Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).
методическая разработка по литературе (9 класс)
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.
Самостоятельная работа № 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkts._gramotnost_konstr._obrazovat._marshr.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся
Технология конструирования образовательного маршрута «функциональная грамотность». Русский язык и литература. 9 класс
Педагогические действия (шаги) | Результат действий |
1 шаг. Определить ведущий вид функциональной грамотности, на который ориентирован учебный предмет | Читательская грамотность. Чтение и понимание сложных текстов, использование и оценка информации. Деловое письмо. |
2 шаг. Соотнести содержание ФГОС с требованиями учебной программы (раздел «Учащиеся должны знать и уметь»). Соответствует. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Урок «Путевые заметки Чичикова, утерянные при его спешном отъезде».
| |
3 шаг. Соотнести возможности учебного предмета со сферами функциональной грамотности (человек; природа; город; текст/книга; прибор/модель; учреждение) | Текст/книга. Сфера «Текст/книга» включает: а) умение работать с учебником и учебным текстом на уровне информационных умений, б) справочные издания (словари, энциклопедии, справочники), в) дополнительную литературу (журналы, газеты), г) художественную литературу (знание и понимание сюжета, пересказ), д) каталог и работу с ним; использование средств массовой информации. |
4 шаг. Проанализировать разделы и темы учебной программы и учебника относительно возможностей формирования ведущего вида функциональной грамотности | Предполагает формирование читательской грамотности. Литература. 9 класс. Коровина В.Я. Примеры заданий. 1. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя? 2. Как помогает ирония, сарказм, сатира в создании характеров поэмы? 3. Как оценки Ю. Манна, В. Коровина, П. Анненкова помогают вам осознать громадность подвига и глубину страдания автора знаменитой поэмы «Мёртвые души»? |
5 шаг. Подобрать задания для формирования ведущего вида ФГ | 1. Используя материалы Интернета, сравните портреты героев поэмы в исполнении разных художников. Какому художнику, на ваш взгляд, удалось наиболее точно отобразить характеры героев? 2. Угадайте героев-помещиков на портретах (подписи к портретам закрыты или не выведены на экран проектора). Какие художественные детали помогли вам определиться с ответом? 3. Чичиков – успешный делец, по-вашему? В чём состояла его первая финансовая победа? |
6 шаг. Выбрать соответствующую методику(и) для выполнения заданий (то есть процесса обучения функциональной грамотности): 1.Методика «Природа – городу – человеку». 2. Методика «Алгоритм». 3. Методика «Маршрут». 4.Методика «Оценка – прогноз –действие». 5.Методика «За» и «Против» (Выбор). 6.Методика «Редуцированная таксономия целей обучения». 7.Методика «Решаем вместе» | 1. Алгоритмы деятельности поведения. Использование правил, инструкций, выполнение лабораторной/практической работы. 2.Конструирование маршрута. Литературные (познавательные, историко-культурные и др.) маршруты, экскурсии, проезд по городу; работа с картой – путеводителем. 3. «Оценка-прогноз-действие». Формирование ориентировочных умений в учебных и нелогичных текстах; умение задавать вопросы 4. «За» и «против» (выбор). Умение определять положительные и отрицательные моменты, стороны действия или явления, продукта (товара), (опора на правила, свойства, функции предмета, объекта) 5. Редуцированная таксономия целей обучения. Знание: запомнить, воспроизвести Понимание: объяснить, привести пример. Применение: перенос в новую ситуацию (алгоритм, правило, совокупность свойств и т.д.) 6. Решаем вместе. (учебное сотрудничество обучающихся в малых группах: совместное решение учебных задач в процессе выстраивания межличностных отношений) |
7 шаг. Подобрать диагностические ситуации-задания ― проверяется умение ученика пользоваться универсальными методиками | Стоимость стола (блюд, подаваемых хозяевами поместий). Вопрос-ситуация: смог бы Ваш семейный бюджет выдержать ежедневные траты на обед, соизмеримые с тратами среднестатистического помещика XIX века? Через смысловое чтение (читательская грамотность) развиваем финансовую грамотность. Формируем устойчивое понимание правильной модели социального и финансового поведения. При изучении поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя в 9 классе находим в тексте описание угощения на столе у Собакевича (щи, фаршированный бараний желудок, бараний бок, ватрушки, гусь и варенье из редьки и пр.); у Коробочки (грибки, пирожки, скородумки, шинишки, приглы, блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, пресный пирог с яйцом и пр.) и предлагаем обучающимся обозначить приблизительную стоимость каждого блюда, используя современные денежные единицы. Затем подсчитываем затраты на обед в целом и делаем выводы. Отвечаем на поставленный учебный вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...
Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы
В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся
Самостоятельная работа №2 (6 час). Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся Изучите предложенные информационные ресурсы:https://cloud.mai...
Фрагмент урока русского языка в 7 классе, направленный на формирование функциональной грамотности "Экскурсия в Ульяновске"
Фрагмент урока русского языка в 7 класс, направленный на формирование функциональной грамотности "Экскурсия в Ульяновске"...
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка является одной из ключевых задач современного образования. В статье рассматриваются методы и подходы, которые способствуют р...