Технологическая карта урока английского языка – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Королева Марина Владимировна

В статье представлены основные принципы составления и пример технологической карты урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока английского языка – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Основные принципы составления технологической карты урока

 

Технологическая карта урока является одним из новых методических инструментов, повышающих эффективность и качество преподавания учебных курсов в школе. Использование технологических карт уроков позволяет учителю достигать планируемых результатов освоения основных образовательных программ на всех ступенях в соответствии с ФГОС второго поколения.

Само понятие «технологическая карта» пришло в образовательную сферу из промышленности, где она представляет собой лист с конкретным описанием процесса производства определенного вида продукции, используемого оборудования и временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте является своего рода проектом учебного процесса, в котором описаны цели, базовые процессы и результаты. При подготовке технологических карт используются самые инновационные технологии работы с информацией.

От других форм планирования деятельности учителя технологическая карта отличается следующими признаками: четкой структурированностью, жесткой алгоритмичностью, высокой технологичностью, максимальной интерактивностью, визуализированностью и обобщенностью.

Технологическая карта урока представляет собой графический способ проектирования урока и отображается в виде таблицы, структурирующей урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть: цели урока, этапы урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

В процессе составления технологической карты урок структурируется по следующим параметрам:

  1. Название этапа урока.
  2. Цели этапа урока.
  3. Содержание этапа урока.
  4. Деятельность учителя.
  5. Деятельность обучающихся.
  6. Формы работы.
  7. Результат этапа урока.

Для разработки технологической карты урока рекомендуется придерживаться алгоритма, приведенного ниже:

  1. Определить место урока в изучаемой теме и его вид.
  2. Сформулировать цели урока (содержательные и деятельностные).
  3. Зафиксировать этапы урока в соответствии с его видом.
  4. Поставить цели каждого этапа урока.
  5. Четко описать результаты каждого этапа.
  6. Выбрать формы работы на уроке:
  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая.
  1. Разработать характеристики деятельности учителя и обучающегося.

Проанализировав обработанную из открытых электронных источников информацию, представленные примеры технологических карт уроков, разработанных учителями–практиками, можно сделать вывод о том, что единой зафиксированной формы карты урока пока не существует.

На основании изученных данных, была разработана технологическая карта урока английского языка для 6 класса школы, приведенная ниже.

Целесообразность использования технологической карты в образовательном процессе обусловлена следующими преимуществами:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) полностью проектируется от постановки цели до определения результата;
  • наиболее эффективные методы работы с информацией используются в процессе составления карты;
  • этапы работы на уроке выстраиваются наиболее четко;
  • деятельность обучающихся (учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная) организуется как самостоятельная;
  • обеспечиваются наглядные условия для дальнейшего применения полученных знаний и умений на практике в реальной жизни.

Таким образом, технологическая карта урока позволит администрации школы в дальнейшем отслеживать ход выполнения образовательной программы, контролировать достижение планируемых результатов, а также осуществлять своевременную методическую помощь в случае необходимости.



Предварительный просмотр:

Информационная карта урока учителя

Класс: 6 «   »

Раздел 2. Какой у тебя характер

Тема урока «Мнение мальчиков и девочек друг о друге»

Дата:

Место урока в теме: № 2

Тип урока: формирование лексических навыков говорения

Технология: обучение в сотрудничестве, когнитивно-коммуникативная

Целеполагание для обучающегося

Целеполагание для учителя

  1. Знать значение лексики для описания положительных характеристик детей.
  2. Уметь рассказывать о мальчиках и девочках из своего класса.
  3. Владеть лексикой: быстро вспоминать слова и лексически сочетать с другими словами по теме раздела, навыками работы с незнакомой лексикой, использования языковой догадки.

Цель:

  • социокультурный аспект — знакомство с организацией скаутов и ее законами;
  • развивающий аспект — развитие внимания, способности к сравнению, формулированию выводов, умения осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств, умения использовать опоры для построения высказывания;
  • воспитательный аспект — формирование гуманистического мировоззрения, потребности и способности понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников, уважительного отношения к мнению других людей, стремления иметь собственное мнение, давать оценки; осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран;
  • учебный аспект — формирование лексических навыков говорения; сопутствующая задача: развитие умения читать с целью полного понимания информации.

Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

  • Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
  • Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию из текста.
  • Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, учиться уважительно относиться к позиции другого.

Предметные:

  • усвоить и отработать новые лексические единицы по теме;
  • уметь делать записи (выписки из текста), написать о своем друге.

