Выступление по теме самообразования "Чтение как вид речевой деятельности на уроках английского языка"
статья на тему

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.

По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому так актуально чтение.

Чтение рассматривается в школьной методике как цель и как средство обучения иностранному языку. Цель обучения чтения: научить извлекать информацию из прочитанного (это чтение в большей степени про себя).

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_kak_vid_rechevoy_deyatelnosti.doc162.31 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.

По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому так актуально чтение.

Чтение рассматривается в школьной методике как цель и как средство обучения иностранному языку. Цель обучения чтения: научить извлекать информацию из прочитанного (это чтение в большей степени про себя).

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.

1. Чтение как вид речевой деятельности

Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.

Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным.

Хотя в реальном акте чтения процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и тесно взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его процесс, принято условно делить на две группы: а) связанные с «технической» стороной чтения (они обеспечивают перцептивную переработку текста (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы) и б) обеспечивающие смысловую переработку воспринятого - установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста, замысла автора и т.д. (эти умения приводят к пониманию текста как законченного речевого высказывания).

Если обратиться к речевым механизмам чтения, то, так же как и в устном общении, огромную роль здесь будут играть речевой слух, прогнозирование и память, хотя проявляют они себя несколько иначе. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы печатного текста.

Вероятностное прогнозирование - «мысленный обгон в процессе чтения» - как неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности также определяет успешность восприятия и понимания в любых видах чтения.

Прогнозирование способствует созданию у учащихся установки эмоционального настроя, готовности к чтению.

Успешность вероятностного прогнозирования зависит от соотношения между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с темой, от умения пользоваться мгновенным выбором решения из ряда вероятностных гипотез. Гипотезы составляют один из механизмов поиска.

Понимание содержания происходит на основе ряда сложных логических операций, результатом которых являются установление связей в тексте и переход «от развернутых слов к смысловым вехам».

Ступенчатый характер понимания применительно к иностранному языку был описан 3.И.Клычниковой, которая выделила четыре типа информации, извлекаемой из текста и семь уровней понимания.

Два первых уровня (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном понимании. Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст. Операции, которые совершает начинающий читатель, отличаются определенной сложностью. Она возникает не только вследствие количественного расхождения словаря читающего с лексикой, наличествующей в тексте, но и по той причине, что многие слова употребляются в переносном значении и не обладают мотивированностью. Большую сложность представляют также многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы.

Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он также отличается фрагментарностью. Воспринимая предложение, учащийся должен расчленить его на отдельные элементы, установить связь между ними и их роль в высказывании, опознать грамматические омонимы, особенно в служебных словах, и т.д.

Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения и с тем, к каким типам информации относится извлекаемое из текста содержание.

Шестой уровень - понимание содержательной и эмоционально-волевой информации, седьмой - понимание всех четырех типов информации, включая побудительно-волевую.

Два последних уровня должны свидетельствовать о полной сформированности технических. Для выполнения этой последней коммуникативной задачи читающий должен уметь обобщать, находить связь между смысловыми кусками, выделять наиболее важное, «переходить в подтекст», достигать полноты, точности и глубины понимания. В результате всех этих операций читающий оценивает текст в широком социальном и культурном контексте, а само чтение характеризуется зрелостью.

Чтение рассматривается как рецептивная речевая деятельность, которая складывается из восприятия и осмысления письменной речи . В отличие от восприятия устной речи при чтении информация поступает не через слуховой, а через зрительный канал. Соответственно изменяется и роль различных ощущений. Решающую роль при чтении играют зрительные ощущения. Как слушание речи, так и чтение сопровождается проговариванием воспринимаемого материала в форме внутренней речи, которая становится полной развернутой речью при чтении вслух. Поэтому и при чтении большую роль играют моторные ощущения. Читающий слышит себя, поэтому и слуховые ощущения являются обязательным элементом чтения. Они дают возможность проконтролировать правильность собственного чтения. Однако при чтении они играют подчиненную роль в отличие от слушания речи, где они доминируют.

Одновременно с восприятием читаемого происходит и его осмысление. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой. От качества восприятия текста зависит наличие условий для его понимания. Ошибки в восприятии, такие, как уподобление похожих по форме слов, неправильное чтение слов, приводят к искажению смысла. В то же время неправильное понимание смысла наталкивает на ложное угадывание формы слова и т.д.

Понимание содержания читаемого происходит на основе тех же психологических процессов, как и понимание при слушании.

Но некоторые особенности, свойственные только чтению, все же необходимо отметить. Понимание при чтении осуществляется в несколько более благоприятных условиях, которые определяются большей отчетливостью зрительных образов по сравнению со слуховыми и большей продолжительностью их воздействия. В то же время содержание материала при чтении бывает, как правило, сложнее. Тематика устной речи обычно охватывает предметы, близкие говорящему, непосредственно его касающиеся. При чтении круг вопросов значительно шире, особенно на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку. Для текстов, заимствованных из научно-популярной, политической и художественной литературы страны изучаемого языка характерно, в частности, обращение к темам, отражающим быт и историю данной страны, что ведет за собой ознакомление с фактами, предметами, которых нет в опыте читающего.


