Современные способы контроля и оценки учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему

Косухина Лариса Васильевна

Система контроля и оценки как повышения качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика является важной в условиях введения новых ФГОС. Новый стандарт предполагает такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемого на основе учебной самостоятельности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc200.5 КБ
Файл yazykovoe_portfolio.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Современные способы контроля и оценки учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Система контроля и оценки как повышения качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика является важной в условиях введения новых ФГОС. Новый стандарт предполагает такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемого на основе учебной самостоятельности учащихся. Арсенал приёмов, обеспечивающий успешное достижение, широк.

Одной из важных характеристик современной системы оценивания уровня и качества освоения обучающимися учебных программ является её критериальность.Основными критериями оценивания на моих уроках выступают планируемые результаты обучения.  При  этом критерии оценки и алгоритм выставления отметок известны и учителю, и ученику. Для каждого вида работы разрабатываются подробные критерии оценки.(Приложение 2. 1)

Особо хочется  сказать о тестах и тестовых заданиях. С помощью тестов и тестовых заданий удается более точно определить уровень сформированности речевых умений по иностранным языкам, так как можно опирается на большее количество баллов, т. е. сумму баллов за каждое из выполненных заданий, поскольку тест состоит из ряда заданий.

К каждому заданию разрабатываются критерии выставления оценок в соответствии стребования к уровню подготовки выпускников основного общего образования и среднего (полного) общего образования, закрепленных в Государственных образовательных стандартах. ( Приложение 2.2. )

В своей практике я используютакже функционирующее оценивание. Общие подходы к оцениванию таковы: учащемуся предлагается «лист оценивания»   куда включены все задания с указанием максимального балла за его выполнение. Учитель на первых уроках дает пояснения как проводить самооценивание. В дальнейшем учащиеся делают  это самостоятельно. Обучающийся самостоятельно  оценивает свою деятельность на уроке. В конце урока   учащиеся  суммируют баллы,  переводят их  в оценку и сообщают результат  учителю, который  подтверждает   данный результат или корректирует его.

     Мной разработаны «листы оценивания», в которых представлены разные уровни выполнения заданий. Получая такие листы в начале урока, обучающиеся имеют четкое представление о разных уровнях выполнения заданий и могут выбрать для себя тот уровень, который на данном уроке им подходит. «Лист оценивания» дает ясное представление о «цене» уровня выполняемого задания. Такие «листы оценивания» можно разработать как на отдельный вид деятельности, так и на отдельный урок, тему, модуль. ( Приложение 2.3.)

Интересным и эффективным способом  современной системы оценивания считаю организацию накопительной (рейтинговой) системы оценивания .

В рамках данной системы оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС наилучшим образом реализуется в языковом портфолио. Осваивать данный метод я начала с учащихся начальной школы.

Для этой цели я выбрала тип “рабочего” портфолио – который включает коллекцию работ, собранных за определенный период времени. Периодом можно считать месяц, четверть, полгода, год. Предлагаемый портфолио может содержать любые материалы, его планы, черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения, когда он поставил перед собой цель и до того, как он её достиг. В качестве накопительной оценки портфолио отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации  контрольной работы или экзамена. ( Приложение 2.4. )

Для учащихся старших классов более приемлимой считаю рейтинговую систему оценивания. Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля. Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс ученика, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний. С этой целью я  составляю  рейтинг–план (правила, по которым рейтинговая оценка по дисциплине будет вычисляться в течение четверти). (Приложение 2.5.) Затем   рейтинг–план доводится до сведения учащихся и выдается каждому на руки. Считаю, что использование данных видов контроля знаний является залогом успешного усвоения дисциплины и позволяет значительно повысить эффективность, как деятельности педагога так и самих учащихся.



Предварительный просмотр:

Приложение 2. 1.

Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)

Оценка        

Содержание         

Коммуникативное взаимодействие  

Лексика        

Грамматика        

Произношение

«5»

Соблюден объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены.        

Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач.

Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку.

Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие

 грамматические ошибки не мешают коммуникации.

Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.

«4»

Не полный объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены.

Коммуникация немного затруднена.        

Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося.

Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация

 обусловлена влиянием родного языка.

«3»

Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере  соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены.

Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы.        

Учащийся делает большое количество грубых лексических

 ошибок.

Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок.