  Опорные понятия, термины                                                                          Новые понятия, термины

Речевой материал:

лексический — to be interested in, boastful, bossy, to chat, clever, to get on well with, honest, polite, shy, sociable, talkative, to tell the truth, to trust;

грамматический — словообразование: приставки и суффиксы (un-, im-, dis-, -ful, -less).

Речевой материал:

продуктивный: лексический — to bully, to call sb names, each other, to gossip, to fight, to quarrel, to tease;

рецептивный: лексический — considerate, trustworthy, loyal (из Книги для чтения).

Домашнее задание: Учебник: упр. 5, стр. 28 (5 предложений); слова, стр. 27

Этапы урока

Деятельность УЧИТЕЛЯ

Реализуемая цель

Деятельность обучающихся

Методический комментарий

Подготовка обучающихся к учебной деятельности на английском языке Форма работы: индивидуальная, фронтальная

  1. Организационный момент,

приветствие,

эмоциональная рефлексия

  1. Целеполагание

Приветствует обучающихся, задает им вопросы: Как дела? Кто отсутствует и почему? Какие планы выходные? Готовы ли вы к работе? и др.

Обращается к субъектному опыту обучающихся и задает вопросы: Какими должны быть хорошие мальчики и девочки? и др.

 

Создать доброжелательную атмосферу на уроке,

ввести обучающихся в атмосферу иноязычного общения.

Поставить познавательную задачу. Фиксировать недостаточность умений для описания мнения о друге.

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы,

включаются в иноязычное общение, отреагировав на реплику преподавателя согласно коммуникативной задаче.

Отвечая на наводящие вопросы, обучающиеся сами делают выводы о цели урока. Формулируют цель с помощью учителя  и фиксируют цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

На данном этапе учитель «переключает» обучающихся на предмет «иностранный язык», беседует с ними на иностранном языке, проявляет доброжелательность и отзывчивость.

Учитель стимулирует учебную деятельность обучающихся, ставит задачи для решения в процессе фронтального взаимодействия с обучающимися.

Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, в парах

Фронтальный опрос: просит прочитать описание самого себя. Учащиеся слушают высказывания одноклассников о себе и соглашаются или не соглашаются с ними, аргументируя свое решение.

Контроль: собирает тетради на проверку.

Совершенствовать лексические и грамматические навыки, проверить уровень усвоения новой лексики.

Актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков.

Отвечают на вопросы.

Исправляют, записывают в тетрадь.

Задают вопросы.

Учитель устанавливает уровень знаний

и типичные недостатки усвоения лексики.

Актуализация знаний

Форма работы: фронтальная, парная

Учитель задает вопрос: Какие типичные черты характера имеют девочки (мальчики)?

Подготовить мышление обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

При ответе учащиеся используют лексические единицы урока 1. Воспринимают различные мнения.

Высказывают свое отношение к чертам характера.

Решаются основные задачи: актуализация опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового.

Презентация лексики.

Имитация

Упр. 1, стр. 27

Форма работы: фронтальная, парная

Предлагает прочитать сообщения, найти перевод и выделить модальные глаголы.

Снимает лексические трудности.

Можно организовать дискуссию о том, согласны ли девочки (мальчики) с тем, что говорят их одноклассники.

Ознакомить с новым словами.

Отработать произношение.

Учащиеся читают предложения, которые, по их мнению, могут относиться к мальчикам (девочкам).

Читают слова и выражения. Воспринимают и осознают значение новых слов.

Записывают в тетрадь.

Высказываются фронтально.

Осуществляется презентация лексических единиц через наглядность, дефиниции, контекст в условно-речевом упражнении.

Первичное усвоение новой лексики.

Подстановка

Упр. 2, стр.27

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Организует первичную отработку употребления грамматических явлений через чтение.

Дает целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию. Стимулирует использование разных структур.

Оказывает необходимую помощь.

Продолжить работу по ознакомлению обучающихся с новой лексикой.

Развивать лексические навыки и навыки употребления ранее изученных грамматических структур в речи.

Читают мини-тексты, переводят, составляют предложения  с опорой на образец.

Усваивают значения новых слов.

Записывают лексику в словарь.

Работа с печатным текстом осуществляется в соответствии с методически обоснованным этапом. Осуществляется подготовка и восприятие текста: снятие языковых трудностей, направление мысли. Ученики понимают текст, составляют высказывания, высказывают свое отношение.

