при изучении иностранного языка.
Методическая разработка по использованию обучающих игр на уроках английского языка....
Дифференцированное домашнее задание на уроке иностранного языка .
Личность учителя ,его профессиональная компетентность ,социальная зрелость и духовное богатство - важнейшее условие обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся на уроке иностранн...
доклад на педсовете школы "Роль домашнего задания в обучении английскому языку"
Доклад был подготовлен Казаченко В.В. для педсовета средней школы...
Роль обучающих игр в изучении иностранного языка
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения реч...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Роль социальных сетей в изучении иностранного языка
Как на уроке можно использовать повальное увлечение учащихся социальными сетями....
Шесть интересных способов проверить домашнее задание на уроке иностранного языка
Данная статья содержит описание возможных способов проверки домашнего задания на уроке иностранного языка....