«Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучающихся в рамках ФГОС»
статья на тему
В данной статье описываются актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku_v_ramkah_fgos.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
При обучении иностранным языкам большую роль играет использование различных наглядных средств: рисунков, картин, опорных схем, презентаций, подстановочных таблиц и это, безусловно, вносит разнообразие в учебный процесс, делает его наиболее интересным для обучающихся.
Подстановочные таблицы, раздаточный материал и другие задания, а также игры необходимы для того, чтобы облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, а так же снять различного рода сложности, обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся, сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале, сформировать прочные навыки и умения.
Из опыта своей работы , я пришла к выводу, что обучение с применением наглядных пособий проходит более успешно на младшем этапе обучения.
Способности школьников к изучению иностранного языка различны: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения усваивается обучающимися одного класса неодинаково: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т.д. Кроме того, у всех детей разный склад ума.
При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.
Учителю нужно стремиться к тому, чтобы на уроке работали как сильные так и слабые ученики. Сильные ученики должны помогать своим более слабым товарищам, исправлять сделанные ими ошибки.
Подстановочные таблицы, игры, опорные схемы, презентации создаются для самых различных целей: введение и закрепление лексического и грамматического материала, для обучения монологической и диалогической речи, аудированию и т.д. Такие пособия облегчают, на мой взгляд, процесс обучения иностранному языку, делают его более успешным и продуктивным.
В английском языке во 2 классе при изучении и повторении спряжения глагола to be в настоящем времени и в прошедшем времени в 4 классе я использую раздаточные картинки с подстановочными фигурками. Например, на альбомном листе рисую озеро с кувшинками, на листьях написаны личные местоимения (I - на одном листе, you - на другом и т.д.) Отдельно рисую и вырезаю из бумаги 6 лягушек: лягушку am, are , is, was, were.Ребёнок должен посадить на свой листок каждую лягушку, а затем прочитать, что получилось.
Такие картинки с аналогичными сюжетами (ёжики с грибами, кошки с котятами и т.д.) готовлю для каждой пары учеников. Детям это упражнение очень нравится, воспринимается как забавная игра и помогает усвоить важный грамматический материал.
Игра «Строим предложение» используется для повторения порядка слов в английских предложениях. Записываем части предложения на отдельных листах бумаги, а ученик должен собрать листки, проговаривая каждый элемент в предложении:
Например: Has, a, big, got, cat, Tim. Tim has got a big cat.
При работе над определёнными грамматическими структурами особенно удачны, на мой взгляд, подстановочные таблицы. Подобные таблицы заставляют детей думать, а не просто составлять слова в предложения.
Таблицы для английского языка:
Задай вопросы своей маме, тренировка глагола may (3 класс)
May | I | eat play take go | away in the morning a clean shirt three sweets tennis |
Отработка общих вопросов для 2,3,4 классов
Can Have Has Is Are | you your sister he, she a cat your friends | a pet? black? pupils? swim? a smart student? |
Расскажи, что делали вчера вечером члены твоей семьи (4 класс)
My Mum I My Dad My sister My brother | did cooked read skied washed | dinner. a book. my homework. the dishes. In the park. |
Закрепление оборота to be going to + Infinitive (5 класс).
I My friends We She The Head teacher | am is are | going to | invite a group of Russian students visit great Britain miss lesson at school write an invitation letter stay with English families |
Отрабатывая, таким образом, подобные лексические и грамматические структуры, ученики осваивают их на доступном уровне. Этот уровень максимально высок у каждого.
Как известно, что основная память в 10-12 лет – это двигательная память, то я стараюсь максимально использовать ситуации, требующие от детей каких-либо движений. Это может быть рисование, например, при изучении предлогов в английском языке - Нарисуй, где лежит мяч/ книга/ ручка/ карандаш и т.д.
Дети очень любят играть в лото. Я использую лото для изучения и запоминания лексики.
Дети изготавливают карточки размером 3 см х 6 см из плотной бумаги, делят на 2 части. В левой части написано английское слово зеленым фломастером, в правой части перевод следующего слова синим фломастером. Задание: подобрать карточки таким образом, чтобы получился замкнутый круг (к русскому слову находят карточку с переводом на английский язык) и т.д.
pen | яблоко | apple | книга | book | ручка |
А так же можно нарисовать на таких карточках предметы (одежду, игрушки, овощи, фрукты и т.), с помощью которых можно контролировать изученную лексику.