Речь воспринимается с трудом из-за большого количества

фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.

«2»

Учащийся не понимает  смысла задания. Аспекты указанные в задании не учтены.

Коммуникативная задача не решена.

Учащийся не может построить высказывание.

Учащийся не может грамматически верно построить высказывание.

Речь понять не возможно.

Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)

Оценка

Критерии

Скорость чтения

«5»

Понять основное содержание оригинального текста, выделить основную мысль, определить основные факты, догадаться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком.

Скорость чтения несколько замедлена по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке.

«4»

понять основное содержание оригинального текста, выделить основную мысль, определить отдельные факты. Недостаточно развита языковая догадка, затруднение  в понимании некоторых незнакомых слов.

Темп чтения более замедленен, чем на родном языке.

«3»

не совсем понятно основное содержание прочитанного, может выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.

Темп чтения значительно медленнее, чем на родном языке.

«2»

текст не понятен  или содержание текста понято неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.

Темп чтения значительно медленнее, чем на родном языке.

     

 Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)     

Оценка

Критерии

«5»

Ученик полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта), использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).

«4»

полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.

«3»

понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.

«2»

текст учеником не понят, с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

         

 Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)

Оценка

Критерии

«5»

Ученик может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.

«4»

При достаточно быстром просмотре текста, ученик находит только примерно 2/3 заданной информации.

«3»

если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.

«2»

ученик практически не ориентируется в тексте.

Пример критериального оценивания проектов учащихся

по  английскому языку в старших классах

Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят учащиеся (самооценка)  и учитель.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

 

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность 

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике  всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) с использованием  лексики по теме проекта.

От 0 до 2

Проделанная работа развивает  умения и навыки учащихся по темам,  «……………………………»., предусмотренным Общеобразовательными Стандартами  

От 0 до 2

Авторы в работе указали    область применения полученных знаний  

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов 

1

Соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания проектной работы 

выводы работы соответствуют поставленным целям

2

оригинальность, неповторимость проекта

2

  в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1

есть ли исследовательский аспект в работе

2

есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) 

интересная форма представления  

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

1

текст легко воспринимается,

1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов 

От 0 до 2 

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до

Приложение 2.2.

Примерное задание к части А.( Грамматика)

Критерии оценивания – знание грамматических конструкций.

A1. Complete the sentences. Use have to or has to

  1. School starts at eight thirty. I ……….. get up at seven o’clock.
  2. Mike wants to speak French very well. He ……… study every day.
  3. …… we ….. go there by car? It isn’t very far.
  4. She …………… read this book. She has already done it.
  5. When it is summer, we ……………. get up at seven o’ clock in the morning.

A2. Use will or won’t

  1. Holmes …….. (catch) a cold tomorrow.
  2. Cluless …….(not\be) a better detective.
  3. Cluless ……. (catch) a lot of fish this afternoon.
  4. Cluless ……. (marry) Holmes.
  5. It …… (not\rain) this afternoon.

A3. Complete with Present Perfect

  1. Vicki …….. (choose) Lucky.
  2. Mark …….(not\meet) Bob before.
  3. …….. (not\be) here before.
  4. Vicki …… (not\speak) to the vet.
  5. (find) ……. you ……a new home for Tessie?

Критерии

БАЛЛЫ

ОПИСАНИЕ

0-5

  1. Вы продемонстрировали очень незначительное знание грамматики английского языка. Неправильно используете пройденный материал. Вы мало занимались в этой теме. Вы должны повторить следующие грамматические структуры: конструкция have to\has to, простое будущее время, а также настоящее совершенное

06.10.16

  1. Вы продемонстрировали удовлетворительное знание и понимание пройденного материала, используете грамматические конструкции довольно правильно и связно; Есть явные основания полагать, что Вы знаете, как использовать грамматический материал по пройденной теме, уместно используете полученные знания и раскрываете скобки практически без ошибок. Все же Вам необходимо еще поработать над пройденным материалом. Повторите, как образуется The Present Perfect Tense, как строятся утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения с конструкцией have to\has to)

01.10.15

  1. Вы продемонстрировали великолепное знание и полное понимание пройденных грамматических конструкций; Великолепно используете пройденный материал, точно и уверенно демонстрируете полное понимание процессов образования грамматических конструкций.

Приложение 2.3.

Таблица №1. Карта самооценивания УМК «Английский с удовольствием» М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева (урок №21)

Критерий

can

can   not

Назвать все цвета, которые изучили,   на английском языке

Составить рассказ о животном по схеме

Составить рассказ о животном без схемы

Спросить «У тебя есть собака?» и ответить на этот вопрос

Назвать  буквы английского алфавита

Назвать звуки, которые передают согласные буквы английского алфавита

Критерий

знаю все буквы английского алфавита

знаю,  какие звуки передают согласные буквы английского алфавита

знаю, как читать букву Ii в закрытом слоге

могу рассказать о моем любимом животном

могу сказать, что я делаю каждый день

могу сказать, что мой друг делает  каждый день

Приложение 2.5.

Правила системы рейтингования обучающихся

Памятка ученикам

Устный ответ ( краткий ) или ответ на вопрос – 1 балл.

Чтение – 2 балла.

Письменное упражнение – 3 балла ( или каждое предложение по 1 баллу, в зависимости от сложности)

Устный рассказ – 5 баллов (Чтение стихов наизусть, пересказ текста, монолог, диалог)

Перевод текста – 3 балла. (Объем устанавливает учитель)

Количество баллов варьируется в зависимости от качества выполненной работы. (от 0 до максимального, указанного выше)

Льготы

На первом уроке четверти учитель предоставляет темы для льготных заданий.

Дополнительные баллы вы можете заработать подготовив:

Письменное упражнение по грамматике (не менее 5 предложений) – по 1 баллу за каждое предложение.

Кроссворд (не менее 10 слов ) – от 3 до 5 баллов.

Дополнительная информация по изучаемой теме – от 3 до 5 баллов.

Изготовление карточек с заданиями – по 3 балла за 1 карточку.

В зависимости от качества и правильности выполненного задания количество баллов может уменьшиться. (См. Приложение 1.)

Штрафы

Опоздание на урок более 5 минут – минус 1 балл.

Не выполненное домашнее задание – минус 3 балла (Если задание не выполняется в течении текущей недели, то вычитается еще 5 баллов.)

Плохое поведение на уроке – минус 2 балла.

В конце недели подсчитывается общее количество баллов и выводится отметка по традиционной пятибалльной системе, которая заносится в классный журнал:

5 – 15 баллов и выше. (Если учащийся набирает более 20 баллов, то он получает дополнительную отметку)

4 – от 10 до 14,5 баллов.

3 - от 6 до 9,5 баллов.

2 – от 5,5 баллов и ниже. ( можно исправить в течении следующей недели, выполнив не менее 3 заданий по изученной теме)

1 – если баллы не набраны. (Можно исправить в течение следующей недели, выполнив не менее 5 заданий по изученной теме)

Таким образом, мы выполняем основные требования заполнения классного журнала, выставляя отметку по пятибалльной шкале.

Если в течении четверти учащийся по итогам каждой недели получает отметку 5, то четвертная отметка 5 выставляется ему автоматически.

№1

Льготные задания (пример)

Theme: Sports and hobbies.

1). Кроссворды, рефераты, сообщения вы можете подготовить по следующим темам:

«Sports in Russia.»

«Sports in the UK.»

«Famous sportsmen.»

2). Карточки с грамматическими заданиями вы можете подготовить по следующим темам:

Косвенная речь.

Согласование времен.

Образование существительных при помощи суффиксов –ion, -ation.

  1. Вы можете выполнить дополнительные упражнения: ex.№_

Приложение 2.6.

Ф.И. уч-с

                  Месяц: October                   Месяц: November

13/15/17

 

20/22/24

 

18/20

 

21 к/р

 

25/27/29

 

 

1. Kaширова А.

///////////. X

4

 

 

////////////

4

13

4

 

 

 

2. Щевлинская А.  

XXX /////////..

3

 

 

////..///////

4

12

4

 

 

 

3. Зайцева Н.

///////////./.

4

 

 

.//////.////

4

14

4

 

 

 

4. Гудина А.

//////////////// 

5

 

 

//////./////.///

5

15

5

 

 

 

5. Любичев К.

///////////////

5

 

 

////////////////

5

15

5

 

 

 

6. Кирпач Н.

..///.///..///

4

 

 

////..///

3

14

4

 

 

 

7. Сидельников К.

////..///////././/

5

 

 

//////////..

