Активизация речевой деятельности на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Онянова Надежда Афанасьевна

Творчество в работе учителя- это неизбежность. В нашем технологичном  мире трудно удержать интерес ребёнка.Но есть способы и приёмы  разнообразить работу учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

« Среднеобразовательная школа №5»

Выступление  по теме

«Активизация речевой деятельности

на уроках английского языка»

                                                  Разработала: Онянова Надежда     Афанасьевна ,   учитель английского языка  МАОУ СОШ №5

                                                                           

                 

                          Обобщила опыт работы  в рамках  

                                           школьного семинара  «Активизация речевой

                                              деятельности на уроках гуманитарного цикла»

                               Директор                      Новиков В.Н.

                                                           

                               

                                                           

                                             

Березники, 2014

                   

                                                                    «Учитель, будь солнцем,

                                                                      излучающим человеческое тепло,  

                                                          будь почвой, богатой ферментами

                                                          человеческих чувств, и сей знания

                                                     не только в памяти и сознании

                                                   твоих учеников, но и в душах

                       и сердцах».

        Ш.А.Амонашвили.

Иностранный язык сегодня осознаётся как фактор « социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества». Поэтому нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе её профессиональному становлению. Иностранный язык, призванный заложить  основы иноязычного общения, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а так же способствует формированию профессиально важных качеств личности.                                                                                                                                                        

Речевая деятельность- явление сложное. Оно связано с понятиями языковой системы, речевого общения, речевого взаимодействия, деятельности человека в целом.  Следующим шагом был переход к коммуникативному общению. .  Речевое взаимодействие- это взаимодействие  людей друг на друга  в целях побуждения к ответным речевым или неречевым действиям. Если нет взаимодействия, нет коммуникации. (У.Риверс).    Взаимодействие создаёт мотив и стимул коммуникации. Для того, чтобы осуществилась коммуникация, нужна информация и личная заинтересованность её участников во взаимодействие. Выделяются  два основных вида деятельности: продуктивный ( говорение и письмо) и рецептивный ( аудирование и чтение). Ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно.  В методике различаются четыре коммуникативных умения: аудирование, говорение, чтение, письмо. Однако ошибочно было бы думать, что каждому умению можно было бы обучить в отрыве от других коммуникативных умений. Обучая, например, говорению мы одновременно создаём базу для обучения аудированию, чтению, письму. Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию: мотив речи  «гнездится» в ситуации. Ситуация- это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него  потребность говорить. Ситуации могут быть конкретными, абстрактными и проблемными.                                                                             Наиболее адекватным приёмом обучения говорения являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры. В.А. Артемов обратил внимание на близость обстоятельств, стимулирующих овладение языком, к театральным обстоятельствам, он считал, что для усвоения языка существенны « предлагаемые обстоятельства» ( К.С.Станиславский).

Монолог является такой формой речи, когда её выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства. Существует ряд  разновидностей монолога, обслуживающих различные сферы общения. Это – приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика.  

К этому виду деятельности относится так же пересказ текста, чтение текста с ответами на вопросы по содержанию.                                                                             Другая форма работы – диалог. В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги обслуживают деловые характеристики.

Свободные диалоги бывают следующих типов: интервью, расспрос, беседа.                                                                                                  

   Игра в условиях школы позволяет поддерживать работоспособность каждого в течении всего урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют слова, выполняют развивающую функцию. При формировании навыков диалогической речи  на практике используются, как правило,  вопросо- ответные формы диалога.

                                                                                                                                                                                                                                   

прослушивание ( чтение) текста, составление вопросов по содержанию и последующее коллективное обсуждение текста

  • чтение текста и пересказ его товарищам из другой группы
  • совместное составление рассказа по наглядности  
  • организация устного общения по поводу прочитанного текста
  • участие всей группы в решении заданий на смекалку              (кроссвордов, ребусов)
  • разнообоазные формы работы. основанные на взаимном контроле знаний, умений и навыков ( взаимная проверка словарного запаса, проверка исьменных работ).

Эти и другие подобные формы учебной деятельности в рамках малых групп позволяют максимально вовлечь каждого ученика в процесс иноязычной коммуникации в каждую единицу времени, дают возможность как бы увеличить социальную нагрузку на изучаемый язык. В малых языковых группах можно осуществить  обмен мнениями по поводу  содержания прочитанного. Положительная мотивация в данном случае  создаётся за счет того, что ученику предстоит обсудить содержание со своим  партнером. У него вырабатывается чувство  ответственности  при выполнении задания. Другая форма работы- это передача  прослушанного  с постепенным  ограничением времени. Это позволяет совершенствовать навыки аудирования, формированию которых  не уделяется должного внимания, и развивать способность  сосредотачиваться на главном в воспринимаемой информации.  

 Аудирование является важным компонентом речевой  деятельности. В течении всего  урока дети слышат  поток речевых фраз классного обихода, приказаний, распоряжений, заданий. при этом я использую  наглядность, жесты, повторы. Задача учителя иностраного языка- обеспечение активной деятельности каждого ученика в течении всего урока, максимальное увелечение времени говорения каждого.                                    

Задачи данного вида речевой деятельности состоит в том, чтобы привести учащихся к одновременному восприятию и пониманию текста. Учащиеся лучше справляются с более трудными, но увлекательными текстами, чем с легкими, но бессодержательными.

Письмо – сложное речевое умение, оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Оно помагает прочному усвоению языкового материала и формированию навыков в чтении и устной речи. В условиях современной интеграции Европейских государств повышается мобильность их граждан, связанная с поиском работы, учебы или отдыха. В этой ситуации возрастает роль знания иностранного языка. Одним из методов коммуникативного обучения иностранным языкам является проектная методика., то есть практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях, предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность, речевой  такт и с обязательным выходом на публику, то есть требует как бы социальной оценки. Использование проектной методике в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике.  Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает учащимися своих собствнных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность принятия личной ответственности за продвижение в обучении. При организаии общения лучше применять такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с их личным опытом.  Проекты предполагают активизацию речевой и творческой деятельности. Сообщая другим о себе и окружающем мире по- английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка, как языка международного общения.

Мы напряженно работаем, ищем более эффективные формы и приемы обучения школьников. Нам удается активизировать речевую деятельность учащихся, а так же научить понимать иноязычную речь, говорить в пределах программных требований, читать на иностранном языке. Необходимо постоянно анализировать свои успехи и, главное, неудачи, постоянно стремиться к осознанию опыта, к совершенствованию методики.                                      

   

                                     

       

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Игровые приемы как средство активизации речевого общения на уроках английского языка

         В настоящее время владение иностранным языком становится все более неотъемлемым качеством культурного образованного человека. Объективной причиной повышения ин...

Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы.

На современнном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. я предгагаю некоторые из них....

Активизация речевой деятельности на уроках иностранного языка

Привить учащимся навыки свободного владения иноязычной речью – нелёгкая, но очень важная задача. Чтобы ребёнок заговорил, ему нужно переступить языковой и психологический барьер. Чтобы не возник...

Активизация речевой деятельности на уроках английского зяыка.

Цель разработки: помочь учителям избежать распространенной ошибки в преподавании – большой процент говорения учителя по сравнению с процентом говорения учащихся, а также подсказать возможные пут...