Первичная проверка понимания

Трансформация

Упр.2 (1, 2), стр. 28

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая

Предлагает прочитать мнения детей и высказать свое мнение (2 характеристики).

Организует чтение предложений, корректирует ударение и интонацию. Оказывает необходимую помощь и осуществляет мониторинг деятельности.

Осуществить скрытый и обучающий контроль.

Определить уровень сформированности первичных лексических навыков.

Развивать умения стения.

Мальчики (девочки) в группе обсуждают характеристики и сообщают свое мнение. Мальчик (девочка) сообщает свое мнение, другие мальчики (девочки) (не) соглашаются и вносят добавления.

Работают в словарях.

Составляют фразы и словосочетания.

Выполняют самопроверку и анализируют ошибки.

Записывают в тетрадь и на доске.

Совершенствуются умений употреблять слова в коммуникативно-значимом контексте.

Формируется самооценка на основе успешности учебной деятельности, мотивация учебно-познавательной деятельности.

Репродуктивный этап, закрепление учебного материала

Репродукция

Упр. 3, стр.28

Форма работы: парная, фронтальная

Организует работу в парах. Предлагает обучающимся прочитать части предложений.

Формулирует задание: закончить предложения, обобщить характеристику мальчиков или девочек.

Совершенствовать лексические навыки в речевой деятельности говорение.

Обучающиеся работают в парах, делают краткие записи в тетрадях, устно представляют результаты классу, воспринимают различные мнения.

Обучающиеся осознанно  строят речевые высказывания в устной форме.

Учитель стимулирует использование речевых, опорных и наглядные средства для выполнения задания.

Решение рече-мыслительных задач

Форма работы, парная, фронтальная

Предлагает решить задачу: Что Джейн говорит о своих одноклассниках? Почему?

Организует работу в парах, создает партнерские отношения, стимулирует аргументированные высказывания.

Оказывает необходимую помощь, мониторинг деятельности.

Сформировать устойчивость грамматических и лексических навыков, умение воспроизводить в неограниченном контексте за счет моделирования речевой ситуации, побуждающей употреблять в речи новые лексические единицы.

Обучающиеся используют лексику и модальные глаголы урока в высказываниях.

Фронтально представляют продукт обсуждения.

Обучающиеся отрабатывают языковой и речевой материал, овладевают коммуникативной деятельностью говорение.

Подведение итогов работы на уроке

Формулировка и объяснение домашнего задания

9.1. Смысловая рефлексия

9.2. Оценивание

9.3. Домашнее задание

Задает вопросы:

  1. Что было самым важным на уроке?
  2. Зачем мы сегодня на уроке слушали мнение специалистов по приему на работу?
  3. Какова цель урока?
  4. Чему посвятим следующий урок?
  5. Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

 

Оценивает результаты, комментирует работу студентов, дает рекомендации, отвечает на вопросы обучающихся.

Записывает домашнее задание на доске, объясняет задание и форму выполнения: Учебник: упр. 5, стр. 28 (5 предложений); слова, стр. 27.

Контролирует понимание задания, дает рекомендации к его выполнению, указывает, сколько времени потребуется на его выполнение.

Подвести итоги учебной деятельности обучающихся, самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Дать развернутую оценку работы каждого обучающегося.

Совершенствование лексических навыков во время выполнения письменного домашнего задания.

 

Отвечают на вопросы. Фиксируют письменно:

«Знал до урока. Узнал на уроке. Хочу узнать на следующих уроках».

Воспринимают ответы других.

Делают выводы.

Выстраивают смысловую цепочку, сравнивают способы и методы, применяемые другими, со своими.

Осуществлять анализ информации.

Задают вопросы,

уточняют.

Записывают домашнее задание.

Учитель коротко неофициально беседует с обучающимися, отвечает на вопросы, не входящие в план урока.

Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся.

Домашняя учебная работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Представлена новая форма планирования деятельности учителя и учащихся на уроке, форма технологической карты. Пример технологической карты урока физической культуры в 1 классе....

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.

В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможност...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни од...

Технологическая карта как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

В данной рабоете  смоделирована технологическую карту урока с опорой на новую структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС.Урок русского языка. 5 класс, УМК Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой...

Технологическая карта урока английского языка Учителя английского языка (1 квалификационной категории) МБОУ «Гимназия №6» Музафаровой Эльвиры Саетгараевны

Учебный предмет: английский языкКласс:  2В классУМК: Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждение и школ с углубленным  изучением английского языка с приложением на э...