4

15

5

 

 

 

- 1 балл (красным цветом отмечены баллы за льготные задания) 

. -0,5 балла

Х- минус 1 балл

Черный цвет – баллы

Красный цвет - отметки по пятибалльной шкале.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языковое портфолио к учебнику И.Н.Верещагина “Students book ENGLISH ” part 2 Бирюкова Матвея Александровича МБОУ Гимназия им.А.С.Пушкина № 2 2016 год

Слайд 2

Структура языкового портфолио Языковой паспорт Языковая биография Языковое досье

Слайд 3

My language passport

Слайд 4

My name is: Matvey My surname is : Birukov I live at: Russia , Rostov region , Shakhty My birthday is: 24.05.2006 My school is: Gymnasium № 2 My hair is: Brown My eyes are: Brown

Слайд 5

My Language Biography

Слайд 6

How I Learn! Я понимаю слова и предложения лучше , если я: слушаю , как учитель произносит их, вижу их написанными, смотрю на них, слушаю и выполняю задания с ними Я запоминаю слова и фразы лучше, если: читаю их и пишу Я могу выражать свои мысли лучше, если: уже знаю слова, которые можно будет использовать и использую картинки

Слайд 7

Now I Can ..? Listening Skills Successful with a skill Need to revise a skill Excellent Well Not very well Я понимаю простейшие инструкции и указания Я могу соотносить услышанное с картинками или предметами Я понимаю простые диалоги на знакомые темы Я понимаю простые вопросы обо мне и моей семье

Слайд 8

Reading Skills Successful with a skill Need to revise a skill excellent Well Not very well Я знаю буквы алфавита Я могу сопоставить букву и звук Я могу сопоставить слова с картинками Я понимаю простые инструкции Я могу прочитать простые слова и предложения Я могу получить информацию из простых текстов на знакомые темы

Слайд 9

Speaking Skills Successful with a skill Need to revise a skill Excellent Well Not very well Я могу сообщать простую информацию (время, день недели и т.п ) Я могу сообщить простую информацию о себе (имя, возраст, национальность и т.п.) Я могу описать свою семью Я могу задавать и отвечать на простые вопросы Я могу выражать свои предпочтения и вкусы Я могу участвовать в разговоре на знакомые темы Я могу давать простые описания

Слайд 10

Writing skills Successful with a skill Need to revise a skill Excellent Well Not very well Я могу написать буквы алфавита Я могу копировать/списать слова без ошибок Я могу написать простые слова Я могу написать простые предложения Я могу написать короткий текст на знакомую тему Я могу вписать пропущенное слово в предложение

Слайд 11

Истории и рассказы, которые я читаю на английском: Mothers birthday Стихи, которые я читаю на английском: “Big Ben” , “ Winter” , “ My mother” Песни , которые я слушаю на английском: “ Blud fire”, “Hello”, “Tell me why” Фильмы и мультфильмы, которые я посмотрел на английском: Tom and Jerry Я говорю на английском языке: в школе

Слайд 12

Future Plans! Я бы хотел читать книги и журналы на английском языке и разговаривать на английском в других странах. Для этого мне нужно выучить правила чтения, читать каждый день. Выучить много английских слов, научиться строить английские предложения и слушать упражнения на дисках

Слайд 13

My Dossier

Слайд 14

Myself and my family My name is Matvey . I`m ten years old. I live in Shachty . My favourite colour is red. My lucky number is ten. I like whales and elephants but I don`t like spiders. I`ve got a family. It isn`t big. I`ve got a mother and a father. My mother`s name is Irina. My Father`s name is Alexander. I love my parents.

Слайд 15

Мои грамоты

Слайд 16

Мои работы:

Слайд 23

Portfolio Assessment Criteria

Слайд 24

Алгоритм работы с ЯП Определение уровня владения английским языком. Постановка индивидуальных задач в изучении английского языка. Постановка новых задач на основе самооценки и материалов “Досье”. Возвращение к разделу Now I Can ..?

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

«Использование современных инновационных технологий в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

Кодификатор как средство оценки успешности школьника в соответствии с требованиями ФГОС с использованием средств педагогической метрологии.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, основной целью которого является: научить учащихся самостоятельно учиться и помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Совершенствование речевых навыков по теме «Мой дом» § Обучающие:  освоить новые лексические единицы по теме и повторить ранее изученные во всех видах речевой деятельности ,...