Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
статья на тему
Всевозрастающий поток информации и знаний требует от учащихся быстрой ориентации и усвоения новых достижений и открытий в науке, пополнения и обновления знаний. Общеизвестно, знания в настоящее время быстро устаревают, они не всегда адекватно отражают современное состояние наук. В связи с этой обьективностью развития современного общества актуальным для школы становится веление времени:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ob_issled_deyat_na_publikatsiyu.docx | 24.98 КБ |
rabota_ob_issled_deyat_na_publikatsiyu.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Жамбалова Ирина Владимировна,
учитель иностранных языков
МБОУ «Сосново-Озерская средняя
общеобразовательная школа №1»
Еравнинского района
Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников
Всевозрастающий поток информации и знаний требует от учащихся быстрой ориентации и усвоения новых достижений и открытий в науке, пополнения и обновления знаний. Общеизвестно, знания в настоящее время быстро устаревают, они не всегда адекватно отражают современное состояние наук. В связи с этой обьективностью развития современного общества актуальным для школы становится веление времени:
-научить учащихся стратегии самостоятельного творческого усвоения новых знаний и на основе этих знаний уметь решать возникающие проблемы и быть способным применять приобретенные знания в практической деятельности;
-формировать личность, способную к достижению осознанно поставленной цели, к самостоятельному творческому мышлению и постоянному систематическому пополнению и обновлению своих знаний.
Это требует широкого внедрения в образовательный и воспитательный процессы альтернативных форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельностях. Одной из таких альтернатив является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Результат ее, как правило, известен учителям заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают свое собственное открытие. Организация исследовательской деятельности учащихся решает следующие моменты:
- Знакомит с методами творческой и научной работы,
- Развивает познавательный интерес, любознательность,
- Развивает первичные научно – исследовательские знания и умения учащихся,
- Знакомит с методами системного анализа,
- Обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации,
- Развивает умение вычленять наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий,
- Учит общению со сверстниками,
- Решает коммуникативную проблему,
- Решает психологическую проблему – преодолевает неуверенность, стеснительность.
Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроке: проведение учебного эксперимента, выполнение домашнего задания исследовательского типа, применение исследовательского метода во время традиционных и нетрадиционных уроков. Во внеурочной деятельности: написание выпускной экзаменационной работы, исследовательская практика, на факультативных занятиях, участие в олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, в процессе работы над проектом.
В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п. Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
- / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
- II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
- III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
- IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом».
Предварительный просмотр:
Жамбалова Ирина Владимировна,
учитель иностранных языков
МБОУ «Сосново-Озерская средняя
общеобразовательная школа №1»
Еравнинского района
Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников
Всевозрастающий поток информации и знаний требует от учащихся быстрой ориентации и усвоения новых достижений и открытий в науке, пополнения и обновления знаний. Общеизвестно, знания в настоящее время быстро устаревают, они не всегда адекватно отражают современное состояние наук. В связи с этой обьективностью развития современного общества актуальным для школы становится веление времени:
-научить учащихся стратегии самостоятельного творческого усвоения новых знаний и на основе этих знаний уметь решать возникающие проблемы и быть способным применять приобретенные знания в практической деятельности;
-формировать личность, способную к достижению осознанно поставленной цели, к самостоятельному творческому мышлению и постоянному систематическому пополнению и обновлению своих знаний.
Это требует широкого внедрения в образовательный и воспитательный процессы альтернативных форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельностях. Одной из таких альтернатив является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Результат ее, как правило, известен учителям заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают свое собственное открытие. Организация исследовательской деятельности учащихся решает следующие моменты:
- Знакомит с методами творческой и научной работы,
- Развивает познавательный интерес, любознательность,
- Развивает первичные научно – исследовательские знания и умения учащихся,
- Знакомит с методами системного анализа,
- Обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации,
- Развивает умение вычленять наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий,
- Учит общению со сверстниками,
- Решает коммуникативную проблему,
- Решает психологическую проблему – преодолевает неуверенность, стеснительность.
Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроке: проведение учебного эксперимента, выполнение домашнего задания исследовательского типа, применение исследовательского метода во время традиционных и нетрадиционных уроков. Во внеурочной деятельности: написание выпускной экзаменационной работы, исследовательская практика, на факультативных занятиях, участие в олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, в процессе работы над проектом.
В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п. Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
- / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
- II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
- III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
- IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе
Выступление на методическом объединении...
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии
Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Данный материал представляет собой содержание годичного семинара, проведенного Пчелинцевой Т.А. для учителей математики г. Владимира. Необходимость проведения такого семинара созрела после анали...
Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.
Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...
Статья "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся"
В статье отражён опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Статья представлена в Сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятель...
Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся"
В статье рассказывается об организации учебно-исследовательской деятельности. Указаны цели, которые эта деятельность преследует, советы, как выбрать тему, форма выполнения, где можно выступить со свое...