2. Обучение чтению на уроке английского языка

Приоритетной задачей обучения чтению в начальной школе является формирование у учащихся  техники чтения. Все разделы содержат небольшие тексты повествовательного и диалогического   характера, предназначенные для работы над техникой чтения, а также стихотворения и рифмовки, предназначенные для работы над техникой чтения. Использую разные приёмы как при повторении иноязычной речи за диктором, так и при синхронном повторении – учащиеся при этом следят за письменным текстом ( например, рифмовка « excuse me, where …? Разде л 2, урок 2 милли 4 милли – 2 раздел 3, урок 1 стихотворение A clown). Использую комбинированный подход, сочетающий метод целых слов / фраз и метод звукобуквенных соответствий.

Метод целых слов / фраз, иначе визуальной дифференциации графического образа слова \ фразы без вычленения отдельных  его составляющих ( букв, буквосочетаний, слов в фразе). Дети начинают читать, то есть узнавать графический образ слова, достаточно рано: они читают те слова и фразы, которые уже знают из устной речи. Поэтому, предъявление письменной формы слова происходит после того, как дети научились произносить эти слова / фразы и попрактиковались в их применении. Как это происходит на уроке? Новый языковой материал вводится через игру. На уроках с введением в лексику новых слов новый языковый материал практикуем в упражнениях, например, в играх : «Что пропущено?», Прочитай, что я скажу» и др.  

Метод целых слов / фраз  включает в себя предъявление новых слов / фраз с помощью карточек, учебника или классной доски. Далее следует этап, во время которого учащиеся тренируются распознавать  эти слова, фразы с помощью различных приёмов, например, по цвету (например, раздел 3, урок 1 милли – 4).

На первом году обучения в первых трёх разделах происходит знакомство учащихся с буквами английского алфавита. Начиная со второй части Милли – 2 и в последующих УМК происходит регулярное повторение алфавита в различных орфографических играх, при идентификации картинок, объектов, чтении карт и т. д.

После того, как  учащимся пройден алфавит, начинается изучение графемно-фонемных (звукобуквенных) соответствий. Следуя принципу, «от простого к сложному», объектом изучения становятся сначала согласные, затем гласные и некоторые простые сочетания согласных букв, а в конце курса уже изучаются более сложные «нерегулярные» сочетания согласных и гласных. Работая над упражнениями из рубрик We can read ( в учебнике) и We can read and write  ( в рабочей тетради) закрепляются навыки.

Обучение чтению с целью извлечения информации (имени главного героя, места действия )проводится постепенно. Так, в начале учебника Милли – 2 выполняем не более одного подобного задания на раздел: раздел 2, урок 5 (чтение списка школьных принадлежностей, необходимых для игры), раздел 4 урок 3,5  (чтение текста загадки) и т.д. В Милли -3 и Милли -4 все разделы содержат небольшие тексты повествовательного и диалогического характера, предназначенные для чтения с целью получения информации ( например, Милли – 3 , раздел 2, урок 2 упр. Прочитай и догадайся; Милли -4 раздел 7, урок 2 упр. Прочитай рассказ и скажи верно или не верно.  

В каждом разделе учебника работаем над текстом цель которых  развитие навыков  чтения для удовольствия, основная цель которых не отработка того или иного языкового материала, а повышение мотивации и получения детьми удовольствия от прочитанного ( например, сквозная история в шестом уроке каждого раздела).

Обучение чтению в курсе NME заключается в развитии умений, которые позволяют учащимся читать на английском языке тексты конкретной и абстрактной тематики   (в 10-11 классах довольно большого объёма  и более высокого уровня сложности) с соответствующей скоростью и адекватным пониманием в зависимости от цели чтения.

В 5-11 классах развитие навыка чтения является как одной из основных задач, так  и как средством обучения языковому материалу и другим видам речевой деятельности.

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности предполагает, что дети должны овладеть четырьмя его видами: чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное). Чтобы понять основное содержание текста определяем  жанр и тип текста; определяем тему текстов  различных жанров, определяют основную информацию, идею и замысел автора; выделяют главные мысли или факты, опуская второстепенные. Чтение с извлечением необходимой информации (поисковое). Т.е. извлечь из текста необходимую фактическую информацию, например, имена действующих лиц, место и время действия, аргументы и т.д. Чтение с пониманием существенных деталей прочитанного (изучающее). Это значит детально понять содержание текста с чётко представленной информацией и с информацией, о которой нужно догадаться, т.е.: понять основные и второстепенные факты и мысли; извлечь информацию не явно представленную в тексте, например, определить из контекста , в каких отношениях находятся действующие лица, определить отношение автора к событиям и действующим лицам; понять связь слов в предложении; понять связь между частями текста при наличии слов – связок; понять причинно-следственные связи законченных отрывков; отличить фактическую информацию от мнения автора; делать выводы из прочитанного. Чтение для получения эстетического наслаждения  значит понять и оценить художественный текст большого объёма с общим обхватом содержания и в основном самостоятельно, т.е.: оценить эстетические особенности текста, его эмоциональную окрашенность; понять авторский замысел; отличить фактическую информацию от мнения автора; оценить особенности авторского стиля; критически осмыслить художественный текст.

