Эссе на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации ФГОС»
статья на тему
Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: осуществляется внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление содержания образования, методов обучения и достижение на этой основе нового качества его результатов. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. То есть, мы должны осознать, что человек в современном мире должен обладать таким качеством, как компетентность. И, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС), основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №139
Эссе
на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации
ФГОС»
Выполнила: учитель ин. яз.
Гирш Лилия Евгеньевна
Нижний Новгород, 2015
Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: осуществляется внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление содержания образования, методов обучения и достижение на этой основе нового качества его результатов. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. То есть, мы должны осознать, что человек в современном мире должен обладать таким качеством, как компетентность. И, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС), основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Таким образом, сегодня образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные). Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, выделяет следующие основополагающие, или ключевые, компетенции в образовании: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловая компетенция - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Поэтому эту группу компетенций можно поставить на первое место. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Важно, чтобы учитель не сообщал знания в готовом виде, а побуждал учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. При такой организации обучения ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Это способствует развитию творческих способностей учащихся, обучению их системе активных умственных действий. Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также являются жизненно необходимиыми, так как обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках, во время внеклассной деятельности, при проведении бесед, экскурсий. Для развития этого вида компетентности применяются разнообразные виды работ: создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.
Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личного самосовершенствования.
С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Таким образом очевидно, что компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. И только сформировав в каждом учащемся ключевые компетенции, мы сможем достичь поставленной перед нами обществом и государством цели: воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки РФ,
М., Просвещение, 2014 г.
2. «Фундаментальное ядро содержания общего образования/Российская академия наук, Российская академия образования», под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова, М., Просвещение, 2011 г.
3. Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. - № 2. - С. 3-11.
4.Бурцева, JI.B. Формирование речевых компетенций учащихся / JI.B. Бурцева // Управление школой. 2007. - № 8. - С.46-47.
5.Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4. - С.136-143
6.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
7.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя// Интернет-журнал "Эйдос". 2006. - 5 мая. Http://www.eidos.ru/iournal
8. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. - № 4. - С.62-72.
9. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада A.B.Хуторского в РАО Электронный ресурс. // Интернет-журнал "Эйдос". 2002. - 23 апреля. Http://www.eidos.ru/journal
[]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .
В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....
Выступление на тему "Формирование УУД в условиях реализации ФГОС НОО"
Выступление на тему "Формирование УУД в условиях реализации ФГОС НОО". Доклад был прочитан на педсовете по теме "ФГОС: опыт, проблемы, перспективы."...
Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.
Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...
" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...
ЭССЕ на тему: Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО
Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...
Эссе на тему «Какие изменения происходят при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Эссе на тему "Какие изменения происходят при реализации ФГОС образования обучающихся с УО"...