Обучение речевой иноязычной культуре первоклассника – как неотъемлемая часть внеурочной деятельности
статья на тему

Проданец Ольга Александровна

В данной статье речь идёт об обучении речевой иноязычной культуре первоклассников. Иноязычная культура - это интегративное образование, включающее в себя совокупность языковых, этнических и поведенческих явлений и процессов, традиционных для носителя языка. В результате приобщения к иноязычной культуре ребёнок овладевает совокупностью гуманистических идей и ценностей, позволяющих адекватно воспринимать другого и другое, выстраивать взаимодействие, овладевать иностранным языком, его правильно использовать, а также применять языковые явления и формы, формировать в своём сознании картину мира, свойственную носителю иностранного языка. Овладение первоклассником иноязычной культурой решает такие задачи в иноязычном образовании, как развитие их языкового сознания с целью получения знаний о мире, о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, формирование умений и навыков межкультурного общения, освоение форм культурного взаимодействия, а также формирование устойчивого интереса к иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение речевой иноязычной культуре первоклассника – как неотъемлемая часть внеурочной деятельности

В настоящее время иностранные языки рассматриваются как культурно-историческая среда, «погружение» в которую обеспечивает миропонимание, мироощущение национального менталитета народа. В движении нашего общества к инновационному, иностранные языки стимулируют формирование мотивации к инновационному поведению.

В свете сказанного становится все более очевидным, что получает признание социокультурный подход к изучению иностранных языков. Суть этого подхода заключается в том, что изучение иностранного языка осуществляется в контексте формирования иноязычной культуры.

Иноязычная культура - это интегративное образование, включающее в себя совокупность языковых, этнических и поведенческих явлений и процессов, традиционных для носителя языка. В результате приобщения к иноязычной культуре ребёнок овладевает совокупностью гуманистических идей и ценностей, позволяющих адекватно воспринимать другого и другое, выстраивать взаимодействие, овладевать иностранным языком, его правильно использовать, а также применять языковые явления и формы, формировать в своём сознании картину мира, свойственную носителю иностранного языка.

В современной социокультурной ситуации отчётливо прослеживается интерес к иноязычному образованию первоклассников. При этом в центре внимания оказываются ребёнок, его внутренний мир, а не сам процесс изучения иностранного языка.

Относительно данной возрастной группы изучение иностранного языка, предусматривает овладение не только знаниями и умениями, но и основами иноязычной культуры. Формирование основ иноязычной культуры способствует развитию способности ребёнка слушать и слышать, понимать и признавать мысль другого, оценивать и сопоставлять культурные ценности чужой культуры со своими и принимать их. Приобщение к культуре другой страны преследует цель развития своей собственной культуры в целом: культуры поведения, общения, речи, умственного труда.

Базовое основание иноязычной культуры закладывается именно в данном возрасте. Овладение первоклассником иноязычной культурой решает такие задачи в иноязычном образовании, как развитие их языкового сознания с целью получения знаний о мире, о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, формирование умений и навыков межкультурного общения, освоение форм культурного взаимодействия, а также формирование устойчивого интереса к иностранному языку.

Важными предпосылками для формирования основ иноязычной культуры являются:

  • чуткость к языковым явлениям,
  • речевая функция,
  • активное формирование познавательных процессов,
  • быстрое запоминание языковой информации,
  • способность к имитации,
  • ведущий вид деятельности - игра - который способствует максимальному раскрытию ребёнка, освоению социальный ролей, развитию его творческих аналитических, умений, естественному восприятию нового.

Формирование основ иноязычной культуры у детей данного возраста представляет собой многомерный динамично развивающийся процесс, который необходимо развивать во внеурочной деятельности.

Программа формирования основ иноязычной культуры сочетает в себе четыре аспекта:

  • языковой (грамматические, фонетические, лексические основы);
  • культуроведческий (страноведческие основы, сведения о стране и культуре страны изучаемого языка);
  • ценностный (ценностное отношение к другой, иной культуре, стране, языку, людям);
  • поведенческий (освоение форм культурного взаимодействия, учёт интересов других, уважительное отношение к собеседнику, умение вести диалог и др.).

