Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).
методическая разработка по литературе (9 класс)

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.

Самостоятельная работа № 2.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkts._gramotnost_konstr._obrazovat._marshr.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся

Технология конструирования образовательного маршрута «функциональная грамотность». Русский язык и литература. 9 класс

Педагогические действия (шаги)

Результат действий

1 шаг. Определить ведущий вид функциональной грамотности, на который ориентирован учебный предмет

Читательская грамотность. Чтение и понимание сложных текстов, использование и оценка информации. Деловое письмо.

2 шаг. Соотнести содержание ФГОС с требованиями учебной программы (раздел «Учащиеся должны знать и уметь»). Соответствует.

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».

Урок «Путевые заметки Чичикова, утерянные при его спешном отъезде».

  1. Работа с текстом поэмы «Мёртвые души». Формирование умения находить и анализировать информацию, содержащуюся в тексте. Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Умение ориентироваться в художественном времени и пространстве. Умение составлять географическую карту с необходимыми объектами, условными знаками и символами.
  2. Наш герой – Павел Иванович Чичиков – регулярно делал записи в своём дневнике, кратко описывая всё, что видел за день. Представим, что мы нашли его утерянные путевые заметки. Какую информацию мы смогли бы прочесть в них, если известно, что он посетил пять помещиков и о каждом составил своё мнение?
  3. Обучающиеся делятся на группы, находят и анализируют ключевые слова в поэме по заданной учебной ситуации, а затем в обобщённой форме дают письменную характеристику каждому из помещиков, употребляя различные изобразительно-выразительные средства. Одна из групп составляет карту перемещений главного героя. Позже заметки каждой группы печатают, соединяют и издают сборник под названием «Путевые заметки Чичикова, утерянные при его спешном отъезде». Сборник можно представить в конце мая восьмиклассникам (будущим девятиклассникам) с целью повышения мотивации к прочтению этого достаточно трудного произведения XIX века.

3 шаг. Соотнести возможности учебного предмета со сферами функциональной грамотности (человек; природа; город; текст/книга; прибор/модель; учреждение)

Текст/книга. Сфера «Текст/книга» включает: а) умение работать с учебником и учебным текстом на уровне информационных умений, б) справочные издания (словари, энциклопедии, справочники), в) дополнительную литературу (журналы, газеты), г) художественную литературу (знание и понимание сюжета, пересказ), д) каталог и работу с ним; использование средств массовой информации.

4 шаг. Проанализировать разделы и темы учебной программы и учебника относительно возможностей формирования ведущего вида функциональной грамотности

Предполагает формирование читательской грамотности. Литература. 9 класс. Коровина В.Я. Примеры заданий.

1. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?

2. Как помогает ирония, сарказм, сатира в создании характеров поэмы?

3. Как оценки Ю. Манна, В. Коровина, П. Анненкова помогают вам осознать громадность подвига и глубину страдания автора знаменитой поэмы «Мёртвые души»?

5 шаг. Подобрать задания для формирования ведущего вида ФГ 

1. Используя материалы Интернета, сравните портреты героев поэмы в исполнении разных художников. Какому художнику, на ваш взгляд, удалось наиболее точно отобразить характеры героев?

2. Угадайте героев-помещиков на портретах (подписи к портретам закрыты или не выведены на экран проектора). Какие художественные детали помогли вам определиться с ответом?                                        

3. Чичиков – успешный делец, по-вашему? В чём состояла его первая финансовая победа?

6 шаг. Выбрать соответствующую методику(и) для выполнения заданий (то есть процесса обучения функциональной грамотности):

1.Методика «Природа  – городу –  человеку».

2. Методика «Алгоритм».

3. Методика «Маршрут».

4.Методика «Оценка – прогноз –действие».

5.Методика «За» и «Против» (Выбор).

6.Методика «Редуцированная таксономия целей обучения».

7.Методика «Решаем вместе»

1. Алгоритмы деятельности поведения. Использование правил, инструкций, выполнение лабораторной/практической работы.

2.Конструирование маршрута. Литературные (познавательные, историко-культурные и др.) маршруты, экскурсии, проезд по городу; работа с картой – путеводителем.

3. «Оценка-прогноз-действие».  Формирование ориентировочных умений в учебных и нелогичных текстах; умение задавать вопросы

4. «За» и «против» (выбор). Умение определять положительные и отрицательные моменты, стороны действия или явления, продукта (товара), (опора на правила, свойства, функции предмета, объекта)

5. Редуцированная таксономия целей обучения. Знание: запомнить, воспроизвести Понимание: объяснить, привести пример. Применение: перенос в новую ситуацию (алгоритм, правило, совокупность свойств и т.д.)

6. Решаем вместе. (учебное сотрудничество обучающихся в малых группах: совместное решение учебных задач в процессе выстраивания межличностных отношений)

7 шаг. Подобрать диагностические ситуации-задания ― проверяется умение ученика пользоваться универсальными методиками

Стоимость стола (блюд, подаваемых хозяевами поместий).

Вопрос-ситуация: смог бы Ваш семейный бюджет выдержать ежедневные траты на обед, соизмеримые с тратами среднестатистического помещика XIX века?

Через смысловое чтение (читательская грамотность) развиваем финансовую грамотность. Формируем устойчивое понимание правильной модели социального и финансового поведения.

При изучении поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя в 9 классе находим в тексте описание угощения на столе у Собакевича (щи, фаршированный бараний желудок, бараний бок, ватрушки, гусь и варенье из редьки и пр.); у Коробочки (грибки, пирожки, скородумки, шинишки, приглы, блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, пресный пирог с яйцом и пр.) и предлагаем обучающимся обозначить приблизительную стоимость каждого блюда, используя современные денежные единицы. Затем подсчитываем затраты на обед в целом и делаем выводы. Отвечаем на поставленный учебный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы

В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся

Самостоятельная работа №2 (6 час). Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся Изучите предложенные информационные ресурсы:https://cloud.mai...

Фрагмент урока русского языка в 7 классе, направленный на формирование функциональной грамотности "Экскурсия в Ульяновске"

Фрагмент урока русского языка в 7 класс, направленный на  формирование функциональной грамотности "Экскурсия в Ульяновске"...

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского языка является одной из ключевых задач современного образования. В статье рассматриваются методы и подходы, которые способствуют р...