Рассматривая чтение как  средство обучения языковому материалу и другим видам речевой деятельности тексты используем: для введения лексического, грамматического и фонетического материала; для отработки и  закрепления лексических, грамматических и фонетических навыков; для расширения знаний о языке, социолингвистических и социокультурных знаний; как образец для устного и письменного высказывания; как стимул для устного и письменного высказывания. Умения чтения также используются для выполнения сложных учебных  действий, например, поиска информации  и использовании её при подготовке проекта, оценивание чужого проекта, представленной в письменной форме и т.д.

При обучении чтению  5 -11 классах используются тексты различных жанров и типов. Тексы соответствуют интересам и возрасту учащимся; соответствуют уровню языковой подготовки учащихся; реальность ситуации чтения для учащегося; этический и эстетический потенциал текстов; разнообразие жанров и типов текстов; наличие культурной и социокультурной информации.

Для обучения чтению в УМК используются следующие типы и жанры текстов: социокультурные ситуации (электронное письмо, электронный чат, личное письмо, открытки, новогодние поздравления, психологические тесты и т.д.; информационный (описание домашнего любимца, телевизионная программа, анкета, инструкции, реклама, электронный хит-парад, знаки); научно-популярный (журнальная /газетная статья, заметка, энциклопедическая статья, пояснение  к музейному экспонату); художественный (рифмовка, песня, стихотворение, отрывок из приключенческой повести); публицистический (письмо в журнал, рецензия на книгу).

При обучении чтению  работа над текстом происходит в три этапа:- до прочтения текста, во время чтения текста, после чтения текста.

 Предтекстовый этап

Упражнения в работе с заглавием текста.

1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.

3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

С) По какому слову вы определили, что это информация о …?

4. Переведите заглавие со словарем и скажите, какая приставка придает словам отрицательное значение.

5. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.

6. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.

7. Придумайте заглавие, которым можно объединить три названных факта.

8. Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чем оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Текстовый этап. Упражнения на определение темы текста.

1. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите эту часть текста, назовите тему. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о …

2. Распределите заглавия по указанным темам.

3. Скажите, выражена ли тема в заголовке текста.

1. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть)

2. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.

3. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.

4. Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях специалистов в данном номере газеты.

5. перечислите темы информационных сообщений, помещенных на … полосе газеты (под рубрикой …).

просмотрите соответствующие газеты и журналы на изучаемом иностранном языке.

Послетекстовый этап. Упражнения на контроль понимания прочитанного

1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.

4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

5. Выскажите мнение о прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.

6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.

7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.

При обучении чтению применяю следующие типы заданий:

выбрать правильный ответ из нескольких; выбрать альтернативу (верно или не верно); установить соответствия; установить последовательность действий, событий; восстановить порядок частей текста; дополнить диаграмму или карту;  дать краткий/ развёрнутый ответ на вопросы; заполнить пропуски/ таблицу; дать короткое изложение прочитанного в устной / письменной форме.


Заключение

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из письменного текста. Поскольку чтение осуществляется на письменно фиксированном тексте, это дает возможность вернуться к нему при непонимании и позволяет больше внимания уделить раскрытию содержания.

При овладении чтением учащиеся сталкиваются с целым рядом психических и лингвистических трудностей. Что касается обучению технике чтения, то это в первую очередь чтение вслух, чтение для других. Техника чтения - показатель понимания прочитанного.

Уровень понимания зависит от уровня багажа чтеца.

Трудности в обучении иностранному языку

Это, в первую очередь, трудность, связанная с тем, что при обучении иноязычному чтению в речевой памяти учащихся нет достаточно прочных слухо-речемоторных образов лингвистического материала, которые имеются, например, у младших школьников при обучении чтению на родном языке. Считается, что преодолеть эту трудность можно, если осуществлять так называемое устное опережение.

Затрудняет процесс чтения необходимость овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками.

Вызывает трудность последующий переход к чтению про себя, который должен быть специально организован, а не проходить стихийно.

Значительная трудность возникает тогда, когда в текстах встречаются незнакомые лексические, а на средней и старшей ступенях обучения и отдельные грамматические явления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»

Презентация-конспект урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»...

Обучение учащихся аудированию как виду речевой деятельности на уроках английского языка

Обучение общению на английском языке - актуальная задача, стоящая перед школой, так как контакты людей разных национальностей призваны укреплять взаимопонимание и дружбу между народами....

Выступление по теме самообразования "Чтение как вид речевой деятельности на уроках английского языка"

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учи...

Активизация речевой деятельности на уроках английского языка

Творчество в работе учителя- это неизбежность. В нашем технологичном  мире трудно удержать интерес ребёнка.Но есть способы и приёмы  разнообразить работу учителя....