Учебно-исследовательская деятельность в преподавании иностранных языков
материал на тему

Теплоухова Елена Геннадьевна

Одним из приоритетных направлений ФГОС второго поколения является освоение учащимися учебно-исследовательской деятельности и одной из его форм - проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность в преподавании иностранных языков:

из опыта работы ГБОУ ЦО№1449. (Слайд№1)

(Слайд№2) Одним из приоритетных направлений ФГОС второго поколения является освоение учащимися учебно-исследовательской деятельности и одной из его форм - проекта. Для ученика учебный проект – это  деятельность, которая позволяет максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,  показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности, заранее неизвестный, –  это найденный способ решения проблемы, который носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать УУД и  все компетенции современного школьника.

(Слайд№3)  Все учителя нашего МО без исключения  уделяют большое внимание учебно-исследовательской деятельности школьника на всех этапах его обучения в школе. Форма этой деятельности, которую мы выбрали для себя,- это учебный проект.

 Из всего разнообразия существующих типов проектов МО учителей иностранных языков нашей школы выбрало работу с учебными исследовательскими проектами. Чтобы такой проект не превратился в работу реферативного или информационного  характера, прежде всего, необходимо наличие  проблемной темы проекта, ее грамотная формулировка, корректная постановка цели и задач, предусматривающих обязательное осуществление авторами исследования.

Следует подчеркнуть, что проблема проекта должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения, и тогда процесс работы над проектом продвигается тем успешнее, чем более личностно значимыми являются его цель и результат.

(Слайд№4) Среди методов, используемых в наших исследованиях, можно назвать  следующие:

  •  сравнительно- исторический анализ с составлением сравнительных таблиц;
  •  историко-этимологический анализ;
  •  сопоставительный метод;
  •  метод классификаций;
  •  анкетирование с последующей обработкой полученных данных и др.

(Слайд№5)   Надо отметить, что целью учебного исследовательского проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы. Проектным продуктом являются: папка с письменным отчетом (обязательно), слайдовая презентация, разнообразные модели в зависимости от темы проекта, газеты, плакаты, литературные переводы, викторины, глоссарии и др.

(Слайд№6) Еще одно отличие  учебно-исследовательской деятельности –  предварительное планирование работы.

Мы начинаем нашу работу над проектами следующего учебного года  еще в мае предыдущего с привлечением ребят и выбора темы. Мы стараемся не предлагать ребятам готовых тем проектных работ. Мы предлагаем какую-либо проблему в самых общих чертах, тем самым давая ребятам возможность обсудить ее и домыслить, возможно, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать в следующем году.

Следующий этап - это составление нашими учителями образовательной программы  и урочно-тематического планирования проектной деятельности. В программе описываются актуальность, цель, задачи, теоретическая база, результативность и информационные источники для выполнения  учебного исследовательского проекта. Составление этих программ идет с учетом:

  •  темы и проблемы проекта;
  •  возрастных  и индивидуальных особенностей;
  •  опыта и интересов учащихся;
  •  доступностью и посильностью информации;
  •  возможностью использовать самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся;
  •  использования исследовательских методов.

 (Слайд№7) Далее наша работа продолжается в сентябре месяце и включает в себя следующие этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный (целеполагание и планирование своей проектной деятельности учащимися):
  • уточнение темы, определение цели и задач;
  • формирование микрогрупп и распределение заданий для каждой из них, сроков выполнения;
  • определение способов отчетности и т. д.

(Слайд№8) 2. Поисковый (начало реализации своего плана):

  • сбор информации, ее обработка и анализ, составление литературного обзора;
  • компьютерная обработка 1 главы проектной папки (письменного отчета) с обязательным  формулирование выводов по 1 главе.

(Слайд№9) 3. Деятельностный (продолжение реализации своего плана):

  •  исследовательская  деятельность учащихся, включающая проведение анкетирования, сравнительно- исторического анализа, сопоставительного анализа, составления словарей, викторин и т.д.
  •  компьютерная обработка 2 главы проектной папки (письменного отчета) с обязательным  формулирование выводов по 2 главе.

