Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка
опыты и эксперименты по английскому языку (7 класс) на тему

 

  В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы71.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка

   Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

   Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения.

   Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно – ориентированный подход.

Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.

   Необходимость использования технологии в современной школе.

В XX –ХХI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Исходя из всего этого, меняются цели и задачи образования.  

Старые цели и задачи

Новые цели и задачи

Учащийся

- приобретает знания и навык;

- приобретает их как можно в большем объеме;

- ориентация на объем материала;

- отсутствие возможности выбора;

- принятие целей образования и жизни в готовом виде;

- стремление избежать контроля.

- саморазвитие и самосовершенствование;

- знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

- наличие возможности выбора программ и даже предметов;

- постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

- стремление к своевременному и объективному контролю.

Процесс

- передача опыта и знаний;

- обучение на основе устоявшихся знаний;

- использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

- жесткость учебных и образовательных программ.

- индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

- обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

- обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

- гибкость учебных и образовательных программ.

Результат

- подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

- редкие нововведения сверху.

-создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;

- формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

- постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

 

  1.Личностно-ориентированный подход.

  В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

   Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности школьника. Личностная активность обеспечивает активное отношение к знаниям,систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, по-скольку она обусловлена психологическими особенностями личности — актуальными потребностями, значимыми для ученика целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями.

На уроках иностранного языка формируются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудирова-нии развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения, а также механизмы опережающего отражения высказывания, оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия речи, смыслового структурирования высказывания. Развитие этих механизмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухо-и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция.

Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции школьников заключается также и в том, что работа над иноязычным высказыванием способствует формированию логики мышления.

    Логика мышления совершается в слове, и поэтому последовательность изложения, информативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, переход от данного к новому, построение логически связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик полилога формируются в иноязычном высказывании.

Развитие учащихся в процессе изучения иностранного языка зависит от ряда условий. Определяющее влияние оказывает личность учителя как организатора учебно-воспитательного процесса по предмету. От педагогического призвания, позиции и направленности личности учителя зависят его творчество, организация деятельности, система субъективных отношений и в конечном итоге результат развивающего обучения

2. Дифференцированный подход в обучении английскому языку

Изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку.  Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности.

Дифференцированный подход в обучение - это оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку; это определение индивидуальных особенностей личности учащегося и организация деятельности учителя на этой основе; это неодинаковые способности школьников к обучению иностранных языков, разная степень подготовленности школьников ( см. презентацию по теме "Пассивный залог" 8 класс). При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени (см.: Каспарова М. Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитии у школьников // Иностр. языки в школе.— J986.— № 5).

Часто бывает так, что учитель дает слабому учащемуся менее сложное задание, чем сильному, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, учитель, конечно, прав, давая возможность слабому ученику принять участие в учебном процессе, тем самым активизируя его способности. Но тогда у сильного учащегося может возникнуть вполне правомерный вопрос: «Почему мне приходится учить так много и выполнять такие сложные задания, если моему однокласснику, чтобы получить такую же оценку, достаточно сделать работу, гораздо меньшую по объему и более легкую по степени трудности?» Такие случаи бывают в моей практике, и порой очень трудно ответить на подобный вопрос. Ребенку это не всегда понятно, особенно если слабый ученик отстает из-за своей нерадивости, лени (пропустил уроки, невнимательно слушал учителя, а ему делаются поблажки: даются легкие задания). Дело в том, что дети менее, чем взрослые, склонны доискиваться до сути вещей. В данном случае налицо явная «несправедливость» учителя, и заставить ребенка разувериться в этом нелегко. С другой стороны, нельзя игнорировать принцип индивидуального подхода к каждому школьнику, иначе неусвоенный однажды материал может сделать учащегося постоянно отстающим.

— от класса к классу увеличивать объем самостоятельной работы учащихся, так как только на уроках (как бы интенсивно они ни проходили) научиться иностранному языку так, чтобы пользоваться им практически, нельзя

— показать учащимся, какие существуют пути пополнения знаний по иностранному языку, применения приобретаемых навыков и умений. К ним в первую очередь относится активное, систематическое чтение. Наблюдения показывают, что учащийся с удовольствием перечитывает интересные тексты на иностранном языке. Нужно помочь ученикам найти тексты, которые были бы доступны им по языку и интересны. Книжки с такими текстами можно найти в библиотеках. Нередко учителя сами создают школьную библиотечку для своих учащихся, а последние в свою очередь следят за тем, чтобы книги регулярно обменивались и все желающие могли прочитать их. Определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции осуществляется только на основе оценивания продуктов речевой деятельности учащихся на иностранном языке. Достижению этой важнейшей задачи служат задания сборника "Тренировочные упражнения в формате ГИА 5 класс, автор Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко". В сборнике предлагается система заданий на развитие умений чтения, письма, лексико-грамматических навыков как основы речевых умений. Тренировочные упражнения служат развитию жизненно важных УУД. Задания по чтению в формате TRUE|FALSE|NOT STATED, установление соответствий между текстами, частями текста и заголовками - шаги в развитии умений смыслового чтения- одного из важнейших метапредметных умений, которые должна обеспечивать современная школа. Ученики 6 класса получили задания из этого сборника на лето по чтению.

