« Второе склонение существительных»
план-конспект урока (9 класс) на тему

Циклаури Светлана Павловна

Конспект открытого урока по латинскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО и Н

ГБОУ СОШ №47

Кафедра иностранных языков

Конспект открытого урока  латинского языка  по ФГОС   для обучающихся 1 года

Тема: « Второе склонение существительных»

            Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

                   Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

            Я полагаю, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Этот  урок  основного курса  латинского языка я посвящаю  введению и активизации  знаний  склонения существительных (а именно второму склонению существительных), правилам  образования форм,   с целью   развития навыков  правильного построения грамматических форм существительных, падежным окончаниям и особенностям второго склонения.

           Общеизвестно, что, осуществляя преемственность обучения латинскому языку в школе и на первом курсе вуза ученикам необходимо овладеть  определенными знаниями  грамматических форм латинского существительного (2 скл. сущ-ных), которые позволят в дальнейшем:
–  формировать   навыки  правильного образования падежных форм  существительных на латинском языке

–  развивать умения понимать элементарные латинские тексты учебного характера

–  решать практические, социальные   и личностно-значимые проблемы;
– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя при  изучении латинского языка.

          Данный конспект урока по латинскому языку  представляет собой пример личностно-ориентированного урока по теме «Второе склонение существительных» в  10 классе учащихся первого года обучения (учебник  «Латинский язык», авторы В.Н. Ярхо, В.И. Лобода – М.: Просвещение, 2010. – 319 с).

          При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения  особенностей латинской фонетики.

Аспекты урока

Цель урока

Формирование ключевых  компетенций  по образованию падежных форм латинского существительного  на уроке латинского  языка.

Задачи урока:

Практическая:
– мотировать навыки УУД в развитии умений  по образованию орм сущ-ных  со словами  различной степени сложности.
Образовательная:
– активизировать и совершенствовать первичный  словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
– развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
– активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.
Развивающие:
– содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
– формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
– развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.  

Тип урока:

урок комплексного применения знаний с использованием электронно-образовательных ресурсов.

УУД:

Личностные:
– формирование познавательных мотивов обучающихся;
– развитие мысленного воспроизведения  произносительных навыков.
Регулятивные:
– планирование алгоритма работы  с партнером;
– владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
Коммуникативные:
– продуктивное взаимодействие обучающихся в решении поставленной задачи;
– участие в небольших  обсуждениях  трудностей  образования падежных форм  латинских слов;
Познавательные:
–  точность и скрупулезность  в  образовании форм, высказывание  мнений, обсуждение проблемных вопросов  существительных;

– комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.

Форма урока:

урок решения практических задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Этапы учебного занятия

I. Организационный момент

–   Какой тип существительных мы с вами уже узнали?(Ответы обучающихся – существительные 1 склонения с основой на - а)

II. Актуализация знаний

– К концу какого века  грамматика латинского языка  принимается   не только на территории Италии но и на всём Пиренейском полуострове. (Ответы обучающихся – к концу II века до н. э. в классической  латыни)

III. Постановка цели урока

– Мы отрабатываем на нашем сегодняшнем уроке  ключевые  компетенции  по существительным второго склонения  (Это существительные с окончанием на us,  еr – мужского рода и с окончанием на um, on – среднего  рода) .  

IV. Актуализация знаний

–  Существительные 2 склонения.  Ко 2 склонению относятся  существительные с окончанием на us,  еr – мужского рода и с окончанием на um, on – среднего  рода .  Все они в genetivus singularis –имеют окончание- i

Мы склоняем существительные – Lupus, Puer, Bellum, Encephalon по падежам: Nom – lupus     puer     bellum     encephalon

                 Gen   - lupi       pueri    belli          encephaloni

        Dat   -  lupo       puerio   bell0          encephalono

                 Acc   -  lupum    puerum    bellum          encephalonum

                 Abl    -  lupo       puerio   bell0          encephalono

                 Voc   -  lupe     puer     bellum     encephalon

Это единственное число. Во множественном числе будет:

                Nom – lupi     pueri     bella     encephalona

                  Gen   - luporum       puerorum    bellorum         encephalonorum

        Dat   -  lupis       pueris    bellis          encephalonis

                 Acc   -  lupos       pueros   bella          encephalona

                 Abl    -  lupis       pueris    bellis          encephalonis

                 Voc   -  lupi          pueri     bella           encephalona

(Познакомиться с  материалом таблицы  со стр. 28 учебника)

V. Первичное восприятие и усвоение нового материала

–  Склонение существительных , правильное произношение гласных и согласных  (стр. 185 учебника)

VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

- Lucrecius

  Ovidius        - определить падеж и объяснить правило

  Filius

  Ovidi

  Fili                    - определить падеж и объснить постановку ударения

VII. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

 (Обучающиеся  склоняют существительные2  скл и 30-40 секунд, предполагают  возможные ошибки  партнера и демонстрируют  исправление ошибок. Десятиклассники обсуждают  допущенные ошибки  участников и показывают примеры правильного  склонения и падежных окончаний

VIII. Обобщение усвоенного материала

Обучающиеся выполняют   обучающиеся выполняют упр. 2 нс тр186  в тетради и затем обмениваются своими предложениями, после чего учитель предлагает просмотреть  записи друг друга и поставить оценки. Данное задание,  не только подводит итог урока, но и готовит обучающихся к домашнему заданию.

IX. Домашнее задание

Обучающиеся обязаны проработать тексты  на стр.186  на отработку навыков  чтения  и склонения существительных  на латинском языке

X. Рефлексия деятельности

–Результат учебной деятельности школьников проявляется  в устных высказываниях и письменных работах обучающихся.

Рассмотренный урок соответствует требованиям ФГОС так как:

  • отражена целенаправленность, целостность и динамика образовательного процесса;
  • включены все виды  деятельности, включая домашнее задание;
  • выполняются познавательная, развивающая, учебная и воспитательная  цели;
  • преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей
  • содержатся основные этапы современного урока;
  • предлагается выбор домашнего задания;
  • согласно общедидактическому принципу имеется связь с жизнью;
  • обеспечиваются условия сотрудничества;
  • используются различные способы оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата выполнения заданий.

В результате обучающиеся

  • узнают лексический материал  склонений существительных   и  воспроизводят  его в решении  поставленных  задач с различной степенью сложности;
  • умеют  услышать партнера и исправить его ошибки   и преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • владеют навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

склонение существительных в немецком языке

презентация: правило +тест с ответами...

"Второе склонение имён существительных"

Урок разработан для учащихся 5-го класса коррекционной школы VIII вида. Знакомит учащихся с существительными второго склонения....

Презентация по теме "Второе склонение существительных"

Презентация по теме "Второе склонение существительных" предназначена для проведения занятий по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка по медицинской терминологии...

Тесты для проверки знаний по теме "Склонение прилагательных" и "Склонение существительных"

Тесты для осуществления контроля знаний по темам Склонение прилагательных и склонение  существительных...

Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....

Второе склонение имен существительных в дательном падеже

Ознакомление с особенностями дательного падежа; закрепление навыков  правописания падежных окончаний имен существительных второго склонения в дательном падеже....

Урок по русскому языку в 5 классе «Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »

Цели:Обучающие:1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий2. Научить определять тип склонения существительных...