(Слайд№10) 4. Заключительный ( презентация проекта и рефлексия):

  •  создание слайдовой  презентации и других продуктов проекта;
  • обсуждение практического применения продуктов проекта;
  • защита проекта;
  •  использование продуктов проекта;
  •  самооценка и рефлексия;
  •  подведение итогов.

 (Слайд№11)    Мы подготовили для вас небольшой видео ролик о том,  как учащиеся 7 класса защищают свой учебно-исследовательский проект прошлого года. Видео ролик содержит не всю презентацию, а три фрагмента, в которых вы увидите:

  • как ребята говорят об актуальности темы своего проекта;
  • ставят цель и задачи;
  • делают сравнительный анализ;
  • формулируют выводы по результатам исследования.

ВИДЕО РОЛИК

(Слайд№12) Проектная деятельность в равной степени вовлекает в свою орбиту и ученика, и учителя. Однако,  надо помнить, что в этой связи возникают две крайности: с одной стороны, полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя– лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.

Обобщить наш опыт по организации учебно-исследовательской деятельности в зависимости от возраста школьников и этапов проекта можно  в следующей таблице

( смотри ниже).

Комментарии к таблице.

Учащиеся начальной школы  и пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности.  Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного. Кроме того, многие ребята еще медленно читают, не всегда понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать. Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса.

Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.

Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что бы организовать работу так, чтобы ученик чувствовал, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов.

Итак,  в начальной школе  и  в  5-6 классах учебные проекты выполняются группой учащихся, часто целым классом, где каждый ученик вносит посильный вклад  в общую работу, а тематика и лексическое наполнение проектов не выходят за рамки УМК.

Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального.

Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности – это их слабое место. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Следует еще раз подчеркнуть, что проблема проекта должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения, и тогда процесс работы над проектом продвигается успешнее. В целом при дозированной помощи, ненавязчивом контроле и вдохновляющем примере семи- и восьмиклассники успешно справляются даже с большими, сложными проектами.

Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.

Этапы работы

над проектом

Степень участия учителя

начальная школа и 5-6-е классы

7–8-е классы

9–10-е классы

Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей,

стимулирующей и обучающей помощи и

руководства, не подменяющее

самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу

учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме

консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

Целеполагание

Реализация плана

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь

Рефлексия

Незначительная помощь, оказываемая

в отдельных случаях по инициативе

учителя

Презентация

 (Слайд№13)   Как и когда подводятся итоги учебно-исследовательской деятельности учащихся?

1.Закономерным итоговым этапом учебно-исследовательской деятельности учащихся 10 классов в нашей школе является выполнение обязательного для каждого учебного исследовательского проекта как одной из форм переводного экзамена.  Публичная защита проектов десятиклассников проходит обычно в мае месяце с привлечением независимых экспертов. Хочется отметить, что проект на иностранном языке не всегда выбирают те ребята, которые связывают свое будущее с лингвистикой.

2.Итоги  учебно-исследовательской деятельности прошедшего учебного года для учащихся начальной и средней школ подводятся на традиционной ежегодной школьной конференции в конце апреля. В одну из суббот апреля наша школа превращается в большую площадку по защите выполненных в этом учебном году проектов учащихся. У нас работает  нескольких секций, включая секцию иностранных языков. Все ученики нашей школы принимают активное участие в этой конференции: кто в качестве выступающих, а кто в качестве зрителей, выбрав посещение секции по своим интересам. Хочется подчеркнуть, что такое мероприятие вызывает живой интерес у всех ребят, давая не только возможность узнать много интересного и необычного, но это еще стимул, чтобы принять решение об участии  в учебно-исследовательской деятельности в следующем году.

(Слайд№14)  В этом году исполняется 5 лет  существованию учебно-исследовательской деятельности на иностранных языках в нашей школе. Среди проектов уже выполненных нашими ребятами можно назвать следующие:

 (Слайд№15)   1. Междисциплинарные проекты. При подготовке такого проекта содержание,  относящееся к той или иной области знаний или учебной дисциплине, излагается на иностранном языке. Такой проект развивает речевую и языковую компетенции ученика; позволяет интегрировать учебные дисциплины; учит работать с аутентичными текстами.