  Другим средством является слушание уроков, записанных на магнитную ленту, пластинок, прослушивание песен и разучивание их. Можно утверждать, что эффективное овладение изучаемым языком возможно только тогда, когда учащийся умеет работать, упорно, настойчиво трудиться.

3. Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода

 В настоящее время поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного (английского) языка при осознании в обществе в целом значимости его изучения. Мотивация недостаточна, так как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления). Метод проектов как раз и позволяет, по мнению исследователей, решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка . Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Эффективному решению проблемы обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может способствовать, по мнению ученых, метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу - создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.

Проектная методика обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве . Личностно-ориентированное воспитание и обучение отражает направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами данного учебного процесса. Изменяется схема общения - учащийся начинает выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение означает учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых. Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации . Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты .

Проект включает в себя:

· постановка проблемы

· участие в целеполагании

· формулирование задач

· распределение этапов работы, функций каждого

· сбор информаций и ее организация

· обсуждение

· коррекция, дополнение

· подготовка к презентации, презентация

Что такое проект? Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для учащегося. Подготовка и реализация собственных творческих проектов является заключительным этапом определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.

Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка.

В данной системе обучения осуществляется в ходе решения проблемных задач непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектирование способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное - это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы . Можно выделить несколько типов проектов: творческие,исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролево-игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, имитирующие социальные и деловые отношения. Практико-ориентированные типы проектов отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая в свою очередь должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников . Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком либо объекте, явлении. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешенными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.

Информационный проект

I am proud of my great-grandfather

Vereshagin Konstantin Alekseevich. C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Сканировать1.jpg

By Toporishev Maxim

He was born in the Ignatovskaya village that belongs to Nizhne-Kyloe in 1923. He didn’t have much time to study. Therefore, he finished four grades and then he had to begin working at the kolkhoz (collective farm). There was few machinery at the kolkhoz, that is why all the labour was muscle and hard. At that time, they also sent young people to timber cutting.

At the beginning of the war, great-grandfather was sent to study to FZO in the city of Vologda. He gained the profession of trackman and worked as a trackman until his dispatching to battlefront in February in 1942. The year of the 1942 was the hardest year of the war. The situation at battlefronts was extremely nervous.  Great-grandfather was sent to the artillery regiment, which was being formed at the Kushuba station in the Vologodskaya Region. The regiment, where my great-grandfather served, participated in the battles near Voronezh, at the Kursk Bulge. Here near Voronezh he got a serious wound. After that, he was at the hospital for three months. After recovery, he headed for studying to the sergeants’ school. Then he went to the battlefront at the Kursk Bulge again. On August 15, great-grandfather got one of the hardest wounds in the Sumskaya Region. Approaching the village, they touched off a mine and only two people stayed alive out of eight ones. He got a hard shrapnel wound to the right leg and many splinters got into his face and neck. The unit was fully broken, and great-grandfather only not lost his eyesight. He was in hospitals for much time, even in Turkmenistan.  

Konstantin Alekseevich was rewarded the medal “For bravery” and anniversary medals because of taking part in the war.

 

Рассмотрев данную методику обучения иностранному языку, мы считаем, что личностно – ориентированный подход является немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.


Список используемой литературы:

Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному языку», М. 1985.

Скалкин В.Л. «Коммуникативные упражнения на английском языке» М., 1983.

Шубин У.П. «Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам», М. 1972.

Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995.

Пассов Е.И., Царьков В.Б. «Концепции коммуникативного обучения», М., 1993.

Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983.

Потебня А.А. «Мысль и язык» полн. собр. соч. 1996.

Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969.

Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991.

Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990.

Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. «Цели и содержание обучения говорению в начальной школе» ИЯШ, 1995.

Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.

Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988.

Программа обучения иностранных языков в начальной школе, М., 1995.

Шабарин М.Ю. Обучение иностранному языку в воспитании личности. - «Иностраные языки в школе», 1986, № 5.

Есипович С.В. Дифференцированный подход в обучение иностранному языку. - «Иностраные языки в школе», 1979, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках иностранного языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

СТАТЬЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка...

Доклад «Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка»

В докладе освещены вопросы применения новых информационных технологий: проектирование, активные приемы обучения, использование Интернет-ресурсов, формирование коммуникативной компетенции, интерактивно...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...