Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся"
статья по физике (10 класс)
В статье рассказывается об организации учебно-исследовательской деятельности. Указаны цели, которые эта деятельность преследует, советы, как выбрать тему, форма выполнения, где можно выступить со своей работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрышева Ю. Г. учитель физики
ГБОУ СОШ №13 Невского района
Санкт-Петербурга
Организация учебно-исследовательской деятельности
во внеурочной деятельности учащихся:
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учеников представление о естественно-научной картине мира, формирует их мировоззрение. Являясь основой научно-технического прогресса, дает понять, как важна эта наука для современного мира. Одной из целей изучения физики в основной школе является: развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а так же интереса к углублению физических знаний. Способом достижения этой цели может служить вовлечение учеников в учебно-исследовательскую деятельность.
«Педагоги и психологи доказали: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека про являются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.»[1,228]
Так сложилось, что в гуманитарных учреждениях очень мало времени отводится на изучение физики, а часть учащихся проявляет к этому предмету интерес. Поэтому в своей работе я стараюсь привлекать этих ребят к внеурочной деятельности. Ученики, которые имеют желание участвовать в этом направлении, работают над проектом, то есть учебно-исследовательской работой.
Учебно-исследовательская работа со стороны ученика – это возможность раскрыть свой творческий потенциал. Проявить индивидуальность, попробовать свои силы, проверить и дополнить свои знания. Публично показать достигнутый результат.
Учебно-исследовательская работа с точки зрения учителя – это средство обучения, развития и воспитания, которое позволяет выработать исследовательские умения: выдвигать гипотезу, определять цели и задачи, наблюдать и делать выводы, классифицировать и структурировать материал. Научить работать в группе. Учебно-исследовательская деятельность дает возможность расширить и применить на практике школьные знания.
Творческую работу обычно выполняют 1-2 человека. Тему работы выбирает сам ученик в зависимости от своих интересов и возможностей. Она должна быть конкретной и выполнимой в имеющихся условиях. Обычно стараемся выбирать тему согласно тому материалу, который очень коротко изложен в учебном пособии. Тогда выполняя исследование, учащийся углубляет свои знания, работая с дополнительной литературой, а затем, выступая на уроке перед аудиторией, может проинформировать своих товарищей. Форма выполнения работы чаще всего информационно-реферативная, то есть, написана на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы, или экспериментальная, в которой используется научный эксперимент, имеющий известный результат. Время, в течение которого создается проект, составляет несколько месяцев с сентября по март. В конце февраля ученики представляют свои рефераты на заседании УНО, работы, признанные лучшими, участвуют в районной Научно-практической конференции «Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск».
Приведу примеры таких работ. Авторами исследований являются ученики 8-9 классов.
1. «Энергосберегающая лампа» В этой работе ученица 8 класса рассматривает историю создания, устройство и принцип работы такой лампы, а также причины, согласно которым необходимо экономить электроэнергию. Выполнена экспериментальная часть работы. Рассчитано математически и проверено на опыте какая экономия будет в семейном бюджете, если во всей квартире лампы накаливания заменить энергосберегающиеми
2. «Необыкновенные свойства обыкновенного вещества» В этом исследовании ученицы 9 класса рассматривают химические и физические свойства поваренной соли, строение кристаллов. Проводят опыты по исследованию электропроводности водного раствора этого вещества. Исследуют зависимость сопротивления раствора от его концентрации.
3. «Магнетизм» Эта работа, выполненная учеником 9 класса, получила диплом первой степени. В данном реферате описывается история обнаружения постоянных магнитов, примеры проявления и использования магнетизма в окружающем мире. В практической части поставлен опыт по наблюдению явления левитации с использованием прибора собственного изготовления.
Есть и другие не менее интересные работы. Все они выполнены ребятами, которым интересен предмет и которые нашли время для участия в учебно-исследовательской деятельности, а создавая свои проекты, приобрели новые знания и умения.
Практически все ученики для дальнейшего своего образования выбрали технический вуз.
Литература.
1. Браверманн Э. М. Урок физики в современной школе.- М.: Просвещение, 1993.
2. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.-М.: Просвещение, 1985.
3. Лымарева Н. А. Проектная деятельность учащихся. Физика 9-11 классы- Волгоград: Учитель, 2008.
4. Перышкин А.В., Филонович Н. В., Гутник Е. М. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы.- М.: Дрофа, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/20/picture-8079.jpg)
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе
Выступление на методическом объединении...
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...
Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности"
Дополнительная работа с учащимися – трудное, кропотливое, но в то же время очень интересное занятие. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/05/picture-65179.jpg)
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии
Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-112647-1381057931.jpg)
Статья "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся"
В статье отражён опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Статья представлена в Сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятель...
Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"
Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411834-1393398440.jpg)
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в внеурочной работе по химии
исследователькой и деятельностью можно заниматься и со слабыми детьми...