  • «Об экологических проблемах района Лианозово на английском языке»;
  • «Исследование гипотезы существования НЛО»
  • «Спорт в нашей жизни»;
  • «Фаст фуд: есть или не есть»;
  • «Зоопарк как природоохранная среда»;
  • «Электронные книги: за и против».

(Слайд№16)   2. Страноведческие проекты. В этих проектах рассматриваются проблемы истории, культуры и традиций стран изучаемого языка. Данный тип проекта  вызывает живой интерес ребят; развивает лингвосоциокультурную компетенцию школьника; озволяет выполнять яркие, красочные работы; представляет широкие возможности для формулировки проблемы исследования. Этот тип проекта тоже выполняется на иностранном языке, который в данном случае также является средством изложения материала.

  • “Two great capitals: Moscow and London”;
  • “Two unique cities: St. Petersburg and Washington”;
  • “Britain castles: the past and the present”;
  • “The system of education in Russia and Great Britain”;
  • “The history of chocolate in Great Britain and Russia”;
  • “Tea  traditions in Great Britain and Russia”;
  • “National houses around the world”.

(Слайд№17)  3 . Лингвистические проекты. Эти проекты исследуют языковые и речевые явления как в рамках одного языка, так и в сопоставительном плане, включая исследование различных феноменов взаимодействия языков и культур. Выполнение этих проектов требует высокого уровня владения иностранным языком, умение работать со словарно- справочной литературой, а следовательно, выполняется школьниками старших классов. В лингвистических проектах иностранный язык выступает в качестве материала исследования, а сам же проект выполняется на русском языке с вкраплениями иностранного языка.

  • «Пословицы и поговорки – элемент культуры народа»;
  • «Английский вокруг нас» (посвящен английским заимствованиям в русском языке);
  • «Этимология английских слов»;
  • «Влияние английского языка на молодежный сленг».

(Слайд№18)    Накопив достаточно опыта в выполнении проектов на английском  языке, в прошлом году мы с ребятами приняли решение начать участвовать в окружных и городских конкурсах и фестивалях школьных проектов на иностранном языке. Наши первые шаги в этом направлении оказались достаточно успешными.

2010-2011:

  • 1 место и 2 место в окружном конкурсе” My dear teacher”;
  • 2 номинации в ежегодном городском конкурсе школьных проектов по лингвистике и межкультурной коммуникации «Прорыв» в Московском гуманитарном педагогическом институте (МГПИ);
  • Участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» на сайте «Первое сентября»;

2011-2012:

  • 2 место и два 5-х места в  окружном конкурсе творческих и проектных работ «Спорт и здоровый образ жизни»;

Эти первые успехи окрылили и ребят, и нас, и доказали, что мы движемся в правильном направлении, а следовательно продолжаем нашу работу.

(Слайд№19)   Наши планы на будущее:

  • Продолжить и расширить участие в окружных и городских конкурсах и фестивалях школьных проектов на иностранном языке.
  • Освоить работу с билингвальными проектами- проектами на английском и французском языках с учащимися 8-10 гимназических классов.
  • Начать работу с долгосрочными проектами, в которых исследование может использовать результаты уже выполненных несколько лет назад проектов  и новые исследования учащихся. Проект “About environmental problems of Lianozovo in English” был выполнен 4 года назад, а, следовательно, можно провести исследование, выяснив, что же изменилось в нашем родном Лианозово за эти годы с точки зрения экологической обстановки.

(Слайд№20)   Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-исследовательская деятельности в преподавании иностранных языков: из опыта работы ГБОУ ЦО№1449. Москва , 2012

Слайд 2

Для ученика учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания , которое позволяет формировать УУД и компетенции современного школьника. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 3

Учебные исследовательские проекты Проблемная тема проекта , ее грамотная формулировка; корректная постановка цели и задач , предусматривающих обязательное осуществление авторами исследования; неизвестный для автора результат проектной деятельности. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 4

Методы исследований сравнительно- исторический анализ с составлением сравнительных таблиц; историко-этимологический анализ; сопоставительный метод; метод классификаций; анкетирование с последующей обработкой полученных данных и др . Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 5

Проектный продукт папка с письменным отчетом (обязательно); слайдовая презентация; разнообразные модели (в зависимости от темы проекта); газеты, плакаты; литературные переводы; викторины; глоссарии и др. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 6

Планирование работы образовательная программа урочно-тематическое планирование проектной деятельности Составление программ идет с учетом: темы и проблемы проекта; возрастных и индивидуальных особенностей; опыта и интересов учащихся; доступностью и посильностью информации; возможностью использовать самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся; использования исследовательских методов. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 7

Этапы работы над проектом . 1. Подготовительный: уточнение темы, определение цели и задач; формирование микрогрупп и распределение заданий для каждой из них, сроков выполнения; определение способов отчетности и т. д. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 8

2. Поисковый: сбор информации, ее обработка и анализ; составление литературного обзора; компьютерная обработка 1 главы проектной папки ( письменного отчета) ; обязательное формулирование выводов. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 9

3. Деятельностный: исследовательская деятельность учащихся, включающая проведение анкетирования, сравнительно- исторического анализа, сопоставительного анализа, составления глоссариев, викторин и т.д. компьютерная обработка 2 главы проектной папки (письменного отчета) обязательное формулирование выводов. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 10

4. Заключительный: создание слайдовой презентации и других продуктов проекта; обсуждение практического применения продуктов проекта; защита проекта; использование продуктов проекта; самооценка и рефлексия; подведение итогов. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 11

“Two unique cities: St. Petersburg and Washington D.C.” (фрагменты презентации проекта) актуальность темы проекта; цель и задачи; сравнительный анализ (фрагмент); выводы по результатам исследования. видео Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 12

Этапы работы над проектом Степень участия учителя начальная школа и 5-6-е классы 7–8-е классы 9–10-е классы Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося Целеполагание Реализация плана Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь Рефлексия Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя Презентация Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 13

Итоги учебно-исследовательской деятельности Обязательный для каждого учащегося 10 класса учебный исследовательский проект как одна из форм переводного экзамена . Традиционная ежегодная школьная конференция проектных работ Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 14

Учебные исследовательские проекты Междисциплинарные Страноведческие Лингвистические Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 15

1.Междисциплинарные проекты. «Об экологических проблемах района Лианозово на английском языке»; «Исследование гипотезы существования НЛО» «Спорт в нашей жизни» ; « Фаст фуд-есть или не есть»; « Зоопарк как природоохранная среда »; «Электронные книги: за и против». Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 16

2. Страноведческие проекты “Two great capitals: Moscow and London”; “Two unusual cities: St. Petersburg and Washington”; “Britain castles: the past and the present”; “The system of education in Russia and Great Britain ”; ““The history of chocolate in Great Britain and Russia”; “Tea traditions in Great Britain and Russia”; “Unusual houses around the world”. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 17

3. Лингвистические проекты. « Пословицы и поговорки – элемент культуры народа»; «Английский вокруг нас» ( посвящен английским заимствованиям в русском языке ); «Этимология английских слов »; «Влияние английского языка на молодежный сленг». Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 18

Наши успехи 2010-2011: 1 место и 2 место в окружном конкурсе” My dear teacher ”; 2 номинации в ежегодном городском конкурсе школьных проектов по лингвистике и межкультурной коммуникации «Прорыв» в Московском гуманитарном педагогическом институте (МГПИ); Участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» на сайте издательского дома «Первое сентября»; 2011-2012: 2 место и два 5-х места в окружном конкурсе творческих и проектных работ «Спорт и здоровый образ жизни»; Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 19

Наши планы на будущее: Продолжить и расширить участие в окружных и городских конкурсах и фестивалях школьных проектов на иностранном языке. Освоить работу с билингвальными проектами- проектами на английском и французском языках с учащимися 8-10 гимназических классов. Начать работу с долгосрочными проектами. Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012

Слайд 20

Спасибо за внимание! Теплоухова Е.Г., ГБОУ ЦО №1449, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Организация внеурочной деятельности в области преподавания иностранного языка. Из опыта работы.

Организация внеурочной деятельности в области преподавания иностранного языка. Из опыта работы....