"Второе склонение имён существительных"
методическая разработка (5 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 5-го класса коррекционной школы VIII вида. Знакомит учащихся с существительными второго склонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 46 «Центр РиМ»

Конспект открытого урока,

проведенного в 5 классе

по теме:

«2-е склонение имён существительных»

учителем: Прохоровой Н.Г.

Санкт-Петербург

Цель:         Познакомить учащихся с именами существительными, относящимися ко 2-му склонению.

Задачи: 1. учить определять, какие существительные относятся ко 2-му склонению.

2. учить распознавать тип склонения по окончанию и по роду;

3. Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;

4. Воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: предметные картинки, презентация, карточки для инд. работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Повторение.

Давайте вспомним,

 - Имена существительные какого склонения мы изучали на

прошлом уроке?

- Какие существительные относятся к первому склонению?         слайд № 1

(К первому склонению относятся существительные женского и мужского

рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.)

- Что мы еще учились делать?        изменять их по

                падежам.

- Кто помнит сколько падежей в русском языке?        6

- назвать их.

Проверка домашнего задания.

Стр. 142 упр. 371

3. Словарная работа.

А сейчас мы отправимся в зимний лес.

Посмотрите внимательно на картинку, чем покрыта земля.        Снегом

(записать слово снег)

Кого мы с вами встретим в лесу? Для этого нам надо отгадать загадки.

У косого нет берлоги.

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

а от голода — кора.        заяц

Видали вы его не раз,

Он скачет в двух шагах от нас.

«Чирик-чирик, чирик-чирик!»

Кто к этой песне не привык!        воробей

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя?        снегирь

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.        небо

Золотое яблочко

По нёбу катается,

С утра улыбается.

А улыбки-лучи

Очень горячи.        солнце

- выделить окончания, определить род

Вывод:

(Ко второму склонению относятся существительные мужского рода

с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е

в именительном падеже.)

4. Работа по теме урока.

Открыть учебники на стр. 147 упр. 382

- Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

- Какие задания мы должны выполнить?

(выписать имена существительные 2- ого склонения.)

Вспомним:

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

1. Определить род.

2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Дом - он, мой - существительное мужского рода; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное дом второго склонения.

5. Физкультминутка

        Раз, два, три, четыре, пять

        Все умеем мы писать,

        Отдыхать умеем тоже,

        Руки за спину положим,

        Голову поднимем выше

        И легко-легко подышим.

6. Закрепление пройденного.

- Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

 Сначала по картинкам

Вариант 1.

Задание № 1. Прочитай имена существительные. Определи их склонение. В каждой стройке найди лишнее существительное.

- озеро, море, река, океан

- снегирь, дятел, ворона, воробей

- барабан, кукла, мяч, лото

- топор, молоток, пила, рубанок

Задание № 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 2.

Задание № 1. Прочитай имена существительные. Определи их склонение. В каждой стройке найди лишнее существительное.

- волк, медведь, заяц, белка

- автобус, трамвай, метро, машина

- молоко, хлеб, масло, сметана

- капуста, лук, картофель, чеснок

Задание № 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(Вариант для слабых учеников)

Вариант 1.

Задание № 1. Прочитай имена существительные. Определи их склонение.

В каждой стройке найди лишнее существительное.

- снегирь, дятел, ворона, воробей

- барабан, кукла, мяч, лото

Вариант 2.

Задание № 1. Прочитай имена существительные. Определи их склонение.

В каждой стройке найди лишнее существительное.

- волк, медведь, заяц, белка

- автобус, трамвай, метро, машина

7. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- С какими именами существительными познакомились?

- Какие существительные относятся ко 2-му склонению? (слайд)

(Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.)

8. Домашнее задание.

стр.147 упр. 386 (поклажа - то, что положено, уложено куда-л. для перевозки, переноски и т. п.; груз, багаж)

Вам понравилось работать на уроке?

Давайте подарим гостям букет из цветов.

Выберете букет в котором названия цветов относятся ко 2-му склонению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...

Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.

Урок письма для  обучающихся коррекционной школы VIII вида"....

Открытый урок в 5 классе по теме "Три склонения имён существительных"

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые  расстройства и нарушения в эмоционально-волевой сфере....

Урок русского языка в 4 классе по теме"определения типа склонения имён существительных в начальной форме"

Тема урока «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме». Задачи урока: 1. Научить детей правильно определять склонение имён существительных в начальной форме; 2. Прочно закрепит...

Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели:      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....