Младшим школьникам нравиться игра «Укрась ёлочку», Можно поставить искусственную ёлочку, можно нарисовать. Детям предлагается украсить её разноцветными шарами (при прохождении темы «Цвета»). Учитель обращается к детям поочерёдно с просьбой повесить на ёлку шар или игрушку того или другого цвета.
Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй - повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.
Но при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с большим количеством трудностей, чем на любом другом уроке.
Учителю необходимо создать определенные условия, которые помогут свести к минимуму те трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении иностранного языка.
Несколько лет подряд, в своей работе я использую памятки как вспомогательное средство для организации учебного процесса, самостоятельного овладения иностранным языком и его методикой одновременно.
В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Они подсказывают учащимся верный и надежный путь работы с основными видами речевой деятельности, новыми грамматическими формами, упражнениями. В них собраны основные моменты, которые, как правило, и вызывают затруднения. Количество памяток не должно быть большим, но они охватывают все существенные стороны образовательного процесса.
При составлении памяток необходимо учитывать ступень обучения, этап работы над темой, уровень владения учащимися иностранным языком. Так, при работе над темой «Образование множественного числа существительных», памятки во 2-4 классах могут и должны отличаться от тех, что предлагаются учащимся, например, в 5-9 классах.
Виды памяток
- Памятка-алгоритм. Все предлагаемые действия строго фиксированы и их последовательность обязательна.
Памятка №1 - используется при знакомстве с числительными от 13 до 20, 20 -100 на начальной ступени обучения. Такую памятку можно использовать при закреплении или повторении числительных на начальном и среднем этапах обучения (например, при работе со слабоуспевающими детьми)
Числительные | ||
-teen | -ty | |
3 three | 13 (thir-) | 30 (thir-) |
4 four | 14 | 40 |
5 five | 15 (fif-) | 50 (fif-) |
6 six | 16 | 60 |
7 seven | 17 | 70 |
8 eight | 18 | 80 |
9 nine | 19 | 90 |
- Памятка-инструкция. В ней даются вполне конкретные указания о необходимости определенных действий (шагов), но обучающиеся имеют возможность перестановки или опускания одного - двух действий.
Памятка №2 – для обучающихся среднего звена при выполнении упражнений по теме «Степени сравнения прилагательных» (например – «Заполни пропуски в предложениях», «Раскрой скобки» и т.д.)
Степени сравнения прилагательных 1. Прочитай и переведи слово. 2. Определи, является ли это слово исключением. 3. Если это слово - исключение, напиши его сравнительную и превосходную степень. Если это слово не является исключением, выполняй далее п.4. 4. Определи сколько в слове слогов. 5. Если в слове 3 или более слогов, напиши его сравнительную и превосходную степень, используя слова «more» и «most». Если в слове 1 или 2 слога выполняй далее п.6. 6. Вспомни правила написания слов при прибавлении к ним суффиксов. а) согл. + y - y → i + es б) немая гл. «е» второй раз не пишется в) если в слове 1 слог и слово заканчивается на 1 согласную , согласная удваивается. 7. Определи, подходит ли данное слово к п.6. Если «да», запиши его сравнительную и превосходную степень, выполнив необходимые преобразования, если «нет» см. п.8. 8. Запиши слово без изменений, прибавив к нему суффиксы. 9. Проверь, записал ли ты перед прилагательным в превосходной степени артикль «the». |
- Памятка-совет. В ней обучающиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие осуществляется успешно. Выбрать действие, наиболее подходящее для него лично – дело самого обучающегося.
Памятка №3 - для работы с учащимися средней ступени обучения по теме «Структура предложения. Отрицательные предложения».
Предложения с отрицанием.
Если нет, смотри п.4.
|
Именно эти виды памяток я чаще всего использовала раньше и применяю сейчас.
Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха.
Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива обучающихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.
Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....
Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....
Личностно-ориентированные технологии в обучении иностранным языкам.
В настоящее время в профессиональном образовании сложились хорошие условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые Государственные образовате...
Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восп...
Программа обучения иностранному языку 9 класс
Программа обучения иностранному языку 9 класс...
Статья "Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых".
Материал будет интересен учителям, работающим в классах с неоднородным составом детей. У нас в сельских школах нет никакого отбора. Мы обучаем всех детей проживающих на данной территории и блислежащих...