Процесс формирования основ иноязычной культуры у первоклассников принимает оптимальный вид при соблюдении следующих условий:

  • проектирование содержания и развития основ иноязычной культуры;
  • организационно-педагогическое обеспечение процесса;
  • использование интегративных и интерактивных технологий;
  • учёт психолого-возрастных особенностей дошкольников;
  • организация общения на основе значимых видов деятельности и неречевых видов детской активности, учитывая познавательные, игровые, личностные, психофизиологические потребности и возможности первоклассников;
  • освоение иноязычной культуры как единого феномена;
  • целесообразное соотношение объёма, содержания, форм, методов и сроков проведения занятий;
  • освоение иноязычной культуры через свою родную культуру в тесной взаимосвязи с ней, на её основе, в атмосфере максимальной психологической комфортности.

Научно-методическое обеспечение процесса формирования основ иноязычной культуры детей данного возраста выстраивается сообразно и параллельно общей программе развития, реализуемой в образовательном учреждении, в три этапа:

  1. Ознакомительный этап - формирование первичного представления об иностранном языке, носителях иностранного языка, их ментальных особенностях. На этом этапе раскрываются связи между иностранным и родным языками;
  2. Этап погружения в иноязычную культуру заключается в демонстрации использования иностранного языка как средства коммуникации и освоении содержательных элементов страноведческого блока. Суть этапа состоит во включении ребёнка в иноязычную коммуникацию с применением освоенной на первом этапе лексики и грамматики. Погружение в иноязычную культуру происходит через освоение содержательных элементов страноведческого блока: страна и её географические и климатические особенности; обычаи, традиции, праздники страны изучаемого языка; представители страны изучаемого языка; игры, в которые они играют и обобщение полученных знаний и умений закрепление их в ролевой игре;
  3. Этап ориентирования первоклассника в контексте иноязычной культуры - формирование активной познавательной позиции по отношению к языку, культуре, стране, представителям культуры. Суть этапа состоит в завершении формирования основ иноязычной культуры и переносе полученных знаний и умений в жизнедеятельность.

Учитывая особую подвижность и активность детей в данном  возрасте, следует планировать не только весь комплекс занятий, но и ежедневные занятия таким образом, чтобы в их ходе использовались различные виды деятельности - как спокойные, так и активные, чтобы во время занятий дети не только сидели, но и выполняли какие-либо задания стоя или в движении.

Так как ведущим видом деятельности детей данного возраста является игра, то и атмосфера учебного занятия и выполнение упражнений должны носить игровой характер, и направлены на развитие психических функций ребёнка (памяти, мышления, внимания, воображения), а также на формирование умственных способностей, необходимых для изучения иностранного языка.

В ходе  обучения необходимо использовать так называемые «реальные образы», а также сказки и сказочные персонажи, с которыми происходил бы обмен той или иной информацией. Умеренное обилие используемых персонажей помогает реализации задач воспитательного, развивающего, познавательного и учебного аспектов.

Учебный процесс следует строить на сюжетной организации материала как рамках каждого занятия, так и рамках его каждой части. Для проведения занятий необходимо отбирать такой материал, который был бы значим и интересен детям, а также способствовал развитию у них эмоций в рамках психологической комфортности преподавания.

Педагогические исследования, подтвердили, что  обучение иностранному языку и иноязычной культуре с ведущими для данного возраста видами деятельности (игра, общение) и со значимыми видами — (рисование, ритмика, музыка) с использованием лингвострановедческого компонента значительно повышает результативность овладения детьми иностранным языком, а также способствует развитию их психологических функций и позволяет повысить уровень мотивации к занятиям, что даёт возможность полнее удовлетворить познавательные интересы обучаемых, способствует воспитанию у них положительного отношения к носителям другой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Задачи:– познакомить обучающихся с разнообразием народных игр Ленинградской области;– содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, как одному из...

Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей....

Совместное выполнение домашних заданий, вызывающих затруднения у учащихся, как составная часть внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностны...