Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Семьянова Марина Михайловна

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

                            Учитель французского языка ГБОУ гимназии № 192 «Брюсовская гимназия»

Семьянова Марина Михайловна

Санкт-Петербург

2016

«Проект – это совместная учебно-познавательная , творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности»

Основные требования к проекту

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы).
  • Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование самого проекта).
  • Исследовательская работа учащихся (поиск информации).
  • Результат работы над проектом (продукт).

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

  • Практико-ориентированный проект (нацелен на социальные интересы учащихся )
  • Исследовательский проект
  • Информационный проект (направлен на сбор информации)
  • Творческий проект (свободный подход к оформлению результатов)
  • Ролевой проект

Классификация проектов по продолжительности

  • Мини-проекты (один урок или менее)
  • Краткосрочные проекты (4-6 уроков)
  • Недельные проекты
  • Годичные проекты

Формы продуктов проектной деятельности

  • сайт;
  • Анализ данных социологического опроса;
  • Атлас;
  • Бизнес-план; путеводитель, справочник;
  • Видеофильм; мультимедийный продукт, видеоклип;
  • Выставка;
  • Газета, журнал; публикация, статья, законопроект, письмо в…;
  • Макет, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж;
  • Игра, сказка, сценарий, праздник;
  • Система школьного самоуправления;
  • Экскурсия;
  • Прогноз

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

  • По комплексности:

  - монопроекты (в рамках одного предмета)

  - межпредметные проекты

  • По характеру контактов:

  - внутриклассные

  - внутришкольные

  - региональные

  - межрегиональные

  - международные

Паспорт проектной работы

  • Руководитель проекта.
  • Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся, состав проектной группы.
  • Тип проекта.
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта, задачи проекта, вопросы проекта.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация.
  • Предполагаемые продукты проекта.

Оформление проектной папки

  1. Паспорт проекта
  2. Планы выполнения проекта
  3. Вся информация по теме проекта
  4. Результаты анализа исследований
  5. Эскизы, чертежи, наброски продукта
  6. Материалы к презентации

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра
  • Воплощение
  • Видеофильм-продукт
  • Диалог персонажей
  • Игра с залом
  • Инсценировка
  • Путешествие
  • Реклама

  • Деловая игра
  • Воплощение
  • Видеофильм-продукт
  • Диалог персонажей
  • Игра с залом
  • Инсценировка
  • Путешествие
  • Реклама

Система оценки проектных работ

  1. Важность темы проекта
  2. Глубина исследования проблемы
  3. Оригинальность решения проблемы
  4. Артистизм и выразительность
  5. Качество выполнения продукта
  6. Убедительность презентации

      Современность диктует нам свои правила во всех сферах жизни. Так и образование переходит на новый виток приоритетных направлений и задач обучения. Обучение иностранному языку перестало сводиться только к заучиванию правил и единиц языка. Напротив, оно стало иметь практическую направленность, влияющее в первую очередь на развитие всесторонне развитой личности, способную полноценно участвовать в межкультурной коммуникации.

На современном этапе образовательная система должна быть направлена на создание системы обучения, при которой обучаемый не просто много бы знал, но и что бы он научился мыслить с помощью этих знаний и развивать у учащихся потребность расширять свои знания. Проблемность, как принцип обучения означает, что при организации обучения содержание учебного материала не даётся в готовом для запоминания виде, а предъявляется в составе проблемной задачи, в которой подлежащее усвоению содержание занимает место неизвестного искомого. Таким образом, проблемность не только особым образом организует содержание усвоенных знаний, но и диктует особую методику его усвоения, т. е. через мыслительные действия обучаемого по поиску этого содержания.

Такой подход к обучению предоставляет интерес для организации учебного процесса по иностранному языку, так, как он предполагает развитие коммуникативной активности.

Далее, одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
В настоящее время этот метод опять широко используется в современных образовательных учреждениях. Можно смело утверждать, что он зарекомендовал себя, как один из
творческо- познавательных методов, повышающий мотивацию учеников к изучению иностранного языка и приносящим не только пользу с точки зрения образования, но и массу удовольствия и положительных эмоций.

Учителю, готовому работать по- новому, желающему стать учителем проектного обучения, необходимо иметь определённый уровень научно- методической подготовки, владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения. Кроме того, освоение учителем технологии обучения проектированию школьников, методов формирования проектной компетентности учащихся связано с переводом учителей на позиции компетентностной парадигмы, выходом из « предметной зашоренности», в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики, по сути, формирование новой профессиональной компетентности учителя. В учителе должно появиться, созреть новое кредо его педагогической деятельности, новое понимание себя и своих учеников в учебном процессе. При проектировании взаимоотношений «учитель- ученик» могут быть продуктивным, только если они имеют характер сотрудничества, партнёрства, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика.

Обратимся ещё к одному важному вопросу- типологии проектов.
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие,  игровые, информационные, практико-ориентированные.

Но, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Говоря о проектах, предназначенных для обучения языку, следует заметить, что они обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

Обращается наше внимание на специфику использования метода на занятиях по языку. Необходимо обратиться к языку и его специфике. И постараться ответить на вопрос: Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами? Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку, отдавая отчёт в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определённого уровня.

Таким образом, основная идея проектного подхода к обучению иностранного языка заключается в том, что бы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Таким образом, проектная работа- такой вид совместной деятельности учителя и учеников, при котором даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

Что же такое проект?

  • Проект – это метод обучения.
  • Проект – это содержание обучения.
  • Проект – это форма организации учебного процесса.
  • Проект – это особая философия образования.

   ШКОЛА БУДУЩЕГО – ШКОЛА    ПРОЕКТОВ!

Библиография


1.  Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2009.-№5
2. Зачёсова Е.В.метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://doob-054.narod.ru/animals.html/
3. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://www.itlt/edu.nstu.ru/
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2012.
5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это?/ Н.Ю.Пахомова // Методист, 2004– № 4
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. 2014. - № 2, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Хотя существует, на мой взгляд, универсальная речевая зарядка....

Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа....

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

Для решения большого комплекса задач при изучении иностранного языка ,необходимо обеспечить контроль знаний,повысить мотивацию к изучению иностранного языка,избегать стереотипов....

Использование ИКТ-проектов как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

        Говоря об инновационных процессах в организации обучения иностранным языкам,  важно рассмотреть вопрос о модернизации содержания образования  в России....

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный...

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале представлены теоритические аспекты эффективной учебной деятельности...